Гарантия как способ обеспечения исполнения обязательств

Правительство может также выступать в качестве гаранта при привлечении средств иностранных субъектов. Вопросы, связанные с предоставлением таких гарантий, решаются в соответствии с постановлением Совета Министров Республики Беларусь от 8 января 1998 г. N 15 "О привлечении кредитных средств зарубежных небанковских финансовых организаций под гарантии Правительства Республики Беларусь" (с изменениями и дополнениями) (постановление не опубликовано).

Действующим законодательством предусмотрен особый порядок выдачи гарантий на суммы, превышающие размер, установленный Указом Президента Республики Беларусь от 25 марта 2003 г. N 118 "О некоторых вопросах распоряжения государственным имуществом" (НРПА, 2003, N 37, 1/4472). Так, выдача гарантий на сумму, превышающую 10 тыс. базовых величин (по кредитам, привлекаемым для реализации инвестиционных проектов, за исключением выдачи гарантий Правительства по иностранным кредитам), осуществляется по согласованию с Президентом Республики Беларусь. Выдача гарантий Правительства Республики Беларусь по иностранным кредитам осуществляется по согласованию с Президентом Республики Беларусь (независимо от суммы кредита).

Гл.7 Инвестиционного кодекса (далее ИК) регулируются вопросы, касающиеся порядка и условий предоставления гарантий Правительства Республики Беларусь под привлекаемые кредиты для реализации инвестиционных проектов.

В соответствии со ст.33 ИК гарантии Правительства Республики Беларусь могут предоставляться банкам Республики Беларусь по обязательствам инвесторов (заемщиков) за получаемые ими кредиты для реализации инвестиционных проектов.

Согласно ст.34 ИК условием предоставления гарантии Правительства Республики Беларусь под кредиты банков Республики Беларусь является наличие инвестиционного проекта, получившего заключение государственной комплексной экспертизы. Проект решения о предоставлении гарантии после согласования его с Министерством экономики и Министерством финансов Республики Беларусь вносится на рассмотрение Правительства Республики Беларусь республиканским органом государственного управления (государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь), в подчинении которого находится инвестор (заемщик), если такое подчинение инвестора (заемщика) имеется, либо местным исполнительным и распорядительным органом. Гарантия Правительства Республики Беларусь по исполнению обязательств инвестора (заемщика) перед кредитором оформляется на основании решения Правительства Республики Беларусь.

После принятия Правительством Республики Беларусь решения о предоставлении гарантии под кредиты банков Республики Беларусь Министерство финансов Республики Беларусь оформляет гарантию Правительства Республики Беларусь и определяет порядок исполнения Правительством Республики Беларусь обязательств по этой гарантии. В случае нецелевого использования инвестором (заемщиком) банковских кредитов, полученных под гарантии Правительства Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь имеет право приостановить исполнение обязательств по гарантии Правительства Республики Беларусь. Решение о прекращении исполнения обязательств по гарантии Правительства Республики Беларусь принимается Правительством Республики Беларусь в соответствии с ГК.

В силу предписаний ст.36 ИК контроль за целевым и своевременным использованием кредитов, а также своевременным погашением задолженности по кредитам банков Республики Беларусь осуществляется банком-кредитором, Министерством финансов Республики Беларусь, республиканским органом государственного управления (государственной организацией, подчиненной Правительству Республики Беларусь), местным исполнительным и распорядительным органом, которым был внесен на рассмотрение Правительства Республики Беларусь вопрос о предоставлении гарантии в соответствии с законодательством.

В качестве гаранта могут выступать также сама Республика Беларусь, ее административно-территориальные единицы. Возможность участия указанных субъектов в таковом качестве основана на положениях ст.124 ГК, согласно которым Республика Беларусь и административно-территориальные единицы участвуют в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных с иными участниками этих отношений - юридическими и физическими лицами.

Так, в соответствии с п.1.1 Декрета Президента Республики Беларусь от 20 апреля 1998 г. N 4 "О гарантиях сохранности средств физических лиц в иностранной валюте, находящихся на счетах и во вкладах (депозитах) в банках Республики Беларусь" (с изменениями и дополнениями) (Собрание декретов, указов Президента и постановлений Правительства Республики Беларусь, 1998, N 12, ст.310) 1.1 государство гарантирует полную сохранность средств физических лиц в иностранной валюте, размещенных на счетах и во вкладах (депозитах) в открытом акционерном обществе "Сберегательный банк "Беларусбанк", открытом акционерном обществе "Белагропромбанк", открытом акционерном обществе "Белпромстройбанк", открытом акционерном обществе "Белорусский банк развития и реконструкции "Белинвестбанк", открытом акционерном обществе "Белвнешэкономбанк", "Приорбанк" Открытом акционерном обществе, уполномоченных обслуживать государственные программы, и возврат этих средств с учетом начисленных по ним процентов в валюте счета или вклада (депозита) по первому требованию вкладчиков.

Имеет свои особенности исполнение гарантийных обязательств, принятых на себя местными исполнительными и распорядительными органами. В целях обеспечения единообразного подхода к разрешению вопросов, связанных с субсидиарной ответственностью местных исполнительных и распорядительных органов как гарантов Пленум Высшего Хозяйственного Суда Республики Беларусь принял постановление N 10 от 23 декабря 2003 г. "О некоторых вопросах, связанных с субсидиарной ответственностью местных исполнительных и распорядительных органов, выступающих гарантами или поручителями" (НРПА, 2004, N 5, 6/384).

В п.3 указанного постановления Пленум указал, что объем прав и обязанностей областных, Минского городского Советов депутатов, комитетов, управлений, отделов, объединений, подчиненных облисполкому, а также коммунальных унитарных предприятий, государственных объединений, предприятий и учреждений, имущество которых находится в областной коммунальной собственности (коммунальной собственности г. Минска), по управлению и распоряжению областной коммунальной собственностью (коммунальной собственностью г. Минска) определяется Положениями о порядке управления и распоряжения областной коммунальной собственностью (коммунальной собственностью города Минска), утвержденными соответственно решениями областных, Минского городского Советов депутатов.

Пленум отметил, что обязательства распорядителей средств по осуществлению расходов сверх установленных им бюджетных ассигнований за счет бюджетных средств не оплачиваются. В силу изложенного областные (Минский городской) исполнительные комитеты, районные (городские) исполнительные комитеты могут предоставлять гарантии в пределах средств, предусмотренных в местных бюджетах и целевых бюджетных фондах.

В случае заключения областными (Минским городским) исполнительными комитетами, районными (городскими) исполнительными комитетами договоров гарантии сверх установленных бюджетных ассигнований и отсутствия в местном бюджете денежных средств для удовлетворения требований кредиторов, исполнительные и распорядительные органы по своим обязательствам могут отвечать той частью имущества, которая не закреплена за созданными ими юридическими лицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления и не относится к составу объектов, которые могут находиться только в собственности государства (необходимо иметь в виду, что ст.5 Закона от 5 мая 1998 г. ""Об объектах, находящихся только в собственности государства" (НРПА, 2002, N 141, 2/904) предусмотрены особенности по распоряжению имуществом предприятий (организаций, учреждений), находящихся только в собственности государства).

Поэтому, при наличии оснований, предусмотренных законодательством, такие договоры могут быть признаны недействительными (ничтожными).

Закон не предусматривает каких-либо ограничений по отношению к обязательствам, исполнение которых может быть обеспечено гарантией. В силу этого можно сделать вывод, что гарантией может быть обеспечено исполнение любого, не только денежного, обязательства.

Поскольку в силу возложенного на себя обязательства перед кредитором гарант отвечает полностью или частично за исполнение основного обязательства должником, то в случае неисполнения должником основного обязательства обязанность по его исполнению несет гарант как субсидиарный должник. Такое исполнение гарантом может носить не только денежный характер, поскольку действующим законодательством не исключается также возможность исполнения гарантом обязательства основного должника в натуре.

Например, крупная строительная фирма выступила гарантом по договору подряда на осуществление строительно-монтажных работ, заключенному ее дочерним предприятием. В случае неисполнения договора дочерним предприятием фирма вполне может выполнить обязательства по основному договору в натуре, поскольку располагает необходимыми строительными мощностями, квалифицированными рабочими кадрами, соответствующими лицензиями (разрешениями) на осуществление строительно-монтажных работ.

В отличие от договора поручительства, который может быть заключен для обеспечения обязательства, которое возникнет в будущем, гарантией согласно п.2 ст.348 ГК может обеспечиваться только действительное требование.

Согласно п.2 ст.348 ГК гарантийное обязательство может возникнуть на основании договора. Буквальное толкование приведенной нормы дает основание для вывода о заключении между гарантом и кредитором по основному обязательству соответствующего договора (соглашения). Как правило, с инициативой об обеспечении исполнения основного обязательства выступает кредитор, тогда как заключению гарантийного соглашения предшествует процедура выявления должником кандидатуры возможного гаранта, достижения договоренности о выдаче гарантии и возможных условиях ее выдачи. Указанная договоренность может быть оформлена договором должника (по основному обязательству) и гаранта.

На практике не исключается возможность заключения трехстороннего договора, который фактически объединяет содержание двух договоров: между кредитором и должником (основной договор) и между кредитором и гарантом (акцессорный договор).

Наконец, допустимо письменное одностороннее обязательство гаранта, адресуемое кредитору основного договора о принятии на себя обязанности отвечать полностью либо частично за исполнение обязательства должником. Такому обязательству, как и в случае заключения договора между гарантом и кредитором должно предшествовать обращение должника к будущему гаранту с просьбой о выдаче гарантий (заключение договора между должником и будущим гарантом о предоставлении гарантии). При даче одностороннего обязательства гаранта в форме гарантийного письма достаточно проставления на этом письме подписи кредитора основного договора, что будет свидетельствовать о его согласии об обеспечении гарантом основного обязательства на условиях, содержащихся в гарантийном письме.

На стороне гаранта могут выступать несколько лиц. При этом, если такие лица совместно гарантируют исполнение обязательства основным должником, то они рассматриваются как солидарные дополнительные должники, если иное не предусмотрено договором. Вместе с тем, солидарной обязанности гарантов не возникает, если каждый из них предоставил самостоятельную гарантию. Поэтому, если один из таких гарантов исполнил обязательство по требованию кредитора основного обязательства в полном объеме, он не вправе обратиться с регрессным требованием к другим гарантам как солидарным должникам.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты