Государственная служба, как институт административного права

Основные условия прохождения государственной службы всех видов регулируются служебным контрактом. Предметами регулирования служебного контракта являются обязательства Российской Федерации и федерального государственного служащего, а также обязательства субъекта Федерации, принимаемые на себя соответствующим государственным органом и государственным служащим.

В соответствии с федеральным законом о конкретном виде государственной службы контракт может заключаться с гражданином: на неопределенный срок; на определенный срок; на срок обучения в образовательном учреждении профессионального образования и на определенный срок государственной службы после его окончания.

Федеральными законами о различных видах государственной службы предусматриваются:

- возрастные ограничения пребывания на государственной службе;

- порядок назначения на должность, присвоение классного чина, специального звания, ранга, а также все другие обстоятельства прохождения государственной службы соответствующего вида;

- основания прекращения службы, в том числе основания увольнения в запас служащего или в отставку.

Гражданским служащим и государственным служащим других видов государственной службы федеральными законами предоставляются соотносимые размеры оплаты труда и однотипные основные государственные социальные гарантии. Во всех видах государственной службы оплата труда предусматривается в виде денежного содержания (вознаграждения, довольствия). Денежное содержание включает в себя: оклад по занимаемой штатной должности, оклад по присвоенному классному чину (специальному званию), процентную надбавку за выслугу лет и другие надбавки.

Обеспечивается единство основных условий оплаты служебной деятельности государственных служащих независимо от вида государственной службы, если иное не установлено законодательством Российской Федерации. Дополнительные условия оплаты служебной деятельности государственных служащих устанавливаются с учетом особенностей вида государственной службы. Гражданским служащим, как и служащим других видов государственной службы, гарантируется:

- своевременная и в полном размере выплата денежного содержания (денежного довольствия);

- ежегодный оплачиваемый отпуск;

- медицинское обслуживание служащего и членов его семьи, в том числе после выхода на пенсию;

- переподготовка (переквалификация) и повышение квалификации с сохранением денежного содержания на период обучения;

- обязательное государственное страхование на случай причинения вреда здоровью и имуществу в связи с исполнением должностных обязанностей;

- обязательное государственное социальное страхование на случай заболевания или потери трудоспособности в период прохождения государственной службы;

- защита служащего и членов его семьи от насилия, угроз, других неправомерных действий в связи с исполнением должностных обязанностей и другие государственные социальные гарантии.

Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается установлением однотипных ограничений и обязательств.

Под ограничениями прав государственных служащих следует понимать установленные нормами права запреты на совершение конкретно определенных действий, выраженные в категоричной форме посредством возложения прямой юридической обязанности не совершать какие-либо действия в условиях, предусмотренных правовой нормой. Так, государственный служащий любого вида государственной службы не может ее продолжать в случае:

- осуждения к наказанию в соответствии с приговором суда, вступившим в законную силу;

- наличия судимости;

- признания его недееспособным или ограниченно дееспособным решением суда, вступившим в законную силу;

- наличия гражданства иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации, и т.д.

Что касается используемого в законах термина "обязательства", то, очевидно, подразумеваются установленные для государственных служащих пределы, выйти за которые нельзя. Так, государственные служащие любого вида государственной службы не вправе:

- заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме педагогической, научной и иной творческой;

- быть депутатом законодательного (представительного) органа государственной власти;

- заниматься предпринимательской деятельностью лично или через доверенных лиц и т.д.

Обязательства государственного служащего о соблюдении указанных ограничений, установленных федеральными законами о видах государственной службы, включаются в должностной регламент (инструкцию) и контракт государственного служащего.

Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается учетом стажа государственной службы Российской Федерации иных видов при исчислении стажа гражданской службы. В стаж (общую продолжительность) гражданской службы для установления ежемесячной надбавки к окладу денежного содержания за выслугу лет, определения продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет и размера поощрений за безупречную и эффективную гражданскую службу включаются периоды замещения должностей гражданской службы, воинских должностей и должностей правоохранительной службы.

Правовое значение стажа гражданской службы состоит в обеспечении стабильного пребывания на гражданской службе наиболее квалифицированных специалистов. Установленный порядок учета стажа гражданской службы стимулирует привлечение на гражданскую службу и удержание высококвалифицированных кадров.

Для взаимосвязи гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов характерна соотносимость основных условий государственного пенсионного обеспечения. Пенсионное обеспечение государственных служащих всех видов государственной службы осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля 2002 г., 30 июня, 11 ноября 2003 г., 8 мая 2004 г.)[3], Законом Российской Федерации от 12 февраля 1993 г. N 4468-I "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей" (с последующими изменениями)[4].

Предусматривается пенсионное обеспечение гражданских служащих и государственных служащих иных видов государственной службы за выслугу лет или по инвалидности, а также членов семьи государственного служащего в случае потери кормильца. Условия назначения и размеры указанных пенсий, порядок исчисления стажа государственной службы для назначения пенсий за выслугу лет будут регулироваться федеральными законами с учетом особенностей вида государственной службы.


3.2 Об основных тенденциях современного развития института государственной службы


В действующем законодательстве четко прослеживается тенденция создания государственной службы - "отзывчивой, повернутой к нуждам граждан", основанной на закрепленной в Конституции РФ норме о приоритете прав и свобод личности, в связи с чем в последнее время главной целью правовой политики становится именно личность.

Приоритетное значение приобретает обеспечение открытости, особенно гражданской службы (т.е. "прозрачности" ее функционирования с использованием ясных для гражданского общества и доступных для понимания каждого человека форм деятельности). Включение в Законы N 58-ФЗ и N 79-ФЗ в качестве главных принципов государственной службы доступности информации о ее функционировании следует расценивать как один из наиболее важных шагов в обеспечении открытости государственной службы.

Законами предусмотрены и иные меры, направленные на обеспечение открытости государственной службы: обязательное включение представителей научных и образовательных учреждений, других организаций в качестве независимых экспертов - специалистов по вопросам, связанным с гражданской службой (без указания их персональных данных), в ряд комиссий, результаты деятельности которых имеют наиболее важное значение для гражданской службы:

а) в состав комиссий по соблюдению требований к служебному поведению гражданского служащего и урегулированию конфликта интересов;

б) в состав конкурсной комиссии;

в) в состав аттестационной комиссии.

Закрепленный в рассматриваемых Законах принцип открытости гражданской службы тесно взаимосвязан с идеей ее публично-правового характера, на что, в частности, направлены нормы, предусматривающие включение в должностной регламент гражданского служащего перечня государственных услуг, оказываемых гражданам и организациям в соответствии с административными регламентами государственных органов.

В Законах реализуются положения Концепции реформирования государственной службы Российской Федерации, направленные на обеспечение взаимосвязи всех типов государственной службы с муниципальной службой.

Взаимосвязь видов государственной службы обеспечивается единством системы государственной службы РФ и принципов ее построения и функционирования, а также посредством:

а) соотносимости основных условий, размеров оплаты профессиональной служебной деятельности и основных государственных социальных гарантий;

б) установления, ограничений и обязательств при прохождении различных видов государственной службы РФ;

в) учета стажа иной государственной службы РФ при исчислении стажа гражданской службы;

г) соотносимости основных условий государственного пенсионного обеспечения граждан, проходивших государственную службу РФ.

Предусматриваются также соответствующие средства обеспечения взаимосвязи гражданской и муниципальной службы.

Отчетливо прослеживаются пути повышения престижа государственной службы и создания условий для повышения ее привлекательности для всех граждан страны. В этих целях, в частности, совершенствуется механизм поощрений и награждений (с расширением возможностей материального стимулирования), предусматривается система гарантий для государственных служащих, создаются условия для реализации принципа универсальности конкурса при поступлении на государственную службу и эффективной реализации каждым государственным служащим своих обязанностей, закрепленных в должностном регламенте.

Важное значение имеет направленность законодательства на принципиальное совершенствование системы оплаты труда государственных служащих. Впервые констатируется возможность введения особого порядка оплаты, при котором она во многом ставится в зависимость от конкретных показателей эффективности и результативности служебной деятельности.

В целом реализация предусмотренных законодательством положений призвана способствовать решению взаимосвязанных проблем усиления гарантий различного характера для государственных служащих, существенной конкретизации их статуса и повышения престижа государственной службы.

В то же время впервые на федеральном уровне Законами N 58-ФЗ и N 79-ФЗ предусматриваются механизмы последующего совершенствования законодательства о гражданской службе, что является определенной гарантией ее последующего диалектического развития в зависимости от потребностей общества и государства и исключения в будущем элементов застоя. Именно на решение этой проблемы, например, направлена норма, предусматривающая проведение соответствующих экспериментов в рамках программ развития (реформирования) гражданской службы.

Принципиальное значение имеет регулирование законодательством вопросов, связанных с возможным возникновением конфликта интересов и процедурой его разрешения. Закрепленные в Законах N 58-ФЗ и N 79-ФЗ соответствующие нормы предусматривают решение этой сложной проблемы в условиях, максимально обеспечивающих открытость процедуры разрешения конфликта интересов. Достоинство этих норм - в формировании в результате их реализации на практике достаточно эффективного антикоррупционного механизма на государственной службе, что является одним из аспектов реформирования государственной службы в целом.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты