Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей

- пол;

- дата и место рождения;

- гражданство (при его отсутствии указывается: "лицо без гражданства");

- место жительства в Российской Федерации (указывается адрес - наименование субъекта Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры, - по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован в установленном российским законодательством порядке);

- для российских граждан - данные основного документа, удостоверяющего личность гражданина Российской Федерации на территории России;

- для иностранных граждан и лиц без гражданства - вид и данные документа, установленного федеральным законом или признаваемого в соответствии с международным договором Российской Федерации в качестве документа, удостоверяющего личность соответственно иностранного гражданина или лица без гражданства;

- для тех же лиц, кроме того, - вид, данные и срок действия документа, подтверждающего право индивидуального предпринимателя временно или постоянно проживать в Российской Федерации;

- дата государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя и данные документа, подтверждающего факт внесения в государственный реестр соответствующей записи;

- дата и способ прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя (по заявлению, либо в связи со смертью, либо в связи с принятием судом решения о признании несостоятельным (банкротом) или о прекращении деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в принудительном порядке, либо в связи с вступлением в силу приговора суда, которым назначено наказание в виде лишения права заниматься предпринимательской деятельностью на определенный срок, либо в связи с аннулированием документа, подтверждающего право временно или постоянно проживать в России, или окончанием срока действия указанного документа);

- сведения о лицензиях, полученных индивидуальным предпринимателем;

- идентификационный номер налогоплательщика, дата постановки на учет индивидуального предпринимателя в налоговом органе;

- коды по Общероссийскому классификатору видов экономической деятельности;

- номер и дата регистрации индивидуального предпринимателя в качестве страхователя:

в территориальном органе Пенсионного фонда Российской Федерации;

в исполнительном органе Фонда социального страхования Российской Федерации;

в территориальном фонде обязательного медицинского страхования;

- сведения о банковских счетах индивидуального предпринимателя.

Записи вносятся в государственный реестр на основании документов, представленных при государственной регистрации. Каждой записи присваивается государственный регистрационный номер, и для каждой записи указывается дата внесения ее в реестр.

Документы, относящиеся к государственной регистрации, содержатся в регистрационном деле индивидуального предпринимателя, которое является частью государственного реестра.

В статьях 8, 9 и 11 гл. III Закона установлены общие правила о сроке и месте регистрации, порядке представления документов при государственной регистрации, решении о государственной регистрации. Они имеют общее значение для совершения действий, связанных с государственной регистрацией индивидуальных предпринимателей, и применяются во всех случаях, когда осуществляются акты государственной регистрации индивидуальных предпринимателей по правилам ст. 22.1 - 22.3 гл. VII.1 Закона. Поэтому имеет смысл рассмотреть эти правила подробнее.

Государственная регистрация индивидуального предпринимателя осуществляется по месту его жительства (п. 3 ст. 8). Данная норма традиционна для отечественного законодательства о государственной регистрации индивидуальных предпринимателей начиная с 90-х годов XX в. Она сформулирована как императивная, не предполагающая иных вариантов определения места государственной регистрации; толковать ее расширительно недопустимо. Поэтому лица, не имеющие определенного места жительства, не могут быть зарегистрированы в качестве индивидуальных предпринимателей. В случае если указанные лица намерены заниматься предпринимательской деятельностью, им неизбежно придется так или иначе решать вопрос с определением места жительства. Норма п. 3 ст. 8 направлена на защиту контрагентов индивидуального предпринимателя от возможных недобросовестных действий. Во-первых, место жительства - важный идентифицирующий признак, такой же, как и имя гражданина-предпринимателя (в соответствии с п. 26 упомянутых ранее Правил ведения Единого государственного реестра сведения о месте жительства индивидуального предпринимателя предоставляются по запросу физического лица при предъявлении им документа, удостоверяющего его личность, в виде выписки из реестра по форме, установленной в приложении N 6 к Правилам). Во-вторых, место жительства гражданина определяет подсудность рассмотрения дел в арбитражных судах и судах общей юрисдикции.

Между тем правило, закрепленное в п. 3 ст. 8, вряд ли можно признать справедливым и демократичным, ибо многих граждан, социально незащищенных, но способных к предпринимательской деятельности, оно лишает возможности хотя бы попытаться самостоятельно поправить свои дела. Нельзя не обратить внимание и на то, что данная норма противоречит ряду положений Конституции РФ. Она не согласуется с конституционными нормами о том, что каждый имеет право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом деятельности (ч. 1 ст. 34); каждый имеет право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (ч. 1 ст. 37); каждый имеет право на жилище (ч. 1 ст. 40). Приведенные нормы Конституции содержатся в гл. 2 "Права и свободы человека и гражданина", в связи с чем уместно напомнить, что согласно ст. 18 Конституции права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Отсюда следует, что если лицу, не имеющему определенного места жительства, отказано в государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя по основаниям подп. "а" и "б" п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации, то прокурор и иные лица, указанные в ст. 192 и 198 АПК РФ, вправе на основании п. 5 той же ст. 23 обжаловать такой отказ в судебном порядке и одновременно требовать признания недействующими соответствующих положений Закона о госрегистрации по мотиву их несоответствия Конституции РФ. Такие дела относятся к подведомственности арбитражного суда. При этом применяются правила, установленные статьями гл. 23 и 24 АПК РФ. В силу ч. 3 ст. 189 Кодекса обязанность доказывания обстоятельств, послуживших основанием для принятия оспариваемого акта, законности оспариваемых решений и действий (бездействия) государственных и иных органов, должностных лиц, возлагается на органы и лиц, которые приняли оспариваемый акт, решение, совершили оспариваемые действия (бездействие).

Законодателю следовало бы изменить редакцию п. 3 ст. 8 Закона о госрегистрации, использовав более корректную формулировку. Необходимо найти юридическую конструкцию, которая бы, с одной стороны, обеспечивала беспрепятственную реализацию конституционных прав и свобод человека и гражданина, а с другой - гарантировала интересы кредиторов и других контрагентов индивидуального предпринимателя, не препятствовала применению правил подсудности, установленных процессуальным законодательством.

Обратим внимание, что Закон не связывает акт государственной регистрации индивидуального предпринимателя с местом, где фактически будет осуществляться предпринимательская деятельность. Поэтому, если гражданин имеет место жительства в одном населенном пункте, а предпринимательскую деятельность предполагает вести в другом, он подлежит государственной регистрации по месту жительства, а не по месту возможного осуществления предпринимательской деятельности.

Местом жительства по определению п. 1 ст. 20 ГК РФ признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Специалисты отмечают, что постоянно или преимущественно проживать в определенном месте гражданин может в качестве собственника, члена своей семьи, по договору найма (поднайма) либо на ином основании, предусмотренном российским законодательством. Местом жительства могут быть жилой дом, квартира, служебное жилое помещение, общежитие, специальный дом для одиноких и престарелых граждан, дом-интернат для инвалидов, ветеранов и подобные им жилые помещения.

Однако сам по себе факт постоянного или преимущественного проживания гражданина на законном основании в определенном месте не дает основания к определению его места жительства в целях государственной регистрации индивидуального предпринимателя. Например, что считать местом жительства, когда гражданин имеет на праве собственности квартиру в городе, которой не пользуется, но зарегистрирован по ее адресу, и дом в сельской местности, где фактически и проживает постоянно? На практике окажется, что факт постоянного проживания в сельском доме не будет иметь юридического значения, причем даже в том случае, если гражданин зарегистрирован в этом доме по месту пребывания.

Таким образом, в настоящее время основным фактором, позволяющим установить место жительства гражданина в целях государственной регистрации индивидуального предпринимателя, является формальный признак - регистрация гражданина по месту жительства (регистрация по месту пребывания в этом смысле значения не имеет). На это прямо указывает норма подп. "д" п. 2 ст. 5 Закона о госрегистрации. Ей корреспондирует подп. "д" п. 1 Сведений об индивидуальном предпринимателе, включаемых в запись Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей (приложение N 2 к Правилам ведения Единого государственного реестра), в соответствии с которым требуется указать "место жительства в Российской Федерации (адрес, по которому индивидуальный предприниматель зарегистрирован по месту жительства в установленном законодательством Российской Федерации порядке, - наименование субъекта Российской Федерации, района, города, иного населенного пункта, улицы, номера дома, квартиры)". При этом для российских граждан действуют Правила регистрации и снятия граждан Российской Федерации с регистрационного учета по месту пребывания и по месту жительства в пределах Российской Федерации, утвержденные Постановлением Правительства РФ от 17 июля 1995 г. N 713 . Для иностранных граждан соответствующие вопросы регламентированы в гл. III Федерального закона от 25 июля 2002 г. "О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации" .

Следует обратить внимание, что если ст. 20 ГК РФ под местом жительства гражданина подразумевает фактическое место жительства, то упомянутые нормы Закона о госрегистрации и названных Сведений - сугубо формальное, определяемое административным актом (регистрацией по месту жительства). Несоответствие этих норм Гражданскому кодексу не вызывает сомнений. Юристы справедливо отмечают, что при определении места жительства (в контексте ст. 20 ГК РФ) не имеют значения место прописки гражданина, место нахождения его имущества, место жительства супруга и другие подобные факты, поскольку закон (т.е. Гражданский кодекс) не связывает с ними определение места жительства гражданина. Прописка является лишь одним из доказательств преимущественного проживания гражданина по конкретному адресу и сама по себе не предопределяет решения вопроса о месте его жительства . Эти рассуждения справедливы и применительно к регистрации граждан по месту жительства.

Вместе с тем оправданно полагать, что в целях государственной регистрации индивидуальных предпринимателей место жительства должно определяться бесспорно и однозначно, по формальному признаку. Иначе на практике доказывание места фактического постоянного или преимущественного проживания потребует от граждан немало времени и сил, увеличится документооборот, не удастся избежать ошибок, связанных с представлением документов в ненадлежащий регистрирующий орган, возрастет количество отказов в регистрации и т.п. Все это не будет способствовать реализации принципа "одного окна", заложенного в основу Закона о госрегистрации, и развитию индивидуального предпринимательства. Поэтому, чтобы устранить отмеченную коллизию норм, целесообразно включить в ст. 20 ГК РФ специальное правило, устанавливающее особенности определения места жительства гражданина в целях государственной регистрации индивидуальных предпринимателей.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты