Гос-управление в области безопасности

"средства обеспечения национальной безопасности" технологии, а также технические, программные, лингвистические, правовые, организационные средства, включая телекоммуникационные каналы, используемые в системе обеспечения национальной безопасности для сбора, формирования, обработки, передачи или приема информации о состоянии национальной безопасности и мерах по ее укреплению.

Силы и средства обеспечения национальной безопасности сосредоточивают свои усилия и ресурсы на обеспечении национальной безопасности во внутриполитической, экономической, социальной сферах, в сфере науки и образования, в международной, духовной, информационной, военной, оборонно-промышленной и экологической сферах, а также в сфере общественной безопасности».[5]

Сотрудникам правоохранительных органов и спецслужб ”ближе” раздел Стратегии о государственной и общественной безопасности, хотя представители ВКР, конечно, более пристально будут изучать раздел о национальной обороне.

Итак, стратегическими целями обеспечения национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности определены:

защита основ конституционного строя Российской Федерации, основных прав и свобод человека и гражданина;

охрана суверенитета Российской Федерации, ее независимости и территориальной целостности;

сохранение гражданского мира, политической и социальной стабильности в обществе.

Наше государство исходит из необходимости постоянного совершенствования правоохранительных мер по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию актов терроризма, экстремизма, других преступных посягательств на права и свободы человека и гражданина, собственность, общественный порядок и общественную безопасность, конституционный строй Российской Федерации. В документе названы основные источники угроз национальной безопасности в сфере государственной и общественной безопасности:

разведывательная и иная деятельность спецслужб и организаций иностранных государств и отдельных лиц, направленная на нанесение ущерба безопасности России;

деятельность террористических организаций, группировок и отдельных лиц, которая направлена на насильственное изменение основ конституционного строя, дезорганизацию нормального функционирования органов госвласти (включая насильственные действия в отношении государственных, политических и общественных деятелей), уничтожение военных и промышленных объектов, предприятий и учреждений, обеспечивающих жизнедеятельность общества, устрашение населения, в том числе путем применения ядерного и химического оружия или опасных радиоактивных, химических и биологических веществ;

экстремистская деятельность националистических, религиозных, этнических и иных организаций и структур, направленная на нарушение единства и территориальной целостности государства, дестабилизацию внутриполитической и социальной ситуации в стране;

деятельность транснациональных преступных организаций и группировок, связанная с незаконным оборотом наркотических средств и психотропных веществ, оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ;

преступные посягательства, направленные против личности, собственности, государственной власти, общественной и экономической безопасности, преступления, связанные с коррупцией.

В документе говорится о необходимости усиления роли государства в качестве гаранта безопасности личности, прежде всего детей и подростков, совершенствования нормативного правового регулирования предупреждения и борьбы с преступностью, коррупцией, терроризмом и экстремизмом, повышения эффективности защиты прав и законных интересов российских граждан за рубежом, расширения международного сотрудничества в правоохранительной сфере. Необходимо также повысить эффективность деятельности правоохранительных органов и спецслужб, создать единую государственную систему профилактики преступности, в первую очередь среди несовершеннолетних, осуществлять мониторинг эффективности правоприменительной практики, разработать и использовать специальные меры, направленные на снижение уровня коррумпированности и криминализации общественных отношений.

В настоящее время руководством нашего государства предпринимаются действенные меры. Совершенствуется структура и деятельность федеральных органов исполнительной власти, реализуется Национальный план противодействия коррупции, развивается система выявления и противодействия глобальным вызовам и кризисам современности, включая международный и национальный терроризм, политический и религиозный экстремизм, национализм и этнический сепаратизм; создаются механизмы предупреждения и нейтрализации социальных и межнациональных конфликтов; формируется долгосрочная концепция комплексного развития и совершенствования правоохранительных органов и спецслужб, укрепляются социальные гарантии их сотрудников, совершенствуется научно-техническая поддержка правоохранительной деятельности, принимаются на вооружение перспективные специальные средства и техника, развивается система профессиональной подготовки кадров в сфере обеспечения государственной и общественной безопасности; укрепляется режим безопасного функционирования предприятий, организаций и учреждений оборонно-промышленного, ядерного, химического и атомно-энергетического комплексов страны и объектов жизнеобеспечения населения; повышается социальная ответственность органов обеспечения государственной и общественной безопасности.

В Стратегии ставится задача по надёжной защите и охране государственной границы Российской Федерации. Угрозами в пограничной сфере определены: наличие и возможная эскалация вооруженных конфликтов вблизи госграницы; незавершенность международно-правового оформления государственной границы с отдельными сопредельными государствами; деятельность международных террористических и экстремистских организаций по переброске на нашу территорию своих эмиссаров, средств террора и организации диверсий; активизация трансграничных преступных групп по незаконному перемещению через госграницу наркотических средств, психотропных веществ, товаров и грузов, водных биологических ресурсов, других материальных и культурных ценностей, организация каналов незаконной миграции. Отмечен также недостаточный уровень развития пограничной инфраструктуры и технической оснащенности пограничных органов.

Ставится задача по созданию высокотехнологичных и многофункциональных пограничных комплексов, особенно на границах с Республикой Казахстан, Украиной, Грузией и Азербайджанской Республикой, повышению эффективности охраны государственной границы, в том числе в Арктической зоне, на Дальнем востоке и на Каспийском направлении.

«Обеспечение национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается путем совершенствования и развития единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (в том числе территориальных и функциональных сегментов), ее интеграции с аналогичными зарубежными системами.

Решение задач обеспечения национальной безопасности в чрезвычайных ситуациях достигается за счет повышения эффективности реализации полномочий органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности жизнедеятельности населения, обновления парка технологического оборудования и технологий производства на потенциально опасных объектах и объектах жизнеобеспечения, внедрения современных технических средств информирования и оповещения населения в местах их массового пребывания, а также разработки системы принятия превентивных мер по снижению риска террористических актов и смягчению последствий чрезвычайных ситуаций техногенного и природного характера.

Российская Федерация укрепляет национальную оборону, обеспечивает государственную и общественную безопасность в целях формирования благоприятных внутренних и внешних условий для достижения приоритетов в области социально-экономического развития государства».[6]

В заключительной части рассматриваются организационные, нормативные, правовые и информационные вопросы реализации Стратегии. Предусмотрен механизм оценки состояния национальной безопасности через контрольные показатели национальной безопасности. Перечень данных показателей, по замыслу Стратегии, подлежит периодическому уточнению в рамках системы мониторинга состояния национальной безопасности. В целом, в Стратегии сформированы меры и механизмы обеспечения национальной безопасности, направленные на реализацию политического курса развития государства. Достижение стратегических национальных приоритетов обеспечивается через консолидацию усилий органов государственной власти и институтов гражданского общества страны.



2. Органы государства, обеспечивающие безопасность Российской Федерации, и их компетенция


В Стратегии определено, что к силам обеспечения национальной безопасности относятся Вооруженные Силы РФ, другие войска, воинские формирования и органы, в которых федеральным законодательством предусмотрена военная и (или) правоохранительная служба, а также федеральные органы государственной власти, принимающие участие в обеспечении национальной безопасности государства на основании законодательства Российской Федерации. Безусловно, к этим силам относятся и МВД, и МЧС, и ГФС, и ФСКН и др. Рассмотрим органы и спецслужбы, которые координируют деятельность других силовых структур и органов правопорядка, традиционно являясь основой в обеспечении безопасности государства. Важными координационными, контрольными, информационно аналитическими функциями в области национальной безопасности наделён Совет Безопасности РФ как конституционный орган. Наряду с одной из самых мощных спецслужб мира – Федеральной службой безопасности России речь пойдёт о СВР РФ, ФСО РФ, Национальном антитеррористическом комитете (НАКе) и их компетенции.

Компетенция перечисленных государственных органов определена в законодательстве и заключается, если попытаться обобщить, в выявлении внешних и внутренних угроз безопасности России в различных сферах жизни общества, информационном обеспечении руководства страны об этих угрозах, предупреждении угроз, непосредственном противодействии их носителям, осуществлении в пределах своих полномочий соответствующих функций в сфере обеспечения национальной безопасности, осуществлении межгосударственной и межведомственной координации. Из курса ТГП можно ещё дополнительно вспомнить, что «компетенция федеральных органов исполнительной власти, обеспечивающих национальную безопасность это юридически закрепленная в актах органов государственной власти совокупность обязанностей и прав, которыми они наделены для решения стоящих перед ними задач по организации и обеспечению безопасности личности, общества и государства».[7] Необходимо также подчеркнуть, что общее руководство государственными органами обеспечения национальной безопасности России осуществляет Президент Российской Федерации. Глава государства возглавляет Совет Безопасности РФ; контролирует и координирует деятельность государственных органов обеспечения безопасности; утверждает положения о государственных органах обеспечения безопасности; принимает оперативные решения по обеспечению национальной безопасности.

«Полномочия Правительства РФ по обеспечению безопасности в основном закреплены в Федеральном конституционном законе от 17 декабря 1997 г. № 2-ФКЗ «О Правительстве Российской Федерации». В ст. 20 установлено, что правительство осуществляет необходимые меры по обеспечению государственной безопасности. В структуру Аппарата Правительства РФ, утверждённую распоряжением Правительства РФ от 26 апреля 2004 г. № 520-р3, входит административный департамент Правительства РФ, в ведении которого находятся в том числе вопросы безопасности, входящие в компетенцию Правительства РФ. Перечень основных вопросов сфер ведения административного департамента Правительства РФ утверждён приказом руководителя Аппарата Правительства РФ от 24 мая 2004 г. № 645. Согласно данному приказу к ведению административного департамента в том числе относятся: реализация государственной политики в области обороны, правопорядка и безопасности государства; материально-техническое обеспечение специальных служб; планирование расходов на государственную безопасность; международное сотрудничество в области государственной безопасности».[8]

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты