Государственная региональная политика Российской Федерации
Содержание
Введение
1. Сущность государственной региональной политики
1.1 Основные понятия и проблемы государственной региональной политики
1.2 Направления государственной региональной политики
1.3 Приоритеты и принципы государственной региональной политики
2. Основы и принципы региональной политики на примере Новосибирской области
Заключение
Список литературы
Введение
Российская Федерация – государство с существенными межтерриториальными различиями в уровне экономического развития, обеспеченности объектами социальной инфраструктуры, инвестиционных возможностях общественного и частного сектора. В этой связи основой федеральной политики должно стать выравнивание условий для обеспечения экономического роста на всей территории страны с одновременным сокращением межтерриториальных различий в уровне благосостояния населения.
Новое геополитическое положение России радикально изменило критерии рациональности территориальной организации производства, специализации регионов, размещения отдельных предприятий.
Среди форм реализации региональной политики центральное место должно быть отведено разработке и осуществлению федеральных целевых программ социально-экономического развития регионов.
Региональные особенности процессов социального развития требуют адекватного отражения при формировании системы мер государственного регулирования, направленных на создание равных условий для социального развития населения всех регионов и предотвращение возникновения социальной напряженности.
Большинство вопросов развития образования, здравоохранения и культуры, жилищного и коммунального хозяйства, социально-бытового обслуживания населения и ряд других должны решаться на уровне органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Тема региональной политики очень актуальна, т.к. каждая страна, особенно крупная по территории, обязательно встаёт перед несколькими трудно разрешимыми противоречиями в своём региональном развитии. Они, как правило, относятся к числу проблем неснимаемых, неразрешимых окончательно; их можно лишь ослабить, но ликвидировать их нельзя. Именно на такое ослабление противоречий и направлена осмысленная региональная политика государства.
Целью региональной политики является снижение существующих между регионами различий в уровнях социально - экономического развития путем осуществления важных инвестиционных проектов, способствующих укреплению инфраструктуры, хозяйственной деятельности и улучшению уровня жизни населения в сочетании с политикой избирательной поддержки проблемных регионов.
Предмет работы - изучение основ организации разработки и реализации государственной региональной политики Российской Федерации.
Объектом является государственная региональная политика в Новосибирской области.
Задачи:
- выявить сущность государственной региональной политики;
- рассмотреть основные понятия, проблемы и направления государственной региональной политики;
- узнать приоритеты и принципы на которых основывается государственная региональная политика;
- рассмотреть региональную политику Новосибирской области, узнать перспективы ее развития.
1. Сущность государственной региональной политики
1.1Основные понятия и проблемы государственной региональной политики
Рассмотрим основные понятия:
Государственная региональная политика - система ценностей и целей, государственно-управленческих мер (решений и иных действий), предусмотренных нормативными правовыми актами, программами и иными документами, направленными на региональное развитие;
Государственная доктрина регионального развития Российской Федерации (далее - Доктрина) - нормативный правовой акт государственно-управленческого характера, определяющий содержание государственной региональной политики Российской Федерации, формирующий и запускающий в действие механизм ее реализации;
Депрессивная территория - административная единица (район, город) или совокупность сопредельных административных единиц в границах одного или нескольких субъектов Российской Федерации, имеющих однородную структуру экономики, оказавшаяся в результате кризиса в основной (основных) отраслях экономики в состоянии существенного экономического упадка;
Объект государственной региональной политики - регион, в отношении которого осуществляется установленная настоящим Федеральным законом и принятыми в соответствии с ним другими федеральными законами государственная региональная политика;
Регион - часть территории Российской Федерации, содержащая определенный экономический, социальный, демографический, инфраструктурный, природный и культурно-исторический потенциал государства, которая находится в ведении соответствующих органов государственной власти одного или нескольких субъектов Российской Федерации либо органов местного самоуправления; [1, ст. 2]
Региональное развитие – согласованная друг с другом изменчивость региональных показателей, характеризующих социально-экономическое состояние региона;
Территории с особым статусом - особые экономические зоны, закрытые административно-территориальные образования, наукограды, приграничные районы, зоны чрезвычайных ситуаций и экологических бедствий, особо охраняемые природные территории. [1, ст. 2]
В странах с развитой рыночной экономикой появляется дополнительная нужда в региональной политике. Она связана с тем, что рыночная экономика, ориентированная на чисто экономический оптимум, неизбежно увеличивает контрасты между районами страны по уровню их хозяйственного развития и уровню жизни населения. Ведь в таких условиях частный капитал стремится делать инвестиции прежде всего в самых передовых районах, где отдача на капитал выше, устойчивее; он избегает вложений в отсталые районы, с их малоквалифицированной рабочей силой, скудными ресурсами или плохим экономико-географическим положением (таковы обычно главные причины подобной отсталости). В результате богатые районы становятся всё богаче, бедные всё беднее. Это может вести к политической напряжённости, к нарушению принятых в стране правил территориальной справедливости, и сама целостность государства может оказаться под угрозой. Поэтому государственные органы вынуждены принимать специальные меры для недопущения слишком сильных перекосов такого рода. Эти меры складываются в региональную политику, имеющую в основном социальную направленность.
В России особенно важно управлять региональным развитием страны на базе продуманной программы действий государства. Региональная проблема ничуть не меньше достойна государственного программирования, чем оборонная политика, хозяйственная или иная другая, но, однако, пока она не попала в основные приоритеты государства. [3, C. 50]
Проблемы осуществления региональной политики:
Проблемы: |
Сущность: |
Неравенство регионов. |
Порождено, как правило, неравномерностью географической среды. Так же речь идёт о неравенстве в уровнях развития, а не в характере развития, то есть о том, что за одинаковый по напряжению и квалифицированности труд граждане страны получают разное вознаграждение (в широком смысле) в зависимости от того, в каком районе страны они живут и трудятся. Это несправедливо, потому что граждане государства равны по закону, и нарушение этого равенства чревато политическим напряжением. |
Противоречия в интересах между районами, между страной и районом, между страной и всеми районами. |
Например, стране выгодно строить ТЭС, но каждый регион старается, чтобы эти экологически грязные производства размещались не на его территории. Такие противоречия между частями и целым тоже в принципе не снимаемые, их нельзя ликвидировать, их можно только ослабить. Такое ослабление - одна из главных задач грамотной региональной политики. |
Разнообразие районов чревато и противоречиями, и гармонией. |
Если страна состоит из разнородных по своим ресурсами особенностям районов, то такие районы могут с взаимной выгодой дополнять друг друга в рамках внутристранового территориального развития. |
1.2 Направления государственной региональной политики
Основные направления государственной региональной политики(ГРП)
организация разработки и реализации ГРП |
обоснование приоритетов и механизмов ГРП на установленный период |
определение порядка и организация государственной поддержки депрессивных территорий в суб.РФ и мун. образованиях |
организация распределения доходов и расходов между бюджетами различных уровней с учётом целей и задач ГРП в порядке, установленном бюджетным законодательством |
определение территорий с особым статусом и установление особенностей режима их функционирования |
определение порядка и организация информационного обеспечения разработки и реализации ГРП |
Одним из важнейших направлений региональной политики современной России является развитие социально-экономической сферы жизни общества. В настоящее время данной проблеме уделяется большое внимание со стороны властей всех уровней власти.
Особое внимание при разработке и реализации региональной политики необходимо уделить особенностям административно-территориальному деления территории страны. Решение задач повышения благосостояния населения и снижения уровня бедности на основании устойчивого экономического роста должно осуществляться с использованием преимуществ федеративного устройства государства, его децентрализованной структуры, а также с учетом ограничений, накладываемых на экономическую политику особенностями территориального устройства России. [5, C 253]
При разработке системы мер в рамках региональной политики необходимо учитывать, что децентрализованная система принятия решений в государстве, наличие нескольких уровней власти и управления, ответственных перед собственными избирателями за проводимую политику в рамках законодательно определенных сфер компетенции, является преимуществом, эффективное использование которого позволит создать стимулы для обеспечения благосостояния населения на всей территории страны.
Задачи для реализации данного направления
Развитие человеческого капитала, предполагающее мониторинг и изучение основных тенденций миграционных процессов внутри страны, содействие свободному перемещению рабочей силы и эффективному размещению трудовых ресурсов как ответу на вызовы новых экономических условий, создание системы образовательных проектов, направленных как на подготовку кадрового потенциала, ответственного за эффективное проведение реформ на региональном и местном уровне, так и на кадровое обеспечение экономического роста (инвестиционных проектов). Решение этой задачи необходимо осуществлять с учетом территориальных аспектов страны. |
Второй задачей развития человеческого капитала является политика в области профессионального образования с учетом территориальных аспектов социально-экономического развития страны. В среднесрочной перспективе необходимы разработка и создание на федеральном уровне системы образовательных проектов, направленных на профессиональную подготовку и создание кадрового потенциала. Обеспечение регионов кадровым потенциалом необходимо для решения двух основных задач:
|