национальная безопасность россия государственное управление
15 февраля 2006 года указом Президента РФ "О мерах по противодействию терроризму" № 116 был создан Национальный антитеррористический комитет (НАК).
К его компетенции относятся все сферы противодействия терроризму. Это и профилактика терроризма, и непосредственно сама борьба с террористической деятельностью, а также ликвидация возможных последствий терактов.
Для координации деятельности территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления по профилактике терроризма, а также по минимизации и ликвидации последствий его проявлений образованы антитеррористические комиссии в субъектах Российской Федерации.
Руководителями антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации по должности являются высшие должностные лица (руководители высших исполнительных органов государственной власти) субъектов Российской Федерации.
Для организации планирования применения сил и средств федеральных органов исполнительной власти и их территориальных органов по борьбе с терроризмом, а также для управления контртеррористическими операциями образован в составе Комитета Федеральный оперативный штаб. Для управления контртеррористическими операциями в субъектах Российской Федерации образованы оперативные штабы.
Основными задачами Комитета являются:
подготовка предложений Президенту Российской Федерации по формированию государственной политики в области противодействия терроризму, а также по совершенствованию законодательства Российской Федерации в этой области;
координация деятельности по противодействию терроризму федеральных органов исполнительной власти, антитеррористических комиссий в субъектах Российской Федерации, а также организация их взаимодействия с органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и организациями;
разработка мер по противодействию терроризму, устранению способствующих ему причин и условий, в том числе мер по обеспечению защищенности потенциальных объектов террористических посягательств;
участие в международном сотрудничестве в области противодействия терроризму, в том числе в подготовке проектов международных договоров Российской Федерации в этой области;
подготовка предложений по обеспечению социальной защиты лиц, осуществляющих борьбу с терроризмом и (или) привлекаемых к этой деятельности, а также по социальной реабилитации лиц, пострадавших от террористических актов;
решение иных задач, предусмотренных законодательством Российской Федерации, по противодействию терроризму.
Состав Национального антитеррористического комитета по должностям:
Директор ФСБ России (председатель Комитета);
Заместитель Руководителя Администрации Президента Российской Федерации;
Министр внутренних дел Российской Федерации (заместитель председателя Комитета);
Заместитель директора ФСБ России руководитель аппарата Национального антитеррористического комитета (заместитель председателя Комитета);
Заместитель Председателя Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию);
Заместитель Председателя Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (по согласованию);
Заместитель Председателя Правительства Российской Федерации – Руководитель Аппарата Правительства Российской Федерации;
Министр Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий;
Министр иностранных дел Российской Федерации;
Министр здравоохранения и социального развития Российской Федерации;
Министр связи и массовых коммуникаций Российской Федерации;
Министр промышленности и торговли Российской Федерации;
Министр транспорта Российской Федерации;
Министр энергетики Российской Федерации;
Министр юстиции Российской Федерации;
Директор СВР России;
Директор ФСКН России;
Директор ФСО России;
Руководитель Росфинмониторинга;
Начальник Генерального штаба Вооруженных Сил Российской Федерации – первый заместитель Министра обороны Российской Федерации;
Заместитель Секретаря Совета Безопасности Российской Федерации.
Так же чётко по должностям определены составы антитеррористической комиссии в субъекте Российской Федерации, Федерального оперативного штаба, оперативного штаба в субъекте Российской Федерации и оперативного штаба в Чеченской Республике.
Объединив представителей 17 государственных структур, министерств и ведомств, в их числе ФСБ, ФСО, МВД, МЧС, Минздравсоцразвития, Минтранс России, Национальный антитеррористический комитет стал действительно коллективным инструментом противодействия терроризму. К числу важнейших результатов работы созданного Комитета следует отнести реальное повышение эффективности действий всех ветвей власти в сфере борьбы с терроризмом.Эксперты отмечают практическое улучшение координации и взаимодействия министерств и ведомств, руководители которых вошли в состав Национального антитеррористического комитета, Федерального оперативного штаба, АТК и ОШ в субъектах Российской Федерации.
Наряду с осуществлением координации предупредительно – профилактических и силовых действий соответствующих федеральных структур важнейшим направлением в деятельности Комитета было и остается совершенствование правовой основы противодействия терроризму.
В качестве одной из приоритетных задач Национальным антитеррористическим комитетом рассматривается задача противодействия распространению идеологии терроризма. Наиболее проблемным вопросом в этой сфере является распространение указанной идеологии через Интернет, широко используемый террористами (причины тому – легкий доступ к аудитории, анонимность коммуникации, слабое регулирование вопроса на государственном уровне, высокая скорость передачи информации, относительная дешевизна процесса). ФСБ активно противодействует росту числа сайтов террористической направленности – только за последние два года выявлено порядка 1300 фактов использования открытых телекоммуникационных сетей в экстремистских и террористических целях.[14]
В области борьбы с терроризмом Российская Федерация избрала наиболее верный путь. Именно консолидация усилий различных министерств и ведомств, а также гражданского общества является залогом нашей общей победы над терроризмом. Намеченные для реализации Национальным антитеррористическим комитетом и Федеральным оперативным штабом мероприятия по дальнейшему совершенствованию государственной системы противодействия терроризму будут способствовать дальнейшей стабилизации ситуации на территории Российской Федерации.[15]
Заключение
Государственное управление в области безопасности строится в нашей стране на прочной правовой основе. Данное обстоятельство во многом выступает гарантией законности деятельности органов обеспечения безопасности.
Действующая Стратегия национальной безопасности России нацелена на повышение качества государственного управления и призвана скоординировать деятельность органов государственной власти, государственных и общественных организаций по защите национальных интересов России и обеспечению безопасности личности, общества и государства.
В Стратегии сформированы меры и механизмы обеспечения национальной безопасности, направленные на реализацию политического курса развития страны. Достижение стратегических национальных приоритетов обеспечивается через консолидацию усилий органов государственной власти и институтов гражданского общества страны.
Среди задач, поставленных в Стратегии повышение эффективности деятельности правоохранительных органов и спецслужб. Безусловно, рассмотренные нами органы и спецслужбы, которые координируют деятельность других силовых структур и органов правопорядка и которые традиционно являются основой в обеспечении безопасности государства, достойно выполнят поставленную задачу.
Список используемой литературы и ресурсов сети Интернет
1. Конституция РФ. – М.: Ось-93, 2004. – 48 с.
2. Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций /С.С. Бородин, С.С. Громыко; ГУАП. СПб., 2007. 432 с.
3. Административное право России: курс лекций / К.С. Бельский [и др.]; под ред. Н.Ю. Хаманевой. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2008.704 с.
4. Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Монография /Ю.И. Авдеев, С.В. Аленкин, В.В. Алешин и др.; Под ред. проф. А.В. Опалева. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. – 511 с.
5. Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Сайт Совета Безопасности Российской Федерации #"#_ftnref1" name="_ftn1" title="">[1] Административное право России: курс лекций / К.С. Бельский [и др.]; под ред. Н.Ю. Хаманевой. – М.: ТК
Велби, Изд-во Проспект, 2008.- с. 612 – 613.
[2] Путилин Б. Г. Национальная и международная безопасность. 2002.- Сайт www. XServer.ru.- #"#_ftnref3" name="_ftn3" title="">[3] Закон Российской Федерации от 5 марта 1992 г. № 2446-1 «О безопасности » // Ведомости Съезда народных депутатов РФ и Верховного Совета РФ. 1992. № 15.
[4] Патрушев Н.П. Выступление на заседании СБ РФ по вопросу «О Стратегии национальной безопасности
Российской Федерации до 2020 года и комплексе мер по её реализации». 06.04.2009. - Официальный сайт
Президента России. #"#_ftnref5" name="_ftn5" title="">[5] Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Сайт Совета Безопасности
Российской Федерации #"#_ftnref6" name="_ftn6" title="">[6] Стратегия национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года. Сайт Совета Безопасности
Российской Федерации #"#_ftnref7" name="_ftn7" title="">[7] Правовая основа обеспечения национальной безопасности Российской Федерации: Монография /Ю.И.
Авдеев, С.В. Аленкин, В.В. Алешин и др.; Под ред. проф. А.В. Опалева. М.: ЮНИТИ-ДАНА. 2004.с.326.
[8] Административное право России: курс лекций / К.С. Бельский [и др.]; под ред. Н.Ю. Хаманевой. – М.: ТК
Велби, Изд-во Проспект, 2008.- с. 615 – 616.
[9] Из Федерального закона № 40 «Об органах федеральной службы безопасности в Российской Федерации».
[10] Административное право России: курс лекций / К.С. Бельский [и др.]; под ред. Н.Ю. Хаманевой. – М.: ТК
Велби, Изд-во Проспект, 2008.- с. 621.
[11] Бортников А.В. Из выступления на встрече с главными редакторами ведущих российских СМИ 18 декабря
2008 года. Сайт ЧЕКИСТ.ru. Отчет ФСБ за 2008 год. #"#_ftnref12" name="_ftn12" title="">[12] Административное право. Общая и Особенная часть: курс лекций/С. С. Бородин, С. С. Громыко; ГУАП. СПб.,
2007. - с. 374.
[13] Административное право России: курс лекций / К.С. Бельский [и др.]; под ред. Н.Ю. Хаманевой. – М.: ТК
Велби, Изд-во Проспект, 2008.- с. 625-626.
[14] Сайт Национального антитеррористического комитета. #"#_ftnref15" name="_ftn15" title="">[15] Там же. http://nak.fsb.ru/nac/activity.htm