В психиатрический стационар общего типа могут также направляться больные со слабоумием, состояниями психического дефекта различной этиологии и иными психическими расстройствами, совершившие деяния, спровоцированные неблагоприятными внешними факторами при отсутствии выраженной тенденции к их повторению и грубым нарушениям больничного режима.
По своему состоянию больные, направляемые на принудительное лечение в стационары указанного типа, существенно не отличаются от пациентов, поступивших туда на общих основаниях. Однако, как правило, сроки лечения первых несколько значительнее, поскольку необходимо не только добиться стойкого улучшения их состояния, но и по возможности предотвратить скорый рецидив заболевания.
Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию требует постоянного наблюдения. В такие больницы попадают пациенты, совершившие общественно опасные деяния и представляющие значительную опасность из-за склонности к совершению новых деяний. Большая часть пациентов таких стационаров страдает психопатоподобными расстройствами, различными психическими дефектами и изменениями личности.
Лечебно-реабилитационные мероприятия в специализированных стационарах строятся с опорой на психокоррекционные меры и трудовую реабилитацию.
Постоянное наблюдение, о котором говорится в законе, обеспечивается медицинским персоналом, а также организацией охраны стационара (наружная охрана, охранная сигнализация, изолированные места для прогулок, пропускной режим, контроль за передачами и т.д.). В психиатрических стационарах специализированного типа большое внимание уделяется выработке и закреплению у больных социально приемлемых стереотипов поведения, корректировке их мировоззрения. В связи с этим в отношении указанных пациентов проводится как медикаментозное лечение, так и социально-профилактическая работа, осуществляемая специалистами соответствующего профиля: психологами, инструкторами по трудовой терапии, педагогами, социальными работниками, юристами и др.
Принудительное лечение в психиатрическом стационаре специализированного типа с интенсивным наблюдением может быть назначено лицу, которое по своему психическому состоянию представляет особую опасность для себя или окружающих и требует постоянного и интенсивного наблюдения.
Такую опасность представляют больные с психотическими состояниями и продуктивной симптоматикой (например, шизофрения и другие психозы с идеями преследования и отравления, императивными галлюцинациями и др.), а также больные, склонные к систематическим повторным общественно опасным деяниям и грубым нарушениям больничного режима (нападения на персонал, побеги и т. п.).
Как правило, этот вид стационарного принудительного лечения следует назначать тем, кто совершил особо тяжкие деяния против личности, при реальной возможности их повторения, обусловленной клиническими проявлениями психического расстройства и/или личностными особенностями. Характер психических расстройств таких пациентов, особенности их личности, в частности, склонность к стойким антисоциальным проявлениям, исключают возможность их нахождения, как в условиях стационара общего типа, так и в специализированном стационаре.
В стационарах с интенсивным наблюдением особое внимание уделяется созданию безопасных условий содержания больных. Здесь функционируют специальные отделы охраны, оснащенные соответствующими средствами контроля и сигнализации. Они осуществляют не только наружную охрану психиатрических стационаров, но и надзор за поведением лечащихся внутри отделений, во время прогулок, культурных мероприятий, занятий трудом.
Принудительное стационарное лечение влечет за собой не только изоляцию пациента, но и иные правоограничения: проведение прогулок только на территории стационара, исключение свободного выхода с его территории, запрет лечебных отпусков, невозможность выписки из стационара без решения суда, осуществление лечения без согласия пациента по решению комиссии врачей и т.д. В то же время запрещается применять к пациентам, находящимся на принудительном лечении, хирургические и иные имеющие необратимые последствия методы лечения психических расстройств (лоботомия, разрушение очага эпилептической активности в головном мозге и др.).
Таким образом, все вышеназванные виды принудительных мер медицинского характера служат одним и тем же целям: во-первых, лечению лиц, страдающих психическим расстройством, наблюдению за ними, социально-трудовой реабилитации; во-вторых, предупреждению общественно опасных посягательств. Отличаются они друг от друга режимом содержания больных. Дифференциация психиатрических стационаров производится по степени интенсивности наблюдения за находящимися в них лицами и мерам безопасности при их содержании.
4. Соблюдение прав лиц при применении принудительных мер медицинского характера
Человек, его права и свободы Конституцией РФ провозглашены высшей ценностью общества, а их признание, соблюдение, защита - обязанностью государства. Пристальное внимание к правам человека обусловлено стремлением России к строительству правового государства, принятыми международно-правовыми обязательствами в этой области, проводимой в стране правовой реформой. Этим вызваны и происходящие преобразования в сфере уголовного судопроизводства, направленные на совершенствование системы гарантий прав и законных интересов граждан.
Именно в данной связи Конституция РФ закрепила тезис о том, что защита прав, свобод и законных интересов личности - одна из центральных и приоритетных задач, строящегося демократического государства и гражданского общества (ст. 2, 17,3 8, 46, 52 Конституции РФ).
Поэтому, и применение принудительных мер медицинского характера призвано служить не только наиболее полной реализации целей и задач уголовного судопроизводства, но и эффективному обеспечению прав, свобод и законных интересов граждан[15].
Применение принудительного лечения к лицам, страдающим психическими расстройствами и совершившим общественно опасные деяния, в последнее время перестала быть исключительно юридической или медицинской проблематикой. Деятельность юристов и медиков в этом направлении, а также оказание психиатрической помощи гражданам в целом приобрели повышенную общественную значимость, поскольку служат характеристикой степени гуманизации и демократизации нашего общества.
Динамика развития общественных процессов в стране такова, что уже сегодня на страницах юридической литературы, периодической печати и в других средствах массовой информации поднимаются темы, касающиеся усиления правовой защищенности граждан в этой сфере, ограждения их от дальнейшего ущемления прав и законных интересов со стороны представителей государственных органов.
Лица, страдающие психическими расстройствами, являются самой уязвимой в правовом отношении категорией населения страны. Об этом говорится и в международных актах, где одним из показателей уровня социально-экономического развития, гуманизации и демократизации общества называется соблюдение и обеспечение прав человека в сфере психического здоровья (ст. 25, 29 Всеобщей декларации прав человека, ст. 7, 9, 10 Международного пакта о гражданских и политических правах, ст. 12 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах, ст. 5-8 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод, ст. 3, 5 Конвенции СНГ о правах и основных свободах человека и др.).
В Принципах защиты лиц с психическими заболеваниями и улучшения психиатрической помощи и Декларации о правах умственно отсталых лиц (приняты соответственно 18.02.1992 г. и 20.12.1971 г. Генеральной Ассамблеей ООН) предусмотрено, что каждый человек с психическим заболеванием должен иметь право пользоваться всеми гражданскими, политическими, экономическими, социальными и культурными правами, ограничения в осуществлении этих прав допускаются только в рамках закона и в случае необходимости защиты здоровья и безопасности самого лица, других лиц или в случаях защиты общественной безопасности, порядка, здоровья или нравственности.
В ряде других документов - рекомендации Парламентской Ассамблеи Совета Европы 818 (1977) "О положении психически больных", рекомендациях Комитета Министров Совета Европы N R(83)2 "Относительно правовой защиты лиц, страдающих психическим расстройством, которые были госпитализированы в принудительном порядке", N R(99)4 "О принципах, касающихся правовой защиты недееспособных взрослых", Rec(2004)10 "Относительно защиты прав человека и достоинства лиц с психическим расстройством" государствам - членам Совета Европы предложено установить, чтобы судебные решения не принимались только на основании медицинских заключений, а пациенту с психическим заболеванием, как и любому другому лицу, было обеспечено право быть выслушанным и чтобы в случаях предполагаемого правонарушения в течение всего разбирательства присутствовал адвокат; лица с психическими расстройствами должны иметь возможность осуществлять все свои гражданские и политические права, а любые их ограничения допускаются строго в соответствии с Конвенцией о защите прав человека и основных свобод и не могут основываться на одном лишь факте наличия у лица психического заболевания.
С названными положениями международных актов соотносятся предписания Закона Российской Федерации от 2 июля 1992 года "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании", согласно части первой статьи 5 которого лица, страдающие психическими расстройствами, обладают всеми правами и свободами граждан, предусмотренными Конституцией Российской Федерации и федеральными законами; ограничение же прав и свобод граждан, связанное с психическим расстройством, допустимо лишь в случаях, предусмотренных законами Российской Федерации, как это следует из статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации[16].
Положение в уголовном законе об ограниченной вменяемости, уголовная ответственность за незаконное помещение в психиатрический стационар (ст. 128 УК РФ), Закон о психиатрической помощи, конкретизирующий и развивающий рекомендации ООН об отношении к лицам с психическими расстройствами, введение в России с 1997 г. Международной классификации болезней (МКБ-10), которая принята Всемирной организацией здравоохранения, судебный контроль, прокурорский надзор, контроль Уполномоченного по правам человека, правозащитных организаций и др[17]. позволяют гарантировать правовую защищенность лиц, страдающих психическими расстройствами и совершивших общественно опасные деяния, и исключить использование психиатрии в политических целях в качестве орудия борьбы с инакомыслием, что имело место в 1960-70-х гг. в СССР.
Применение принудительного лечения связано с ограничениями прав лиц, в отношении которых оно применяется. Они состоят, прежде всего, в помещении в лечебное заведение без согласия лица, которому оно назначено, а также без согласия его родственников. Лицам, которым назначено такое лечение, запрещается самостоятельно покидать психиатрический стационар, а иногда - отделение стационара или даже палату. Им не предоставляются отпуска, а в некоторых случаях могут быть запрещены свидания (например, в состоянии острого психоза).
В то же время лица, находящиеся на принудительном лечении, сохраняют права, которые не связаны с ограничениями, вытекающими из психического состояния и определенного судом вида принудительного лечения.
Если они обладают дееспособностью, у них имеются права, предусмотренные Гражданским кодексом РФ.
Для правового статуса пациентов психиатрических стационаров, осуществляющих принудительное лечение, чрезвычайно важно положение, содержащееся в ст. 13 Закона РФ "О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании".