Государственная регистрация индивидуальных предпринимателей

Надо помнить, что место жительства гражданина, по которому он зарегистрирован в качестве индивидуального предпринимателя, т.е. определенное жилое помещение (дом, квартира, служебное жилое помещение, комната в общежитии или коммунальной квартире и т.п.), не может использоваться в качестве места, где непосредственно осуществляется предпринимательская деятельность, связанная с промышленным производством. Согласно ст. 288 ГК РФ жилые помещения предназначены для проживания граждан и размещение в жилых домах промышленных производств не допускается. В то же время эти нормы Кодекса следовало бы толковать ограничительно: они не запрещают предпринимателям осуществлять в жилом помещении деятельность, не нарушающую охраняемые законом права других проживающих в данном помещении лиц, а также соседей. Например, непосредственно по месту жительства могут работать предприниматели, чей труд связан преимущественно с интеллектуальной деятельностью - сбором и анализом информации, созданием научных и литературных произведений, подготовкой произведений к опубликованию, программированием, бухгалтерским учетом и аудитом, репетиторством, консалтингом и т.п.

Документами, подтверждающими адрес места жительства, являются документ, удостоверяющий личность физического лица (паспорт или иной документ), либо документ, подтверждающий право физического лица временно или постоянно проживать в Российской Федерации (вид на жительство или разрешение на временное проживание). В случаях, когда названные документы не содержат сведений о месте жительства физического лица, адрес места жительства подтверждается иными документами в порядке, установленном федеральным законодательством.

Государственная регистрация осуществляется в срок не более пяти рабочих дней со дня представления документов в регистрирующий орган. По сравнению с ранее действовавшими правилами этот срок увеличен - в соответствии с п. 7 Положения о порядке государственной регистрации субъектов предпринимательской деятельности регистрация должна была осуществляться регистрирующим органом в день представления необходимых документов либо в 3-дневный срок с момента получения документов по почте (правда, на практике это правило не соблюдалось, а региональные и муниципальные правовые акты устанавливали более длительные сроки, иногда до 30 дней). Новый срок представляется более реалистичным и вполне достаточным для того, чтобы регистрирующий орган успел совершить все необходимые действия. Неосуществление государственной регистрации в установленные сроки является одним из оснований юридической ответственности регистрирующих органов и их должностных лиц (ст. 24 Закона о госрегистрации).

Датой представления документов для государственной регистрации индивидуального предпринимателя считается день их получения надлежащим регистрирующим органом (п. 2 ст. 9 Закона). С даты получения всех предусмотренных для конкретного случая документов начинается течение срока, отведенного на совершение действий по государственной регистрации. В случае нарушения регистрирующим органом этого срока у заявителя возникает право возбудить вопрос об ответственности, предусмотренной ст. 24 Закона о госрегистрации.

Под получением регистрирующим органом документов следует понимать поступление в этот орган представленных документов непосредственно от заявителя или по почте. Дата поступления документов подтверждается распиской регистрирующего органа.

Порядок представления документов в регистрирующий орган определяется в соответствии со ст. 9 Закона о госрегистрации. Она предусматривает два способа представления документов - непосредственно заявителем или почтовым отправлением с объявленной ценностью и описью вложения (в последнем случае на конверте рекомендуется сделать пометку "регистрация"). Иные способы представления документов могут быть определены Правительством РФ.

Требования к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган, установлены упомянутым ранее Постановлением Правительства РФ N 439.

Заявление и другие документы, необходимые при государственной регистрации, не могут быть составлены в произвольной форме. Они оформляются в строгом соответствии с утвержденными формами, которые должны быть заполнены по правилам, определенным требованиями указанного Постановления.

Документы представляются на бумажном носителе и по возможности в электронном виде. Вид носителя и формат информации, представляемой в электронном виде, определяются регистрирующим органом. Юридическая сила документов, представленных в электронном виде, подтверждается в соответствии с законодательством Российской Федерации. Представляемые на бумажном носителе документы должны быть заполнены в одном экземпляре от руки печатными буквами чернилами или шариковой ручкой синего или черного цвета либо машинописным текстом. Если какой-либо раздел или пункт раздела заявления не заполняется, то в соответствующих графах ставится прочерк. Каждый документ, содержащий более одного листа, должен быть прошит и пронумерован. Количество листов подтверждается подписью заявителя или нотариуса на обороте последнего листа на месте прошивки.

Постановлением утверждены следующие формы заявления:

N Р21001 - "Заявление о государственной регистрации физического лица в качестве индивидуального предпринимателя" (приложение N 18);

N Р24001 - "Заявление о внесении изменений в сведения об индивидуальном предпринимателе, содержащиеся в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей" (приложение N 19);

N Р26001 - "Заявление о государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя в связи с принятием им решения о прекращении данной деятельности" (приложение N 20);

N Р27001 - "Заявление о внесении в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей записи об индивидуальном предпринимателе, зарегистрированном до 1 января 2004 года" (приложение N 21).

Заявление (о государственной регистрации или о внесении изменений в государственный реестр) является одним из необходимых документов, представляемых в случаях регистрации индивидуального предпринимателя, предусмотренных ст. 22.1 - 22.3 гл. VII.1 Закона о госрегистрации, кроме случаев регистрации при прекращении деятельности предпринимателя, указанных в п. 2 - 6 ст. 22.3. В соответствии с п. 1 ст. 9 Закона заявление, представляемое в регистрирующий орган, удостоверяется подписью заявителя, подлинность которой должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке. Свидетельствование подлинности подписей на документах осуществляется по правилам, установленным Основами законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 г. Заявитель указывает свои паспортные данные или данные иного удостоверяющего личность документа и идентификационный номер налогоплательщика (при его наличии).

Представление физическим лицом заявления без нотариально удостоверенной подписи заявителя вопреки требованию императивной нормы фактически означает непредставление необходимых для государственной регистрации документов и в силу подп. "а" п. 1 ст. 23 Закона о госрегистрации может повлечь отказ в регистрации индивидуального предпринимателя.

При государственной регистрации индивидуального предпринимателя заявителем может быть только физическое лицо, обращающееся за государственной регистрацией или зарегистрированное в качестве индивидуального предпринимателя. Иными словами, гражданин не вправе уполномочить иное лицо представить от своего имени в регистрирующий орган необходимые для государственной регистрации документы, для этого он может использовать лишь один из указанных ранее способов (представить документы лично либо по почте).

На регистрирующий орган возлагается обязанность обеспечить учет и хранение всех представленных при государственной регистрации документов.

Заявителю, непосредственно представившему документы, в тот же день выдается расписка в получении документов с указанием перечня и даты их получения регистрирующим органом. При поступлении в регистрирующий орган документов, направленных по почте, расписка высылается в течение рабочего дня, следующего за днем получения документов, по указанному заявителем почтовому адресу с уведомлением о вручении.

Юридическое значение расписки состоит в том, что она является документом, доказывающим факт и дату получения регистрирующим органом документов, представленных при государственной регистрации. Поэтому отказ в выдаче расписки не допускается ни при каких обстоятельствах. Нарушение регистрирующим органом срока выдачи расписки, отказ или уклонение от ее выдачи следует оценивать как нарушение установленного порядка государственной регистрации, влекущее ответственность этого органа или его должностных лиц по правилам ст. 24 Закона о госрегистрации.

Пункт 4 ст. 9 Закона в императивной норме установил для регистрирующих органов запрет на истребование от заявителя документов, не предусмотренных данным Законом. Нарушение этого запрета должно рассматриваться как нарушение порядка государственной регистрации и влечь юридическую ответственность на основании той же ст. 24.

После принятия регистрирующим органом решения о государственной регистрации и не позднее одного рабочего дня с момента внесения соответствующей записи в государственный реестр заявителю выдается одно из ранее названных свидетельств, подтверждающее факт внесения записи в государственный реестр.

Регистрирующий орган в течение не более пяти рабочих дней с момента государственной регистрации обязан представить сведения о регистрации в государственные органы, определенные Правительством РФ (п. 4 ст. 11 Закона). Перечень государственных органов, государственных внебюджетных фондов и органов местного самоуправления, в которые в обязательном порядке представляются сведения о государственной регистрации физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей, дан в приложении N 4 к Правилам ведения Единого государственного реестра. К ним отнесены федеральные органы исполнительной власти; территориальные органы МАП, МВД, КФМ и Госкомстата России; таможенные органы Российской Федерации; органы государственной власти субъектов Федерации; территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации; региональные отделения Фонда социального страхования Российской Федерации; территориальные фонды обязательного медицинского страхования; органы местного самоуправления. Состав сведений, передаваемых в указанные органы, определен приложением N 2 к названным Правилам.


Отказ в государственной регистрации.

Ответственность за нарушение порядка регистрации


В статье 23 Закона о госрегистрации исчерпывающе определены случаи отказа в государственной регистрации:

- непредставление предусмотренных данным Законом необходимых для государственной регистрации документов. В каждом случае государственной регистрации, осуществляемой по правилам ст. 22.1 - 22.3 Закона, а также в случае, предусмотренном ст. 3 Федерального закона "О внесении изменений и дополнений в Федеральный закон "О государственной регистрации юридических лиц", в регистрирующий орган должны быть представлены все без исключения документы, определенные для соответствующего случая и перечисленные в указанных статьях. Нужно обратить внимание еще на два обстоятельства: во-первых, документы должны быть представлены только одним из способов, предусмотренных п. 1 ст. 9 Закона; во-вторых, они должны быть надлежаще оформлены в соответствии с требованиями Закона и принятых для конкретизации его норм подзаконных правовых актов;

- представление документов в ненадлежащий регистрирующий орган, т.е. по месту жительства заявителя. Если документы представлены в такой орган, он не обязан пересылать их в надлежащий регистрирующий орган;

- случаи, предусмотренные п. 4 ст. 22.1 Закона о госрегистрации, т.е. когда не допускается государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, если:

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты