уменьшения стоимости чистых активов коммерческой организации по результатам второго и каждого последующего финансового года ниже установленного законодательством минимального размера уставного фонда;
установление фактов, свидетельствующих о том, что ее деятельность была связана с торговлей людьми;
3) регистрирующего органа в случаях:
нарушения сроков и порядка формирования минимального размера уставного фонда, предусмотренного в соответствии с законодательством;
неосуществления предпринимательской деятельности в течение 6 месяцев подряд и ненаправления коммерческой организацией налоговому органу сообщения о причинах неосуществления такой деятельности;
выплаты работникам в течение трех месяцев подряд заработной платы в размере менее месячной минимальной заработной платы, установленной законодательством;
препятствования собственником имущества частного унитарного предприятия, местонахождением которого является жилое помещение, проведению соответствующих проверок уполномоченными органами;
систематического грубого нарушения законодательства о труде.
При обнаружении оснований для ликвидации:
органы Комитета государственного контроля, прокуратуры, внутренних дел, Комитета государственной безопасности, Министерства по налогам и сборам, департамент государственной инспекции труда Министерства труда и социальной защиты и иные уполномоченные органы в пределах своей компетенции направляют регистрирующему органу представление (предложение) о ликвидации коммерческой организации;
регистрирующий орган принимает решение о ликвидации этой организации на основании указанного представления (предложения), а в отношении организации с иностранными инвестициями подает соответствующее заявление в хозяйственный суд.
Ликвидация коммерческой организации, в уставном фонде которой имеются акции (доли) иностранных юридических и (или) физических лиц, осуществляется в установленном законодательством порядке по решению учредителей (участников), собственника имущества или органа этой организации, уполномоченного на то ее учредительными документами, либо в судебном порядке. Порядок ликвидации некоммерческих организаций регулируется иным законодательством.
При ликвидации коммерческой организации по решению учредителей (участников) либо органа этой организации, уполномоченного на то учредительными документами, в регистрирующий орган представляются:
заявление о ликвидации;
решение о ликвидации;
сведения о составе ликвидационной комиссии, ее председателе или назначении ликвидатора;
сведения о порядке и сроках ликвидации.
На основании документов, регистрирующий орган в пятидневный срок представляет Министерству юстиции сведения о том, что коммерческая организация находится в процессе ликвидацией, для внесения их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей. Осуществление операций по счетам такой коммерческой организации, совершение его сделок, не связанных с ликвидацией, не допускаются.
Ликвидация коммерческих организаций в судебном порядке осуществляется в соответствии е законодательством. До принятия решения о ликвидации коммерческой организации регистрирующий орган обязан обратиться в налоговый орган с запросом о подтверждении внесения данной организацией платежей в бюджет, государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды.
Если коммерческая организация в срок, установленный для устранения нарушений, обжалует решение или действия должностных лиц уполномоченных органов в суд, регистрирующий орган не вправе принять решение о ее ликвидации до вынесения судебного решения.
Регистрирующий орган обязан согласовать ликвидацию коммерческой организации, акции (доли) которой находятся в государственной собственности, с республиканским органом государственного управления или местными исполнительными и распорядительными органами, уполномоченными управлять соответствующим государственным имуществом.
Регистрирующий орган, принявший решение о ликвидации юридического лица, в десятидневный срок создает ликвидационную комиссию, назначает председателя или ликвидатора, а также устанавливает порядок и сроки ликвидации в соответствии с законодательством.
В состав ликвидационной комиссии, создаваемой регистрирующим органом, могут входить один из учредителей (участников), руководитель ликвидируемой коммерческой организации, представители регистрирующего и уполномоченного органов. Члены ликвидационной комиссии назначаются решением регистрирующего органа, которая назначает председателя ликвидационной комиссии (ликвидатора) из числа ее членов. Председателем ликвидационной комиссии не могут 'быть собственники имущества (учредители, участники), руководитель ликвидируемой коммерческой организации. С момента создания ликвидационной комиссии (назначения ликвидатора) полномочия руководителя коммерческой организации переходят к ликвидационной комиссии (ликвидатору), которая решает все вопросы по ликвидации данной организации в пределах полномочий, установленных законодательством.
Ликвидационная комиссия (ликвидатор), созданная регистрирующим органом, в соответствии с законодательством:
помещает в газете "Рэспублша" сообщение о ликвидации коммерческой организации, в котором указывает порядок и сроки заявления требований ее кредиторами;
составляет перечень кредиторов с указанием сумм долга;
уведомляет в письменном виде кредиторов о ликвидации коммерческой организации;
принимает все возможные меры к выявлению кредиторов и получению дебиторской задолженности;
сосредоточивает денежные средства коммерческой организации на единых расчетном (текущем) и валютном счетах в одном банке, закрывает все счета в других банках;
оценивает имущество ликвидируемой коммерческой организации;
рассчитывается с кредиторами в порядке очередности;
обеспечивает соблюдение прав и интересов увольняемых работников;
утверждает смету расходов по ликвидации коммерческой организации, в том числе по финансированию деятельности, ликвидационной комиссии на период ее работы;
составляет в установленном порядке ликвидационный бадане, в том числе промежуточный, и представляет его регистрирующему органу со всей документацией и отчетом о работе ликвидационной комиссии; - осуществляет иные функции в соответствии с законодательством.
После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемой коммерческой организации, перечне предъявляемых кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.
При ликвидации юридического лица требования его кредиторов удовлетворяются в следующей очередности:
1) в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемая коммерческая организация несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей;
2) во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий, оплате труда лиц, работающих по трудовым, гражданско-правовым договорам, выплате вознаграждений по авторским договорам;
3) в третью очередь погашается задолженность по платежам в бюджет и государственные целевые бюджетные и внебюджетные фонды;
4) в четвертую очередь удовлетворяются требования кредиторов по обязательствам, обеспеченным залогом имущества ликвидируемой коммерческой организации;
5) в пятую очередь производятся расчеты с другими кредиторами в соответствии с законодательством.
Требования каждой следующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей.
Субсидиарная ответственность учредителей (участников) общества с дополнительной ответственностью, исчисляется в белорусских рублях исходя из установленного Национальным банком официального курса белорусского рубля по отношению к евро на день составления ликвидационного баланса.
После завершения расчетов с кредиторами ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс и утверждает его. Имущество коммерческой организации, оставшееся после удовлетворения требований кредиторов, передается ее собственнику (учредителям, участникам). Расходы, связанные с ликвидацией юридического лица по решению регистрирующего органа, производятся за счет средств этого лица в первоочередном порядке, а при отсутствии указанных средств - возмещаются за счет средств соответствующего бюджета, поступивших в качестве регистрационного сбора за государственную регистрацию, в порядке, установленном Советом Министров Республики Беларусь. Ликвидационная комиссия (ликвидатор) представляет в регистрирующий орган в срок, установленный этим органом для ликвидации коммерческой организации:
копию публикации в газете "Рэспублiка";
печати и штампы организации либо заявления учредителей (участников) об их неизготовлении или сведения о публикации в установленном порядке объявлений об их утрате;
документ, подтверждающий закрытие расчетного (текущего) и иных счетов в банках;
отчет ликвидационной комиссии (ликвидатора);
ликвидационный баланс, подписанный членами ликвидационной комиссии (ликвидатором) и утвержденный собственниками имущества (учредителями, участниками) либо органом коммерческой организации, уполномоченным на то учредительными документами, а в случае, если коммерческая организация ликвидирована по решению регистрирующего органа, - подписанный ликвидационной комиссией и утвержденный регистрирующим органом;
подлинник свидетельства о государственной регистрации коммерческой организации или заявление о его утрате с приложением сведений о публикации в установленном порядке объявления об утрате;
справку налогового органа о расчетах с бюджетом и возврате извещения о присвоении учетного номера налогоплательщика;
справку Фонда социальной защиты населения Министерства труда социальной защиты о расчетах с бюджетом Фонда;
справку таможенного органа об отсутствии задолженности по платежам, взимаемым таможенными органами;
справку соответствующего территориального (городского или районного) архива местного исполнительного и распорядительного органа о сдаче на хранение документов, в том числе по личному составу, подтверждающих стаж и оплату труда работников.
Кроме того, коммерческая организация представляет в регистрирующий орган:
подлинник свидетельства о государственной регистрации, а при его отсутствии - заявление о его утрате с приложением сведений о публикации в установленном порядке объявления об утрате;
справку соответствующего, территориального (городского или районного) архива местного исполнительного и распорядительного органа о сдаче на хранение документов в том числе по личному составу, подтверждающих стаж и оплату труда работников;
печати и штампы либо заявление учредителей (участников) организации об их неизготовлении или, сведения о публикации в установленном порядке объявлений об их утрате.
