Государственная система России в 90-е годы ХХ века

3) вопросы разграничения государственной собственности, владения, пользования, распоряжения землей, недрами, водными и другими природными ресурсами, а также природопользования, охраны окружающей природной среды и обеспечения экологической безопасности;

4) отношения в сфере образования, науки, культуры, спорта, защиты семьи, регулирование которых требует учета местных условий, традиций и обычаев отдельного региона;

5) отрасли права: административное, административно-процессуальное, трудовое, семейное, жилищное, водное, лесное, а также законодательство о недрах и охране окружающей природной среды;

6) координация международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации, выполнение международных договоров Российской Федерации.

Конституция РФ не устанавливает конкретного перечня пределов исключительного ведения субъектов Федерации. Объем и виды их деятельности настолько велики и разнообразны, что перечислить их надлежащим образом достаточно трудно. Все что не указано в вышеизложенных перечнях, однозначно относится к сфере исключительного ведения субъектов Федерации.

Таким образом, Конституция РФ позволяет достаточно точно определить полномочия Российской Федерации и ее субъектов, что, однако, не исключает возможности возникновения каких-либо споров. Для их разрешения могут быть использованы согласительные процедуры, предусмотренные ст. 85 Конституции РФ. Но если согласованного решения так и не будет принято, то Президент РФ вправе прибегнуть к помощи соответствующего суда.

Осуществление полномочий федеральной государственной власти на всей территории Российской Федерации обеспечивают Президент РФ и Правительство РФ. Конституция также допускает возможность передачи части полномочий федеральными органами исполнительной власти органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации с их согласия и, наоборот, передачи органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации части своих полномочий федеральным органам.

Республики, края, области, города федерального значения, автономные области и автономные округа являются равноправными субъектами Российской Федерации. Это означает, что республика не имеет каких-либо преимуществ перед краем, областью, а эти последние перед автономным округом или автономной областью. Различие наблюдается лишь в формах нормативных актов, которыми закрепляется статус субъектов Федерации.

Статус республики определяется Конституцией РФ и конституцией республики. Статус же края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа определяется Конституцией РФ и уставами, принимаемыми законодательными представительными органами названных субъектов Федерации. Кроме того, по представлению законодательных и исполнительных органов автономной области или автономного округа Государственная Дума может принять специальный федеральный закон об автономной области или автономном округе. Отношения автономных округов, входящих в состав края или области, могут регулироваться договорами, заключаемыми между органами государственной власти края или области[6].

Конституция предусматривает возможность принятия в Российскую Федерацию новых субъектов, а также изменения статуса субъектов, входящих в состав Российской Федерации, в порядке, предусмотренном федеральным конституционным законом. Изменение статуса можно рассматривать как преобразование республики в край, область и наоборот. При этом субъект может получить и другое наименование. Однако право выхода субъектов из состава Российской Федерации Конституция не предусматривает.

Новая Конституция РФ определила политический режим страны как демократический и в этих целях установила систему прав и свобод личности и гражданина в соответствии с принципами и нормами международного права. Система этих прав и свобод выглядит следующим образом:

1) личные права и свободы: право на жизнь, достоинство, свободу и личную неприкосновенность, право на невмешательство в частную жизнь, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфных и иных сообщений, на неприкосновенность жилища;

2) свободы человека и гражданина: право на свободу передвижения и выбор места жительства, свободу мысли и слова, свободу совести, право свободного определения национальности, свободы в сфере экономики, политики и культуры;

3) права гражданина на управление делами общества: право избирать и быть избранным, участвовать в референдуме, или отправлении правосудия, право подачи заявлений индивидуальных или коллективных;

4) социально-экономические права: право частной собственности, в том числе и на землю, право на труд, отдых, охрану здоровья и медицинскую помощь, социальное обеспечение и жилище;

5) социально-культурные права: право на образование, государственную защиту материнства и детства;

6) юридические гарантии прав и свобод личности и гражданина – гарантированность государственной и судебной защиты прав и свобод; право на получение юридической помощи, охрану прав потерпевших от преступлений, право на возмещение ущерба, причиненного преступлением или иными правонарушениями;

7) юридические гарантии личности от уголовного преследования: презумпция невиновности, запрет на использование доказательств, добытых нарушением закона, и др.

Основное отличие системы прав и свобод, закрепленных новой Конституцией, от ранее действовавшей, состоит не столько в совокупности устанавливаемых прав и свобод, сколько в методах и гарантиях их реализации в конкретных отношениях. В частности, утрачены формы и способы участия населения в делах государства, характерные для социалистического общества, а также значительно снизился уровень гарантированности социально-экономических, культурных прав граждан, реализация которых связана с материальными затратами государства.

Конституция не содержит специальных норм, закрепляющих порядок реализации высших форм народовластия. В ней отсутствует глава, посвященная основам избирательной системы в Российской Федерации, хотя она имелась в прежней Конституции. О референдуме из Конституции можно узнать только то, что он назначается Президентом Российской Федерации. Однако не определен ни круг вопросов, по которым можно проводить референдум, ни число голосов, необходимых для принятия позитивного решения по вопросу, вынесенному на референдум.

Конституционное умолчание относительно основополагающих вопросов реального народовластия позволило убрать из государственно-правовой практики такие действенные формы участия народа в управлении делами государства, как регулярные отчеты депутатов перед своими избирателями и отзыв депутатов, не оправдавших доверия своих избирателей. Конституция также лишила народ права вносить проекты федеральных законов через федеральные общественные организации и политические партии. Народ лишен, и возможности действенно влиять на процесс досрочного прекращения полномочий федеральных органов, должностных лиц[7].

Таким образом, по действующей Конституции реальная власть народа Российской Федерации фактически выражается в его праве избирать Президента РФ, депутатов Государственной Думы или принять участие во всероссийском референдуме. Дальнейшая деятельность избранных органов и должностных лиц от волеизъявления народа не зависит. Именно такая модель взаимодействия населения и государства характеризует западную демократию и теперь механически переносится на российскую почву.

В современных условиях все материальное благополучие человек должен создавать сам. Государство способствует ему в этом и тем более не создает искусственных препон для трудовой и предпринимательской деятельности человека, самореализации его творческих потенций как личности. Однако в современном обществе далеко не каждый своим трудом или иным законным способом может обеспечить себе материальное благополучие и достойную жизнь. Поэтому Конституция закрепляет ряд специальных мер по улучшению материального положения как населения страны в целом, так и отдельных социальных слоев, категорий общества. В числе этих мер предусматривается:

1) борьба с безработицей;

2) установление минимального размера оплаты труда;

3) гарантированность общедоступности и бесплатности дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях, а также на конкурсной основе бесплатности высшего образования;

4) обеспечение бесплатной медицинской помощи в государственных и муниципальных учреждениях здравоохранения;

5) сохранение бесплатного пользования библиотечными фондами, сравнительно низкой платы за посещение музеев, картинных галерей, театров, концертных залов и других учреждений культуры.

Особое значение в современных условиях имеет государственная помощь малообеспеченным слоям, группам, которые по тем или иным причинам не могут найти себе работу либо вовсе не способны трудиться.

И, тем не менее, деятельность государства в социальной сфере пока что не всегда является достаточной и действенной. В условиях продолжающегося экономического кризиса социальная политика государства не только не гарантирует достойной жизни, но и не удерживает значительную часть населения даже у черты бедности.

Как показывают исследования Госкомстата России, бедность значительно помолодела и переместилась в город. Из 50 тыс. семей, ежегодно обследуемых Госкомстатом, оказалось, что 64% наименее обеспеченных семей проживает в городе и 36% - на селе. До 1993 г. картина была принципиально иной: 67% малообеспеченных семей проживали на селе и 33% - в городе. Статистические органы не ведут учета численности людей, “получающих унизительно низкую заработную плату”. Однако по расчетам экономистов число работников, заработная плата которых ниже прожиточного минимума, составляет примерно 10-15 млн. человек.

Имеются значительные недостатки в реализации и других направлений социальной политики государства, в том числе и в сфере охраны труда и здоровья населения. Об этом, например, убедительно свидетельствуют наблюдаемые в последние годы рост аварийности на предприятиях, профессиональных заболеваний, высокий уровень производственных травм, неблагоприятная экологическая обстановка в ряде регионов страны, в том числе в таких крупных городах, как Москва, Уфа, Кемерово, Самара, Омск и др.

Бесспорно, сложности переживаемого Россией периода негативно влияют и на возможности государства проводить надлежащую социальную политику. Лишь полное оздоровление экономики России является необходимым условием и действенной гарантией достойной жизни и свободного развития человека, как это предписывается Конституцией.


2.2 Верховная власть


Конституция Российской Федерации 1993 г. закрепляет следующую систему государственных органов:

1)     глава государства – Президент Российской Федерации;

2) представительный и законодательный орган Российской Федерации – Федеральное Собрание;

3) Правительство Российской Федерации как орган исполнительной власти;

4) органы государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения и других субъектов Федерации;

5) система судов, призванных осуществлять правосудие в Российской Федерации;

6) Прокуратура Российской Федерации.

В систему органов государства входят также органы внутренних дел, государственной безопасности и армия. Вопросы местного значения решаются органами местного самоуправления, которые реализуют некоторые функции государства, но непосредственно в систему органов государственной власти не входят.

Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную[8]. Федеральное Собрание, Правительство Российской Федерации и судебные органы действуют в пределах своей компетенции, установленной Конституцией Российской Федерации и принимаемыми в ее развитие конституционными законами, не подменяют друг друга, устанавливая взаимный контроль с помощью разного рода сдержек и противовесов. Таким образом, в Российской Федерации полностью преодолен прежний принцип построения системы государственных органов, основанный на полновластии Советов народных депутатов, осуществляющих одновременно функции законодательной и исполнительной властей. По Конституции СССР Советам были подконтрольны и подотчетны все другие государственные органы, хотя в действительности, как это свидетельствует вся история советского государства, Советы никогда реальным полновластием не обладали. Именно это обстоятельство и явилось главным аргументом для упразднения деятельности советов всех уровней и замены их представительными органами, действующими на принципах современной буржуазной демократии[9].

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты