- управления сельского хозяйства;
- управления по туризму и спорту;
- управления по регистрации прав на недвижимое имущество Иссык-Кульской, Нарынской, Чуйской и Таласской областях;
- управления образования и культуры;
- управления профтехобразования;
- управления здравоохранения.
Функции и ответственность по управлению и координации вопросов агропромышленного комплекса, систем образования и культуры, здравоохранения и социального развития возлагается н6а областные государственные администрации за счет передачи им небольшой части штатных единиц упраздненных отраслевых управлений. Установлено, что министерства и ведомства осуществляют вопросы функционального управления в координации с местными государственными администрациями и через существующие отраслевые структуры.
Министерству здравоохранения Кыргызской Республики было поручено возложить функции управления системой здравоохранения в областях на областные больницы и принять меры по совершенствованию структуры низовых подразделений.
Этим постановлением сокращалась численность работников большого числа аппаратов областных структур, а также объединения отдельных управлений.
Например, были сокращены на 30% территориальные структуры Фонда государственного имущества, на 30% численность работников аппарата Центра аграрно-земельной реформы Министерства сельского и водного хозяйства и его областных и районных подразделений. На 40% сокращена численность работников аппаратов областных и Бишкекской городской государственной налоговой инспекции при Министерстве финансов с передачей освободившихся штатных единиц в районные и городские структуры; на 20% численность аппаратов областных военных комиссариатов, управлений внутренних дел, на 30% численность работников аппаратов областных структур управления социальной защиты населения, управления занятости населения, управления социального фонда и т.д.
Этим постановлением произведено упорядочение структур отраслевого управления и численности персонала на областном уровне с учетом происходящих изменений функций управления. В настоящее время контроль за финансово-экономической деятельностью, помимо Счетной палаты Кыргызской Республики и Государственной финансовой инспекции, осуществляют ведомственные контрольно-ревизионные управления и управления внутреннего аудита, что приводит к дублированию, параллелизму в контрольной работе, многочисленным повторным проверкам и перепроверкам, с незначительной отдачей и низким эффектом в борьбе с финансовыми нарушениями.
Контрольно-ревизионные управления и управления внутреннего аудита имели следующие министерства и ведомства:
- Министерство финансов;
- Министерство сельского и водного хозяйства;
- Министерство транспорта и коммуникаций;
- Министерство труда и социальной защиты;
- Министерство обороны;
- Гослесхоз;
- Военная прокуратура;
- Социальный фонд;
- Министерство внутренних дел.
В целях исключения дублирования в контрольной работе, недопущения многочисленных, повторных проверок и ревизий, особенно хозяйствующих субъектов, возникла реальная необходимость разрешить вопрос засилья ведомственных контрольно-ревизионнх управлений, сопоставить затраты на их содержание, объем выполняемой работы и производимую отдачу и принять соответствующее решение.
Поэтому Президент Кыргызской Республики в этом же Указе поручил Правительству Кыргызской Республики решить вопрос по упразднению ведомственных контролирующих структур министерств. К ним относятся контролирующие структуры Министерства сельского и водного хозяйства, Министерства транспорта и коммуникаций, Министерства обороны, Министерства внутренних дел, Министерства национальной безопасности Кыргызской Республики, Военной прокуратуры, Государственного агентства по лесному хозяйству при Правительстве Кыргызской Республики, управлений внутреннего аудита Министерства финансов, Министерства труда и социальной защиты и Социального фонда Кыргызской Республики.
В результате объединения Государственной инспекции финансового контроля при Правительстве Кыргызской Республики и Счетной палаты сокращается общая численность работников на 50%.
При реализации Правительством данного Указа упразднению и сокращению будут подлежать также контролирующие структуры и аудиторские службы министерств и ведомств. В результате этого планируется высвобождение еще около 75% контрольных работников.
В 1997 году была создана национальная комиссия по государственному управлению и государственной службе при Президенте Кыргызской Республики. Этот совещательный и консультативный орган предназначался для подготовки для Президента Кыргызской Республики предложений по стратегии и программе, осуществлению реформы государственного управления и государственной службы, а также разработки предложений по обеспечению согласованного взаимодействия органов государственной власти и управления.
Для обеспечения функционирования этой Национальной комиссии в 1998 году было принято Положение о Секретариате Национальной комиссии по государственному управлению и государственной службе при Президенте Кыргызской Республики. На Секретариат возлагаются функции проведения аналитической работы по изучению и оценке состояния системы органов государственного правления и государственной службы; выработки соответствующих рекомендаций по подготовке и переподготовке государственных служащих; подготовки плана действий по осуществлению утвержденных программ административной реформы и соответствующего контроля.
Из-за многочисленности состава Национальной комиссии, уклона представительства в ней в сторону вузов, отсутствия средств для организации деятельности Секретариата Национальной комиссии потребовалось ее реформирование. Вместо Национальной комиссии по государственному управлению и государственной службе в марте 2000 года Президентом Кыргызской Республики был образован Национальный совет по реформе государственного управления и государственной службы.
В состав Совета по должности входят:
- Президент Кыргызской Республики – председатель Совета; члены Совета:
- Премьер-министр Кыргызской Республики;
- Государственный секретарь Кыргызской Республики;
- Руководитель Администрации Президента Кыргызской Республики;
- Председатель Конституционного суда Кыргызской Республики;
- Торага Законодательного собрания Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;
- Торага Собрания народных представителей Жогорку Кенеша Кыргызской Республики;
При Совете создана рабочая группа, которая финансируется за счет средств ПРООН и координируется Руководителем Администрации Президента. Все документы, подготовленные рабочей группой, предварительно вносятся на рассмотрение Администрации Президента.
2.2 Проблемы и пути реформирования государственной службы в Кыргызской Республике
Обретение Кыргызстаном независимости, переход от административно-командной централизованной экономики, тоталитарного политического режима к социально ориентированной рыночной экономике и демократической правовой государственности потребовали коренного изменения роли и функций государства как института, осуществляющего широкий спектр действий, направленных на решение социальных и экономических проблем.
Последнее десятилетие было ознаменовано серьезными преобразованиями системы государственного управления. Проведены значительные реформы во всех областях жизнедеятельности республики. Однако реформам в сфере государственного управления не удалось идти наравне с реформами в социально-экономической политике.
Поэтому в условиях относительного сокращения государственного вмешательства в экономику и во многие иные сферы жизни общества настоятельной и очевидной задачей является усиление потенциала государства, повышение эффективности государственного управления, а достичь этого можно за счет решения вопросов кадрового обеспечения реформ, создания стабильного, профессионального и компактного госаппарата.
Переломным моментом на пути создания профессиональной государственной службы стало принятие в 1999 году Закона «О государственной службе», позволившего законодательно оформить государственную службу как институт и субъект права.
Дальнейшее организационно-правовое обеспечение системы государственной службы было закреплено Указами Президента Кыргызской Республики.
3 июля 2000 года был утвержден Реестр государственных должностей государственной службы, которым были унифицированы государственные должности в органах государственного управления.
25 июля 2000 года были утверждены основные положения, регулирующие основные вопросы прохождения государственной службы:
о порядке проведения аттестации государственных служащих;
о проведении конкурса на замещение вакантной государственной должности государственной службы;
о порядке проведения квалификационных экзаменов государственных служащих;
о порядке формирования и функционирования резерва кадров госслужбы;
о служебном продвижении государственных служащих;
о порядке присвоения классных чинов государственным служащим.
В августе 2000 года принята усовершенствованная система оплаты труда государственных служащих. Ранее из-за незначительных различий минимального и максимального уровней оплаты труда она фактически не мотивировала на профессиональный рост и служебное продвижение. Была повышена мотивация к служебному росту через увязку заработной платы к объему должностных полномочий, ликвидирована привязка к минимальной заработной плате, дифференцирована заработная плата в зависимости от статуса государственного органа. Введены надбавки к должностному окладу государственного служащего за классный чин.
Для того, чтобы сделать процедуры прохождения государственной службы более эффективными, необходима система развития потенциала государственной службы. Эта система должна охватить все стадии и этапы, начиная с отбора на госслужбу и заканчивая механизмами служебного (карьерного) продвижения. Обязательной составляющей системы являются программы развития для государственных служащих, включающие развитие профессиональных знаний, навыков и умений менеджмента, лидерских качеств, группового взаимодействия, управления изменениями техники и технологии работы. Уделяя большое внимание развитию кадрового потенциала государственной службы и вопросам обучения, Президентом страны было принято важное решение по образованию Академии управления при Президенте Кыргызской Республики. На данное учебное заведение были возложены вопросы обучения и повышения квалификации государственных служащих.
Кроме того, был принят Указ Президента "О мерах по дальнейшему совершенствованию управленческих структур государственных органов". Целью Указа является унификация и сокращение управленческих структур внутри государственных органов, регулирование их штатной численности, а также определение структуры государственных должностей на всех уровнях управления. Указом утверждены минимальные нормы штатной численности госслужащих управленческих структур (сектор, управление, главное управление, департамент) в органах исполнительной власти, с учетом уровня управления (республиканский уровень, местный) и статуса (в составе центрального аппарата, самостоятельное юридическое лицо). Введено ограничение количества заместителей руководителей государственных органов.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10