На основании документов, указанных выше, регистрирующий орган принимает решение об исключении субъектов хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
Регистрирующий орган в пятидневный срок со дня вынесения (получения) данного решения представляет в Министерство юстиции-сведения для включения, их в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей и сообщает о ликвидации (прекращении деятельности) субъектов хозяйствования в налоговые органы, органы Фонда социальной защиты населения Министерства труда и социальной защиты, органы государственной статистики. Министерство юстиции вносит запись, об исключении субъектов хозяйствования из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей датой принятия регистрирующим органом соответствующего решения.
Коммерческая организация считается ликвидированной, а деятельность индивидуального предпринимателя прекращенной с даты внесения записи о ликвидации (прекращении деятельности) в Единый государственный регистр юридических лиц и индивидуальных предпринимателей.
В случае, если после исключения коммерческой организации, индивидуального предпринимателя из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей будет в установленном порядке доказано, что коммерческая организация, индивидуальный предприниматель в целях избежания ответственности перед своими кредиторами передали другому лицу или иным образом намеренно скрыли хотя бы часть своего имущества, кредиторы, не получившие полного удовлетворения своих требований, вправе обратить в соответствии с законодательством взыскание на это имущество в непогашенной части долга.
Юридическое лицо, обязано прекратить свою деятельность, а индивидуальный предприниматель - предпринимательскую деятельность с момента принятия регистрирующим органом решения о ликвидации этого юридического лица или прекращении деятельности индивидуального предпринимателя. После исключения юридического лица, индивидуального предпринимателя из Единого государственного регистра юридических лиц и индивидуальных предпринимателей указанные лица в месячный срок подлежат исключению из состава учредителей (участников) других организаций.
Заключение
Для того чтобы сделать вывод в вопросе о понятии коммерческого юридического лица необходимо обратить внимание на источники правового регулирования данного вида субъекта права. Вспомним, что основополагающими деятельности коммерческих юридических лиц являются Конституцией Республики Беларусь, Гражданский кодекс Республики Беларусь, Закон Республики Беларусь "О хозяйственных обществах", а также другие нормативно - правовые акты. Также следует отметить, что деятельность исследуемых мной юридических лиц является совсем молодой. И, поэтому, как и в любых новых законах и здесь я нашла ряд пробелов.
В настоящей работе были рассмотрены особенности действующего законодательства, связанные с процедурой создания и регистрации юридических лиц в Республике Беларусь. На мой взгляд, рассмотренная процедура несколько громоздка, требует подготовки многих документов и не способствует привлечению инвестиций и развития экономики Республики Беларусь. Ярким примером упрощённой процедуры регистрации юридических лиц является заявительная процедура создания предприятий в Российской Федерации. Предоставив самый простой список документов, учредители уже через 2-3 дня могут получить зарегистрированный устав, свидетельство о государственной регистрации, при этом со всеми регистрами учёта, индивидуальным налоговым номером, печатью и др. В некоторых регионах Российской Федерации - вся процедура регистрации осуществляется в течении дня, в Европе может осуществляться в течении 3-4 часов.
Во-вторых, необходимо обдумать практическую необходимость и целесообразность существования ряда отдельных (специальных) законов в рассматриваемой сфере. В Законе Республики Беларусь "О хозяйственных обществах" необходимо подробнее урегулировать особенности правового положения сверхкрупных акционерных обществ (называемых в некоторых зарубежных правопорядках публичными). Соответствующие нормы могли бы составить отдельные главы таких законов, но ни в коем случае не предмет отдельных законодательных актов (в том числе и потому, что в наших условиях это практически неизбежно повлечёт противоречия с действующими законами, повторение ряда общих правил и т.п.) к необходимости же разработки и принятия в каждом случае отдельного закона следует относиться с большой осторожностью.
В-третьих, между Республикой Беларусь и Российской Федерацией идут интеграционные процессы. Одним из них является унификация действующего законодательства между Республикой Беларусь и Российской Федерацией. По моему мнению, ни все мы можем брать в законодательстве Российской Федерации для использования в законодательной практике Республике Беларусь. Но процедура регистрации может быть устроена в нашей Республике по Российскому образцу. Данный шаг будет способствовать значительному привлечению инвестиций в Республику Беларусь, укреплению и росту экономике, а как следствие - росту улучшения благосостояния граждан нашей страны и социальной сферы жизнедеятельности общества.
В заключение хотелось бы отметить, что для каждой современной коммерческой организации независимо от её организационно - правовой формы и сферы предпринимательской деятельности, важнейшее значение имеет создание корпоративной культуры - совокупности ценностей, принципов и правил деятельности, которые бы разделялись всеми работниками, администрацией, органами управления организации. В создании и поддержании корпоративной культуры организации существенное значение имеет локальное нормотворчество.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8