Согласно п. 2 ст. 32 Закона РФ «О занятости населения в РФ» от 19 апреля 1991 г. № 1032-1[14] по предложению органов службы занятости при отсутствии возможности для трудоустройства безработным гражданам, уволенным в связи с ликвидацией организации, сокращением численности или штата и имеющим независимо от перерывов в трудовой деятельности стаж работы, дающий право выхода на полную пенсию по старости (по возрасту), включая пенсию на льготных условиях, с их согласия пенсия оформляется досрочно, но не ранее чем за два года до установленного федеральным законодательством срока выхода на пенсию. Эта норма не противоречит Закону о трудовых пенсиях. Она вписывается в позицию законодателя сохранить ранее установленные права на досрочное пенсионное обеспечение и, по нашему мнению, подлежит применению в полном объеме.
Досрочное пенсионное обеспечение установлено и для граждан, проживающих и работающих в закрытых административно-территориальных образованиях. В случае ликвидации предприятий и (или) объектов, а также других юридических лиц, расположенных на территории ЗАТО, уменьшения объемов или перепрофилирования производства, влекущих за собой сокращение штата, высвобождаемые работники имеют право на досрочный (но не ранее чем за два года) выход на пенсию.[15]
Размер трудовой пенсии по старости зависит от суммы фактически уплаченных взносов, так называемых накопленных пенсионных прав или условного пенсионного капитала, и продолжительности жизни после выхода на пенсию.
Базовая часть (БЧ) пенсии по старости гражданам, достигшим возраста 60 лет – мужчины и 55 лет – женщины, устанавливается в твердом размере 621 рубль в месяц.[16]
Размер страховой части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
СЧ = ПК/Т, где
СЧ – страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК – сумма страховых взносов застрахованного лица, учтенных по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т – количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев) – вводится с 2013 года. На переходный период Т будет составлять:
- в 2002 году – 12 лет (144 месяцев);
- в 2003 году – 12, 5 лет (150 месяцев);
- в 2004 году – 13 лет (156 месяцев);
- в 2005 году – 13, 5 лет (162 месяцев);
- в 2006 году – 14 лет (168 месяцев);
- в 2007 году – 14, 5 лет (174 месяцев);
- в 2008 году – 15 лет (180 месяцев);
- в 2009 году – 15, 5 лет (186 месяцев);
- в 2010 году – 16 лет (192 месяцев);
- в 2011 году – 17 лет (204 месяцев);
- в 2012 году – 18 лет (216 месяцев).
Для установления накопительной части (НЧ) трудовой пенсии необходимо, чтобы страхователем перечислялись дополнительные средства на накопление.
Пример расчета досрочной трудовой пенсии по старости с 1 января 2002 г.
Женщина, 1949 г. р., проработала 30 лет в городе в качестве врача-терапевта.
Из указанного специального стажа в декабре 2000 года назначена пенсия за выслугу лет в соответствии со ст. 81 Закона РФ «О государственных пенсиях в РФ».
После установления пенсии продолжает работать в муниципальном учреждении здравоохранения «городской поликлинике» в той же должности.
С 01.08.2001 пенсия установлена в размере 655 руб. 96 коп.:
- основной размер пенсии – 555 руб. 96 коп.,
- компенсационная выплата – 100 руб.
По документам пенсионного дела: ЗР/ЗП – 1,2; имеет на иждивении одного ребенка, не достигшего 18 лет.
В конце января 2002 года для конвертации представлены документы о трудовом стаже, в соответствии с которым на 31.12.2001 общий трудовой стаж составляет – 33 года, выслуга лет – 32 года.
Расчетные формулы |
Расчет пенсии |
1. Определение расчетного размера трудовой пенсии по старости (п.6 ст.30 Закона от 17.12.2001): РП (расчетный размер трудовой пенсии,ч.1 п.6 ст.30) = СК х ЗР/ЗП х СЗП + повышения, где СК = 55 % + % сверх полного общего или требуемого спец.стажа, ЗР/ЗП – отношение среднемесячной заработной платы пенсионера к среднемесячной заработной плате по стране за этот же период, СЗП – среднемесячная заработная плата в РФ за период с 01.07.2001 по 30.09.2001 (1671 руб.) |
В.1: П = 57% х 1,2 х1671 = 1142,96 руб., где СК = 57% = 55% + 2% (32-30) В.2: П = 68%х 1,2 х 1671 =1363,54 руб. где СК=68% =55%+13% (33-20)
|
2. Определение расчетного пенсионного капитала (п.1 ст.30 Закона от 17.12.2001): ПК = (РП – БЧ) х Т, гдеБЧ = 450 руб.( размер базовой части пенсии по старости, п.1 ст. 14 );Т = 144 мес. (п.5 ст.14 и п.1 ст.32); |
В.1 : ПК = (1142,96 – 450) х 144 = 99786,82 руб. В.2:ПК = (1363,54 – 450) х 144 = 131549,76 руб. |
3. Определение размера страховой части трудовой пенсии старости (п.5 ст.14 Закона от 17.12.2001): СЧ = ПК/Т |
В.1: СЧ=99786,82/144 = 692,96 руб. В.2: СЧ=131549,76/144= 913,54 руб. |
4. Определение размера базовой части трудовой пенсии старости (БЧ) (п.1-4 ст.14 Закона от 17.12.2001) |
БЧ = 600 руб. |
5. Определение размера трудовой пенсии по старости (п.11 ст. 14 Закона от 17.12.2001): П = БЧ + СЧ |
В.1: П =600 + 692,96 = 1292,96 руб., В. 2: П=600+913,54=1513,54 руб.
