Государственная власть: понятие, функции и свойства
План
Введение
1. Понятие и сущность государственной власти
2. Признаки государственной власти
3. Свойства государственной власти
4. Государственная власть в Российской Федерации
Заключение
Список используемой литературы
Введение
Власть – это право и возможность распорядиться кем-нибудь или чем-нибудь, а также подчинять своей воле.[1] Власть – это возможность или способность воздействия на жизнедеятельность, поведение людей и коллективов с помощью каких-либо средств авторитета, воли, права, насилия. Государственная власть возникает одновременно с государством и является его неотъемлемым атрибутом. Государственная власть – это политическое руководство обществом осуществляемое при помощи органов государства и других государственных учреждений в интересах либо народа, либо классов, либо социальных групп.
Власть в рамках выполняемых функций порождает отношения распоряжения и подчинения, направленные, прежде всего на поддержание и воспроизводство сложившегося порядка, зафиксированного в конституции, в законах и других нормативных актах, и требует обязательного исполнения без исключений.
Обеспечение общественной дисциплины и правопорядка осуществляется с помощью активных способов целенаправленного воздействия на сознание и поведение людей, в качестве этих способов выступают убеждение и принуждение. Органы государственной власти в случае необходимости применяют к тем, кто нарушает интересы охраны законности и правопорядка принудительны меры, допускаемые законом. Государственное принуждение - это средство защиты интересов общества от преступных посягательств.
В практике государственной власти стимулирование методами убеждения и принуждения необходимо в любое время и в любой сфере общественной жизни. Без них не создать предпосылок экономического роста, невозможны подлинная демократия, высокая культура и нравственность общества.
Целью моей работы является рассмотрение теоретических положений, на которых основываются принципы государственной власти, сравнение их между собой для выявления наиболее подходящей для нашей страны концепции, а также теоретическое изучение функций государственной власти, основы построения органов власти, изучение их правового статуса.
Основной задачей моей работы является изучение проблемных вопросов, возникающих в процессе практической деятельности органов государственной власти из-за недоработок законодательства, влияние на процесс деятельности этих органов множества причин, имеющих дестабилизирующий характер - как экономических, так и социальных, моральных, а также других факторов.
Актуальность моей работы велика, так как институт государственной власти в Российской Федерации, в принципе, несмотря на обилие законодательных актов (чаще имеющих локальный характер) является одним из самых слабо изученных институтов современного российского права. Итак, уже изучая сами теоретические, правовые основы, на которых строится практическое воплощение этого института в жизнь, нетрудно заметить недоработки, пробелы, как в теории, так и в практике.
1. Понятие и сущность государственной власти
"Ожидать прихода к власти добросовестных, порядочных, честных и умных людей современности - столь же недостижимая цель, сколь и не соответствующая самой сути государственной власти"[2].
Государственная власть – 1) право и возможность государства и его органов распоряжаться жизнедеятельностью общества, его граждан и их объединений, направлять ее и корректировать, подчинить своей воле; 2) действующие органы государственной власти; 3) лица обличенные высшими полномочиями.[3]
С момента введения в научный оборот понятия «государственная власть» многие ученые правоведы пытались в различные исторические периоды дать этому явлению свое определение, руководствуясь экономическими, социальными, политическими факторами, которые имели место быть в данный конкретный период. Соответственно, точки зрения на понятие государственной власти менялись по мере развития общества, научной мысли и все это привело к тому, что возникло множество научно-обоснованных концепций, теорий и подходов к определению государственной власти.
Все возможные определения государственной власти, имеющиеся в распоряжении юридической науки, укладываются в рамки семи основных концепций:
1. силовая концепция государственной власти;
2. государственная власть как диктатура пролетариата;
3. волевая концепция государственной власти;
4. функциональная концепция государственной власти;
5. конфликтологическая концепция государственной власти;
6. концепция, отождествляющая государственную власть с государством или государственным аппаратом;
7. концепция, рассматривающая государственную власть как совокупность полномочий;
Концепцией, которая первой появилась по времени и получила достаточную обоснованность, является силовая концепция государственной власти. Она заключается в том, что государственная власть и сила рассматриваются как однородные, тождественные понятия.
Впервые данный подход можно встретить в Древней Греции, где основой власти выступала сила, ее господство. Однако уже Аристотель не считал отношения господства силы относящимся к государству, ибо, по его мнению, государство существует лишь там, где есть общение свободных людей как способ их публичной жизнедеятельности.[4]
Идеологом силовой концепции государственной власти по праву считается Николо Макиавелли. Именно работа Н. Макиавелли под названием «Государь» послужила началом разработки понятийного аппарата данного явления. Государственную власть Н. Макиавелли трактовал как единую силу, господствующую над всеми безгранично и, безусловно. В основе власти как силы лежит страх. Для осуществления государственной власти создается государство как форма его реализации. При этом Н. Макиавелли категорически отрицал возможность нахождения властных полномочий у чиновников государства, только государь сосредотачивает в своих руках всю полноту власти. В работах Н. Макиавелли сущность государственной власти представлена в качестве абсолютной силы, основанной на страхе наказания, способной подчинять себе народ.[5]
Схожие взгляды можно встретить у Жана Бодена, который рассматривал государственную власть как силу, которую нельзя ограничить и укротить. Правителя, по мнению Ж. Бодена, никто и ничто не связывает. Когда государство начали отделять от правителя, оно унаследовало неограниченную верховную власть этого правителя.
Среди советских авторов трактовка государственной власти в качестве силового явления также нашла сильный отклик (М. Аржанов, Ф. М. Бурлацкий и др.). Особенностью советской правовой науки является то, что при характеристике государственной власти традиционно вместо термина «сила» использовали слово «способность». «В определенных контекстах «сила» и «способность» - это синонимы, вполне идентичные понятия, т.к. слово «сила», которой мы характеризуем власть, означает способность производить какие-то действия или способность проявления какой-либо деятельности». Так, М.А. Аржанов видел во власти «способность властвующего принудить подвластного». П.И. Стучка писал, что «власть на языке юристов означает господство одного или нескольких лиц над другим или другими лицами, возможность не только самому действовать, но и диктовать чужие действия».[6]
Из чего вытекает, что в соответствия с данной трактовкой основной конституирующий признак государственной власти - это возможность осуществления принуждения. Однако вопрос об ограничении принуждения правом, легитимации принуждения в данной концепции не ставится. Из двух основных методов осуществления государственной власти убеждения и принуждения, несомненный приоритет отдан последнему. Принуждение реализуется посредством специально созданной системы государственных органов.
Для силовой концепции власти характерно разведение понятий государственной власти и органов государственной власти, последние выступают лишь как средство достижения целей власти. Вопрос о соотношении субъекта и объекта власти в рамках данного подхода слабо разработан. Это обусловлено тем, что власть рассматривается в основном как процесс с односторонним направлением: субъект господствует, объект подчиняется.
Понятие системы государственной власти в рамках силовой концепции разработано слабо. Ж. Боден, Т. Гоббс, Н. Макиавелли были сторонниками единоначалия. По их мнению, государственная власть - явление производное от монарха, государя, короля и т.д. В связи, с чем понятие системы государственной власти теряло всякий теоретический смысл. В работах более поздних представителей силовой концепции государственной власти система государственной власти рассматривается как совокупность государственных органов, построенная на основе принципа субординации. Получается, что согласно силовой трактовке власть как сила не может быть поделена даже внутри самого «государственного аппарата». Таким образом, в рамках силовой парадигмы государственная власть преследует и реализует исключительно свои интересы, что ведет к ее отчуждению от общества и установлению правления силовыми методами. Характерной чертой государственной власти становится ее «оторванность» от народа. Силовая сущность государственной власти требует усиления государственного принуждения, преобладания метода принуждения над методом убеждения, В результате государственная власть противопоставляет себя обществу и формируется как отчужденная обособленная сила. Обособленный характер государственной власти рано или поздно приводит к ее кризису, происходит деформация ее естественной природы, перерождение ее в произвол.
Государственная власть как диктатура пролетариата. Обозначенная концепция тесно примыкает к силовой концепции государственной власти. Однако в трудах классиков научного коммунизма определение государственной власти с позиций категорий силы и могущества получает свое дальнейшее развитие, что позволяет выделять данную концепцию в качестве самостоятельной.
Так, К.Маркс, характеризуя государственную власть, называл ее «организованной силой». В.И.Ленин определял государственную власть в качестве «централизованной организации силы». Согласно марксистско-ленинскому учению сущность государственной власти - это диктатура, насилие господствующего класса для подавления других классов. Государственный аппарат, опираясь на насилие, управляет обществом так, как это выгодно и угодно господствующему классу, и в принципе может не считаться с интересами других классов. По отношению к такой силе у подвластных, даже у представителей господствующего класса, не может быть никаких естественных прав.
Диктатура класса означает не связанность власти, какими то ни было законами. «Диктатура пролетариата есть власть, опирающаяся непосредственно на насилие, не связанная никакими законами». Диктатура пролетариата выражала государственную волю, под которой декларировалась воля пролетариата в союзе с трудящимся крестьянством. Концепцию государственной власти как диктатуры пролетариата можно рассматривать в качестве крайней формы силовой концепции государственной власти. Если в рамках силовой концепции существует хотя бы теоретическая возможность ограничения, вернее, самоограничения государственной власти собственными законами, то в рамках диктатуры пролетариата государственная власть абсолютизирована и в принципе не приемлет каких-либо ограничений.