Безусловно выбранный путь развития органов прокуратуры позволит сделать следствие абсолютно независимым от обвинения. Подобные шаги законодателем делаются в целях усиления состязательности в уголовном процессе.
В настоящее время в системе органов военных прокуратур существуют существенные недостатки.
К наиболее значимым я хочу отнести недостатки, существующие в военных прокуратурах и следственных подразделениях при военных прокуратурах.
Конкретно это выражается в существенных недостатках в формировании структуры военной прокуратуры РВСН и Следственного Управления (далее СУ) при прокуратуре РВСН. Сложившееся положение дел обусловлено делением прокуратур и СУ по принципу окружного подчинения.
Уникальность прокуратуры и СУ РВСН заключается в том, что РВСН приравнены к военному округу (в силу наличия в ведении подчиненных объединений, соединений и частей ядерного оружия). Из территориальной расположенности прокуратур Ракетных армии и Следственных отделов при прокуратурах армий (далее СО) вытекают основные и самые существенные недостатки, выражающиеся в значительном удалении участков прокуратур и СО от руководства и судебных органов, рассматривающих по существу уголовные дела идр.
Такие ограничения создают существенные препятствия для соблюдения норм УПК и требований других нормативно – правовых актов. Препятствия выражаются в трудности соблюдения процессуальных сроков и сроков реагирования, если речь идет о прокурорском надзоре.
Заключение
Таким образом, Прокуратура Российской Федерации – единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции Российской Федерации и исполнением законов, действующих на территории Российской Федерации.
Положение о прокуратуре базируется на Федеральном Законе «О прокуратуре Российской Федерации» от 17 ноября 1992 г. Этот акт отвечает интересам укрепления законности и правопорядка в сложный переходный период развития России. В нем в значительной мере учтен опыт сходных государственно – правовых структур развитых стран. Одновременно сохранены и усилены положения, учитывающие преемственность отечественного опыта. Основное усилие сделано на развитие огромного правозащитного потенциала прокуратуры, в том числе в реализации его конституционного приоритета обеспечения реальных гарантий прав и свобод человека и гражданина. С учетом этого введена в закон специальная глава о прокурорском надзоре за соблюдением прав и свобод человека и гражданина как главном приоритете в ее деятельности. В этих целях прокуратуры осуществляют надзор за исполнением законов федеральными министерствами и ведомствами, законодательными и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами контроля, а также руководителями коммерческих и некоммерческих организаций.
Одновременно прокуратура способствует взаимодействию разделения властей, выполняя функцию одного из элементов системы «сдержек и противовесов», их согласованному функционированию как единой государственной власти; прокуратура призвана обеспечивать укрепление и сохранность законности.
Место прокуратуры в системе государственно-правовых институтов имеет ключевое значение для определения сущности прокурорской системы, функций прокуратуры, ее правового статуса, организационного построения, форм и методов деятельности.
Она устанавливает и принимает меры к устранению любых нарушений законов, от кого бы они ни исходили. Одновременно всей своей деятельностью прокуратура способствует взаимодействию разделенных властей, их согласованному функционированию как единой государственной власти; все ветви власти заинтересованы в сохранении и укреплении законности, обеспечивать которую призвана прокуратура. Прокуратура Российской Федерации выполняет и иные функции, установленные федеральными законами.
В целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства прокуратура Российской Федерации осуществляет:
1) надзор за исполнением законов;
2) надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражданина;
3) надзор за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;
4) надзор за исполнением судебных решений судебными приставами;
5) надзор за исполнением законов администрациями органов и учреждений, исполняющих наказание и применяющих назначаемые судом меры принудительного характера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;
6) уголовное преследование в соответствии с полномочиями, установленными уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации;
7) координацию деятельности правоохранительных органов по борьбе с преступностью.
Прокуроры в соответствии с процессуальным законодательством Российской Федерации участвуют в рассмотрении дел судами, арбитражными судами, опротестовывают противоречащие закону решения, приговоры, определения и постановления судов.
Кроме того, Прокуратура Российской Федерации принимает участие в правотворческой деятельности.
Список использованной литературы
Ι. Нормативный материал
1. Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 // "Российская газета", 25 дек.1993 N 237.
2. Уголовно – процессуальный кодекс Российской федерации от 18 дек. 2001 г. N 174-ФЗ // "Российская газета" от 22 декабря 2001 N 249.
3. Федеральный закон О прокуратуре российской федерации: ФЗ N 2202-1 от 17 января 1992 года // СЗРФ, 20 ноября 1995, N 47, Ст. 4472.
4. Федеральный закон "О государственной тайне" N 5485-I от 21 июля 1993 // "Российская газета", N 182, 21 сен 1993.
5. Федеральный закон "О федеральной службе безопасности" N 40-ФЗ от 3 апреля 1995 // СЗРФ, 10 апр.1995, N 15, Ст. 1269.
6. Федеральный закон "О государственной охране" N 57-ФЗ от 27 мая 1996 // СЗРФ, 27 мая 1996, N 22, Ст. 2594.
7. Федеральный закон "О внутренних войсках Министерства внутренних дел Российской Федерации" N 27-ФЗ от 6 февраля 1997 // СЗРФ, 10 февр. 1997, N 6, Ст. 711.
8. Федеральный закон "О службе в таможенных органах Российской Федерации" N 114-ФЗ от 21 июля 1997 // "Российская газета", N 146, 31 июля 1997.
9. Федеральный закон О государственной дактилоскопической регистрации в Российской Федерации" N 128-ФЗ от 25 июля 1998 // "Российская газета", N 145, 01 авг. 1998.
10. Федеральный закон "Об оперативно-розыскной деятельности" N 144-ФЗ от 12 августа 1995 // СЗРФ, 14 авг.1995, N 33, Ст. 3349.
11. Федеральный закон "О внешней разведке" N 5-ФЗ от 10 января 1996 // "Собрание законодательства РФ", 15 янв.1996, N 3, Ст. 143.
12. Федеральный закон "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" N 5473-I от 21 июля 1993 // "Ведомости СНД и ВС РФ", 19 авг. 1993, N 33, Ст. 1316.
13. Федеральный закон "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" N 103-ФЗ от 15 июля 1995 // "Ведомости СНД и ВС РФ", 19 авг. 1993, N 33, Ст. 1316.
14. Федеральный закон "О наркотических средствах и психотропных веществах" N 3-ФЗ от 8 января 1998 // СЗРФ, 12 янв. 1998, N 2, Ст. 219.
15. Федеральный закон "Об общественных объединениях" N 82-ФЗ
19 мая 1995 года // "Российская газета", N 100, 25 мая. 1995.
16. Указ Президента РФ от 19 августа 2003 N 969 "Об общей штатной численности органов прокуратуры Российской Федерации" // СЗРФ, 25 авг. 2003, N 34, Ст. 3360.
17. Постановление Правительства Российской Федерации "О создании институтов прокуратуры в составе Московской государственной юридической академии, Саратовской государственной академии права и Уральской государственной юридической академии" N 787 от 8 июля 1996. 1996 // СЗРФ, 12 авг. 1996, N 21, Ст. 313.
18. Постановление Правительства Российской Федерации "Об утверждении норм выдачи и описания знаков различия и форменного обмундирования прокуроров, следователей, научных и педагогических работников, имеющих классные чины" N 352 от 25 марта 1996 // СЗРФ, 2 авг. 2001, N 14, Ст. 33.
19. Постановление Правительства Российской Федерации "О продолжительности ежегодного оплачиваемого отпуска, предоставляемого прокурорам и следователям органов прокуратуры, работающим в местностях с тяжелыми и неблагоприятными климатическими условиями" N 242 от 6 марта 1996 // СЗРФ, 11 марта 2001, N 214, Ст. 134.
20. Постановление Правительства Российской Федерации Положение "Об отделах Генеральной прокуратуры Российской Федерации в федеральных округах", утвержденное Генеральной прокуратурой РФ 2 сентября 2002 // СЗРФ, 21 окт. 2002, N 14, Ст. 313.
21. Определение СК РФ по гражданским делам Верховного Суда РФ от 14 мая 2002 N 56-Г02-10 // СЗРФ, 21 авг. 2001, N 14, Ст. 360.
22. Приказ Генеральной прокуратуры РФ "Об организации деятельности военных прокуратур Объединенной группировки войск (сил) на Северном Кавказе" N 249 от 9 сентября 2002 // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ. Том 1. 2004.
23. Приказ Генеральной прокуратуры РФ "О совершенствовании прокурорского надзора за соблюдением прав и свобод человека и гражданина при проведении контртеррористических операций на территории Северо-кавказского региона Российской Федерации" N 301 от 20 ноября 2002 г // Сборник основных организационно-распорядительных документов Генеральной прокуратуры РФ. Том 1. 2004.
24. Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 19 октября 1997 N 293ш "Об образовании Московской региональной природоохранной прокуратуры, упразднении природоохранной прокуратуры г. Москвы и изменении штатной численности прокуратуры Московской области" // официально опубликован не был.
ΙΙ. Специальная литература
1. Китирова Е.В., Кузьмин В.А. Комментарий к Федеральному закону от 17 января 1992 N 2202-I "О прокуратуре Российской Федерации" // Издательский Дом "ИНФРА-М", 2004.
2. Трикс А.В. Справочник прокурора // М. 2006.
3. Буянский С.Г. Прокуратура в условиях административно-правовой реформы // М. 2004.
4. Осин В.В., Что мешает прокуратуре России обеспечить верховенство закона? // М. 2007.
Список сокращений
РФ – Российская Федерация.
СССР – Союз Советских Социалистических Республик.
ФЗ – Федеральный закон.
УПК – уголовно – процессуальный кодекс Российской Федерации.
ГПК – Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации.
ИТУ – Исправительно-трудовое учреждение.
ЗАТО – Закрытое административно – территориальное образование.
РВСН – Ракетные войска стратегического назначения.
СУ – Следственное управление.
СЗРФ – Собрание законодательства Российской Федерации.
Размещено на #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Конституция РФ от 1993 года. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 п. "о" ст. 71.// "Российская газета", N 237, 25.12.1993 ст. 5
[2] федеральный закон о прокуратуре российской федерации с изменениями на 05.06.2007, ст. 11, часть 4 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366
[3] федеральный закон о прокуратуре российской федерации с изменениями на 05.06.2007, ст. 20.1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366
[4] Конституция РФ от 1993 года. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 п. "о" ст. 71.// "Российская газета", N 237, 25.12.1993.
[5] федеральный закон о прокуратуре российской федерации с изменениями на 05.06.2007, ч. 2 ст. 30 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366
[6] УПК РФ N 174-ФЗ от 18 декабря 2001 года ч. 6 ст. 37 // "Российская газета", N 249, 22.12.2001,
[7] Конституция РФ от 1993 года. Принята всенародным голосованием 12.12.1993. // "Российская газета", N 237, 25.12.1993
[8] федеральный закон о прокуратуре российской федерации с изменениями на 05.06.2007, ст. 3 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366
[9] федеральный закон о прокуратуре российской федерации с изменениями на 05.06.2007 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366
[10] федеральный закон о прокуратуре российской федерации с изменениями на 05.06.2007, ст. 41.1 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366
[11] федеральный закон о прокуратуре российской федерации с изменениями на 05.06.2007, ст. 22 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366
[12] федеральный закон о прокуратуре российской федерации с изменениями на 05.06.2007, ст. ч.3 ст. 22 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366
[13] федеральный закон о прокуратуре российской федерации с изменениями на 05.06.2007, ст. 23 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366
[14] федеральный закон о прокуратуре российской федерации с изменениями на 05.06.2007, ст. 35 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366
[15] федеральный закон о прокуратуре российской федерации с изменениями на 05.06.2007, ст. 25 // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 20 февраля 1992 г., N 8, ст. 366