Третья подсистема управления человеческими ресурсами оперирует такими социально-экономическими категориями, как «персонал» и «кадры», которые являются объектом отраслевого управления (министерство, объединение, предприятие, цех, участок) и относятся к непосредственному управлению конкретными людьми в рамках конкретных социальных операций. Именно в этой подсистеме происходит процесс использования человеческих ресурсов, что определяет ее ведущую роль во всей системе рассматриваемого вида социального управления.
В целом кадровая политика, как система управления человеческими ресурсами включает в себя следующие подсистемы:
1. Управление трудовыми ресурсами, которое обеспечивает процессы формирования и возмещения человеческих ресурсов путем организации:
а) управления демографическими процессами (рождаемость, смертность, брачность, забота о семье, детях и т.д.)
б) управления образованием (дошкольное воспитание, общеобразовательная подготовка, подготовка рабочих кадров непосредственно на производстве и в системе профтехобразования, подготовка специалистов в высших учебных заведениях, последипломное образование, повышение квалификации, переподготовка) и профессиональной ориентацией;
в) управления социальным развитием (расширение непроизводственной сферы регулирования фондов потребления, обеспеченность продуктами питания и товарами, здравоохранение, использование свободного времени, обеспеченность жильем, развитие бытового обслуживания и общественного питания, социальная работа и др.)
2. Управление занятостью, обеспечивающее процессы распределения человеческих ресурсов путем организации:
а) управления рабочими местами (учет действующих и создание новых рабочих мест в производственной и непроизводственной сферах хозяйства, организация общественных работ, социальная защита безработных);
б) управления первичным распределением (профессиональный подбор и направление выпускников общеобразовательных школ, профессионально-технических училищ, высших учебных заведений в различные отрасли хозяйства);
в) управления перераспределением (профессиональный подбор, организация переподготовки, трудоустройство, организованный набор, территориальное переселение, переводы и перемещения работников);
3. Управление персоналом обеспечивает процессы использования (потребления) человеческих ресурсов путем организации:
а) управления трудом (совершенствование производственных процессов, разделения и кооперации труда, методов труда и организации рабочих мест, укрепления дисциплины труда и его охраны, организация оплаты труда);
б) управления кадрами (кадровой работой) на уровне предприятий, организаций и учреждений (комплектование и подготовка кадров, оценка и расстановка, организация профессиональной адаптации и внутрифирменной мобильности, мотивация и воспитание работников, снижение текучести и др.)
в) управления социально-демографическими процессами (помощь семьям, строительство и содержание объектов социально-культурного назначения, жилья, улучшение медицинского обслуживания, организация досуга, развитие подсобных хозяйств, повышение общеобразовательного и культурного уровня работников).
Таким образом, объектом кадровой политики выступают человеческие ресурсы, предметом – система управления человеческими ресурсами, включающая в себя ряд подсистем, а целью формирование, подготовка, расстановка и рациональное использование высококвалифицированных кадров различных отраслей и направлений деятельности.
Определение объекта и предмета кадровой политики имеет важное значение для дифференциации:
а) уровней управления человеческими ресурсами (для отраслевого уровня наиболее употребляемой характеристикой человеческих ресурсов выступают кадры и персонал, а для территориального – трудовые ресурсы и рабочая сила);
б) сфер реализации кадровой политики (управление трудовыми ресурсами, управление занятостью, управление персоналом);
в) подготовки специалистов в области менеджмента человеческих ресурсов названных уровней управления и сфер деятельности.
Таким образом, кадровая политика как система управления человеческими ресурсами включает в себя три подсистемы, каждая из которых состоит из ряда направлений и элементов, имеющих самостоятельное значение, но способствующих решению общей задачи. Для подсистемы управления трудовыми ресурсами определяющее значение имеет проведение активной социальной политики, предусматривающей меры по повышению рождаемости, общеобразовательного, профессионально-квалифицированного и культурного уровня населения, охране и укреплению здоровья людей и т.д. Процесс формирования человеческих ресурсов – это не только воспроизводство населения, но и сохранение, и развитие его качественных характеристик. В соответствии с этой целью должна развиваться вся система духовных и социальных потребностей человека, а также система возмещения его затрат.
Назначение подсистемы управления занятостью состоит в том, чтобы совокупную рабочую силу привести в соответствие с потребностями общественного производства, поскольку общество для своего развития должно выполнять определенный набор работ, обусловленный разделением труда. Эти работы распределяются по отраслям хозяйства и территории страны. Отсюда возникает система производственных и территориальных взаимосвязей, что требует научно-обоснованного социально-экономического прогнозирования.
Подсистема управления персоналом в процессе воспроизводства человеческих ресурсов является ведущей и характеризуется тем, что в ней реализуются способности человека к труду, производству материальных и духовных благ.
Кадровая политика выступает в роли рычага управления, посредством которого государство и общество воздействуют на ход социального прогресса.
Все подсистемы единой системы имеют единую логику развития, единые компоненты, которые в каждой подсистеме имеют свою специфику. Важнейшими компонентами кадровой политики являются ее целенаправленность, структурность, целостность, системность, функциональность и другие.
Целенаправленность кадровой политики дает возможность обсудить и согласовать различные управленческие действия при проведении экономической, технической и социальной политики в масштабах предприятия, региона, отрасли, всей страны.
Как показывает практика, структурно-кадровая политика должна состоять из четырех простых блоков:
1) создания условий для формирования управленческой культуры в обществе и соответствующего правового поля.
2) поиска и выбора нужного государству человека, процедурного включения его в действующую систему управления;
3) обеспечения устойчивых стимулов позитивным управленческим действиям руководящих кадров;
4) постоянного контроля, как со стороны гражданского общества, так и со стороны самого государства эффективности управленческих решений руководителей всех рангов.
В каждой стране эти блоки реализуются по-своему, так как на формирование государственной кадровой политики действует ряд системных факторов, которые определяют ее особенности. Эти факторы можно разделить на две группы: постоянно-действующие и переменные.
К постоянно-действующим относятся исторические, ментальные, территориальные, природно-климатические, демографические, религиозно-конфессиональные.
К переменным – политические, научно-технические, финансово-экономические, идеологические.
В современных условиях кадровая политика должна осуществляться более активно, на постоянной основе и во всех институциональных секторах общественно-политической системы общества.
В каждом секторе формы и методы государственной кадровой политики должны соответствовать конституционным и правовым нормам.
Целостность как результатирующая взаимосвязь и взаимодействие всех элементов и уровней обеспечивает устойчивость и качественную определенность системы. Системообразующими элементами здесь являются базовые принципы кадровой политики. Принципы государственной кадровой политики имеют объективную основу, опираются на природу и закономерности кадровой деятельности, сознательно направленную на формирование, обновление, сохранение и профессиональное развитие кадрового потенциала общества.
Системность как компонент кадровой политики отражает общие основы работы с кадрами, которые заключаются в следующем:
· наличия схемы должностного развития, опирающийся на анализ, прогнозирование и планирование кадрового потенциала;
· разработанной системы аттестации кадров, обеспечивающая объективную оценку их работы и рациональное сочетание анализа профессиональных, деловых качеств, потенциала работников с оценкой конкретных результатов его работы;
· подготовке и изучения резерва кадров из временных или постоянных групп экспертов, советников консультантов формирующихся из состава ученых политических лидеров и других специалистов;
· ротации кадров из региональных, научных, коммерческих, общественных структур в аппарат управления;
· создании многоканальной информации, доступной для каждого управленца в рамках его компетенции, дающей ему возможность вести анализ, прогноз ситуации, научно-аналитическую деятельность;
· организации периодической экспертизы адекватности структур и функций конкретного аппарата управления требованиям рынка, необходимости их совершенствования, изменения конкретизации;
· выработке механизма взаимодействия государственных, хозяйственных, судебных структур в регионе с аппаратом управления;
· организации оперативного, текущего или последующего контроля за выполнением функций и служебных обязанностей каждым работником;
· обмене опытом, изучение теории и практики отечественного и зарубежного управленческого труда, использование эффективных методов и выработка научных рекомендаций в области стиля управления, взаимоотношений с сотрудниками, создание благоприятного психологического климата, рабочей обстановки, способствующих появлению творческого поиска, развитию административно-управленческих навыков, профессионализма работника;
· наличии мер стимулирующих рост деловой квалификации, повышение личной заинтересованности, персональной ответственности кадров за; постоянное пополнение и обновление знаний, устанавливающих связь должностных перемещений работника и оплаты его труда с результатами его практического использования знаний;
· формировании системы подготовки, переподготовки и повышения квалификации управленческих кадров, действующей по целевым базовым программам, тематическим планам и в полной мере отвечающей конкретным потребностям управления;
· создании информационных и коммуникативных технологий, банка кадровых данных, информационно-компьютерной и конкретно-прикладной подготовки в соответствии со служебными функциями и требованиями и т.д.
Слово «функция» в государственной кадровой политике используется в различных значениях: как роль и назначение, которые выполняет государственная кадровая политика, как элемент содержания управленческой деятельности, как сущностной компонент системы управления и т.д.
Отмечаются следующие особенности функций управления: во-первых, целеобразный характер и осуществление в рамках структуры, во-вторых, наличие некоторой самостоятельности по отношению к системе, в-третьих, координационный характер, позволяющий согласовывать функции компонентов системы по горизонтали, в-четвертых, субординационная зависимость функции в случае, когда их согласование идет по вертикали (подчиненность нижестоящих компонентам вышестоящим в системе в целом). Характер субординации показывает специфику функций и неодинаковое их значение в функционировании системы. Более подробно функции государственной кадровой политики будут рассмотрены в теме 2.
Большинство исследователей придерживаются той точки зрения, что функции управления связаны с деятельностью и являются отражением свойств функционирующего объекта (субъекта управления), конкретной формой проявления его сущности. Исходя из системного подхода и метода декомпозиции, систему управления трудовыми ресурсами можно расчленить на подсистемы, подсистемы – на функции, функции – на процедуры, процедуры – на операции. государственный кадровый политика студент
Таким образом, кадровая система является подсистемой государственного управления, адаптированной к иерархии его структур, должностных лиц; она выступает важным носителем и средством реализации функций государства.
2. Предмет и задачи курса «Государственная кадровая политика»
Курс призван изучать процессы формирования, развития и рационального использования всего кадрового потенциала страны, возникающие при этом кадровые отношения и связи. С учетом функционального назначения и состава слушателей Академии управления при Президенте Республики Беларусь данный курс является актуальным, так как в своей многоплановости, многомерности направлен не только на приобретение общеобразовательных и профессиональных знаний, но и на формирование мировоззрения, сознательного отношения к труду, уважения к профессии. На основе государственной кадровой политики Республики Беларусь в каждом государственном органе, на государственном и частном предприятии может разрабатываться своя конкретная кадровая политика, вытекающая из целей, задач и основных функций соответствующего органа управления.
К числу наиболее актуальных методологических задач курса относится определение его предмета ‑ от определения предмета зависит содержание курса
Предметом курса «Государственная кадровая политика» является изучение закономерностей и новых тенденций кадровых процессов в их конкретных проявлениях в принципах и критериях, а также изучение механизма и технологий кадрового обеспечения государственного управления, деятельность и развитие кадров управления.
Курс «Государственная кадровая политика» как учебная дисциплина связан с дисциплинами управленческого и правового цикла, которые глубоко изучают государственно-управленческие (институциональные, структурно-функциональные и др.) аспекты решения кадровых вопросов и деятельности государственных, хозяйственных и других структур.
Значительную помощь в понимании экономики, стоимости подготовки и использования кадров, особенно в сфере материального производства, в сфере предпринимательской деятельности, может оказать изучение дисциплин экономического цикла, в частности «Государственное регулирование национальной экономики». В разрезе единой дисциплины кадры изучаются как часть производственных сил, как человеческий фактор производства (трудовой потенциал, людские ресурсы и др.) как важнейших элемент организации управления экономикой.
Курс государственной кадровой политики связан с курсом менеджмента и психологией управления. Комплексный подход позволяет осознать и раскрыть суть кадровой деятельности как сложного, многопланового социального явления.
Предлагаемый курс имеет свои задачи и занимает определенное место в подготовке, переподготовке и повышении квалификации кадров. Изучение его имеет научно-теоретическое, практическое, познавательное и воспитательное значение, вносит в государственную управленческую деятельность научно-обоснованную систему.
Цель преподавания и изучения курса состоит в повышении профессиональной компетентности студентов, приобретении ими знаний по теории, методологии государственного управления, организационной структуре, управленческим процессам и технологиям.
Основными задачами курса являются:
· комплексное раскрытие различных аспектов проблем кадровой политики: политических экономических, образовательных, организационно-управленческих, нравственных, социально-психологических;
· анализ научно-концептуальных разработок исходных основ и приоритетов государственной кадровой политики;
· выработка понятийного аппарата по проблемам кадровой политики;
· обоснование стратегии и тактики работы с кадрами на перспективу;
· изучение процесса формирования и реализации государственной кадровой политики;
· изучение подходов к системе профессионального развития персонала государственной службы, мотивации труда, планирования и развития карьеры.
В результате освоения курса «Государственная кадровая политика» студент должен знать:
· ключевые понятия и основные положения государственной кадровой политики;
· методологические основы государственной кадровой политики;
· субъекты и объекты государственной кадровой политики;
· цели и задачи, функции, принципы и методы государственной кадровой политики;
· теоретические аспекты государственной кадровой политики;
· организационную основу государственной кадровой политики;
· механизм обеспечения государственной кадровой политики.
Студент должен уметь охарактеризовать:
· объективную необходимость, понятие, сущность, особенности государственной кадровой политики;
· цели, задачи, функции, принципы, методы, субъекты, объект государственной кадровой политики;
· понятие, сущность и правовые подходы к построению и функционированию государственной кадровой политики.
Студент должен уметь анализировать:
· состояние кадрового потенциала республики;
· зарубежный опыт работы с кадрами и возможность его использования в Республике Беларусь;
· проблемы и ситуации, складывающие в процессе реализации государственной кадровой политики.
А также студент должен приобрести навыки:
· понимания целостности государственной кадровой политики на всех уровнях и во всех ее взаимосвязях;
· принимать обоснованные кадровые решения, выбирать из них наиболее эффективные, прогнозировать их социально-политические последствия;
· использовать знания для обеспечения эффективного функционирования государства, отрасли, предприятия.
Размещено на