|
С 01.01.2002 пенсия по старости устанавливается в сумме: 1513,54 руб.
б) Условие назначения и размер трудовой пенсии по случаю потери кормильца
Условием для назначения рассматриваемого вида пенсии является смерть лица, застрахованного в соответствии с Федеральным законом «Об обязательном пенсионном страховании в РФ».
Как уже отмечалось, трудовая пенсия одноименного вида определяется как денежная выплата в целях компенсации заработной платы или иного дохода, утраченных членами семьи застрахованных лиц в связи со смертью кормильца. Из этого определения можно сделать вывод, что законодатель связывает прекращение получения кормильцем заработка или иного дохода именно с его смертью, а назначение пенсии – с необходимостью компенсации этого дохода.
Однако анализ норм Законов «Об обязательном пенсионном страховании в РФ» и «Об основах обязательного социального страхования в РФ» дает основание считать, что утрата заработка (дохода) относится к категории страхового риска, наличие которого влечет за собой обязательное страхование всех лиц, имеющих такой заработок (доход). Что касается страхового случая, то им применительно к рассматриваемому виду пенсии является смерть кормильца. Прекращение его физического существования навсегда лишает членов его семьи возможности получить от него необходимое содержание.
В п. 1 ст. 9 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ воспроизводится норма Закона от 20.11.1990 г. № 340-1 о том, что семьи безвестно отсутствующих лиц приравниваются к семьям умерших, если безвестное отсутствие кормильца удостоверено в установленном порядке. Иными словами, потерей кормильца признается не только его смерть, но также и определенным образом подтвержденное его безвестное отсутствие.
Право на пенсию не зависит также от причины наступления смерти (за исключением, установленным п. 11 ст. 9 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ). Следовательно, трудовая пенсия может быть назначена членам семьи застрахованного, умершего и от общего, и от профессионального заболевания либо от трудового увечья. Не имеет значения также причинная связь смерти с пребыванием на военной службе и службе, приравненной к военной. Равным образом причиной смерти может быть радиационная или техногенная катастрофа и др. Однако во всех этих случаях следует учитывать более выгодный вариант реализации права на пенсию, в том числе и по разным пенсионным законам.[17]
При применении комментируемой нормы следует учитывать п. 10 ст. 9 Закона, согласно которому порядок осуществления и финансирования страховых выплат нетрудоспособным членам семьи лиц, умерших вследствие трудового увечья или профессионального заболевания, регулируется специальным Федеральным законом. Включение этой нормы в пенсионный Закон, на наш взгляд, может явиться для правоприменительных органов основанием отказывать в назначении пенсии семьям застрахованных, умерших от указанных причин.
Пункт 10 ст. 9 Закона устанавливает независимость права на пенсию от времени наступления смерти кормильца. При этом законодатель не уточняет, о каком времени идет речь. Эта норма дает основание для вывода, что не имеет значения, наступила ли смерть до или после вступления в силу данного Закона. Не важно также, какой период времени прошел от смерти кормильца до признания членов его семьи нетрудоспособными. Не имеет значения, родился ли ребенок до или после смерти лица, за которого назначается пенсия.
Следует также иметь в виду, что при определении права на данный вид пенсии применяется п. 3 ст. 4 Закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ, согласно которому обращение за назначением пенсии либо за отдельной ее частью может осуществляться в любое время, без ограничения каким-либо сроком.
В п. 11 ст. 9 Закона предусмотрено исключение из правила, установленного п. 10, согласно которому пенсия назначается независимо от причины смерти кормильца. Право на трудовую пенсию утрачивается, если кормилец умер, причинив вред своему здоровью собственными умышленными действиями. Законодатель признает таковыми совершение умышленного уголовно наказуемого деяния, установленного в судебном порядке, либо умышленного нанесения ущерба своему здоровью.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11