На федеральном уровне Правительство объединяет и координирует работу министерств, комитетов и других подведомственных ему органов. В этом отношении Правительство и федеральная система (структура) управленческих органов органически связаны. Центральные органы управления, входящие в систему исполнительной власти, находятся в непосредственном ведении Правительства и ему подчиняются.
На практике и после принятия новой Конституции Президент неоднократно издавал указы по вопросам, отнесенным к ведению Правительства, в частности об управлении федеральной собственностью, индексации вкладов, повышении минимального размера оплаты труда, введении различных социальных выплат и льгот. Оценка таких актов Президента с точки зрения конституционных полномочий и прерогатив различных органов власти - предмет специального рассмотрения. Заметим только, что для эффективного управления страной и исключения коллизий в законодательстве проблема разграничения компетенции Президента и Правительства в сфере исполнительной власти становится достаточно актуальной.
Отношения Федерального Собрания с Правительством определяются прежде всего через принимаемые парламентом законы, которые Правительство как исполнительная власть должно исполнять и проводить в жизнь. Другой, наиболее сильный рычаг воздействия парламента - утверждение федерального бюджета - обеспечивает возможность финансового контроля за деятельностью Правительства. И наконец, третий рычаг - дача согласия Государственной Думы на назначение Председателя Правительства и вынесение этой палатой вотума недоверия Правительству. Однако последние действия - весьма ответственные для депутатского корпуса, так как при определенных условиях упорствующая Государственная Дума может быть распущена Президентом.
Конституционные статус и полномочия Правительства, естественно, не охватывают всех сторон его деятельности, нуждающихся в законодательном регулировании. Поэтому Конституция предусматривает принятие федерального конституционного закона о Правительстве. В этом законе будут более подробно определены правовые основы и организация его деятельности, порядок формирования и состав Правительства, отношения с Президентом, палатами Федерального Собрания, органами исполнительной власти субъектов Федерации. Нуждаются в законодательном закреплении формы и способы взаимного делегирования полномочий органами исполнительной власти. В федеративном государстве этот путь открывает широкие перспективы для достижения оптимального сочетания децентрализации управления с сохранением за центром стратегических общегосударственных приоритетов и контроля за проведением реформы.
С принятием этого закона встает другая практическая задача - пересмотр ранее изданных актов Правительства. Следует подчеркнуть, что в этой области нет мелочей и второстепенных вопросов. Таким нормативным актам, как регламент заседаний Правительства и его Президиума, правила подготовки проектов постановлений и распоряжений Правительства, положение об аппарате Правительства, всегда придавалось важное значение. Обновление этой правовой базы прямо вытекает из нового статуса Правительства. И здесь помимо четкой нормативной регламентации внутренней деятельности Правительства важно закрепление и внедрение научных методов управления.
5) Судебная власть в Российской Федерации
Используемая Конституцией формула «судебная власть» представляет собой краткое выражение политико-правовой доктрины, вытекающей из концепции разделения властей в правовом государстве и устанавливающей место органов правосудия в системе государственного механизма. В то же время Конституция прямо указывает, что суды Российской Федерации осуществляют именно государственную власть (ст. 11).
Основу судебной власти составляет совокупность судебных органов различной компетенции, дистанцированных от органов представительной и исполнительной власти. Одновременно законодатель наделяет органы судебной власти некоторыми полномочиями по контролю за законностью выполнения отдельных функций субъектами иных ветвей власти.
Закрепление в конституционных нормах и федеральном законодательстве судебной власти как государственно-правового института позволяет выделить его специфические признаки, отметить необходимость утверждения системы гарантий, позволяющих судебной власти осуществлять свои функции и решать поставленные перед ней законом государственные задачи.
Характерными свойствами судебной власти являются самостоятельность, исключительность, подзаконность и полнота. Все эти качества нашли свое отражение в нормах Конституции Российской Федерации.
Назначение судебной власти - защита прав и свобод граждан, конституционного строя Российской Федерации, обеспечение соответствия актов законодательной и исполнительной власти Конституции, соблюдения законности и справедливости при исполнении и применении законов, а также иных нормативных актов. Обеспечение реализации предусмотренных Конституцией прав и свобод человека и гражданина составляет основное содержание деятельности органов судебной власти (ст. 19 Конституции).
Исключительность судебной власти заключается в том, что никакой иной орган государственной власти или управления не вправе принимать на себя функции и полномочия, составляющие компетенцию судов. Государство доверяет именно суду право использовать принудительные полномочия государственной власти: в установленном законом порядке признать лицо виновным в совершении преступления, назначить уголовное наказание.
Система федеральных органов судебной власти, определение порядка их организации и деятельности относятся к ведению Российской Федерации. В систему этих судов включаются Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд, иные федеральные суды.
Новым для установления пределов судебной власти и ее внутреннего построения является включение Конституцией в структуру судебной власти прокуратуры Российской Федерации. Генеральный прокурор Российской Федерации назначается Советом Федерации Федерального Собрания и возглавляет всю систему органов прокурорского надзора. Осуществление органами прокуратуры уголовного преследования и поддержание государственного обвинения в судебном разбирательстве - важный элемент функционирования органов правосудия.
Подзаконность судебной власти проявляется не только в том, что судебные органы и судьи действуют на основе закона, подчиняются только Конституции и федеральным законам, но и в том, что ее носители не вправе отступать в своей деятельности от требований закона.
Законодательной основой функционирования судебной власти являются Конституция, федеральный конституционный закон о судебной системе, федеральные законы о высших судебных органах Российской Федерации и иных федеральных судах, устанавливающие компетенцию, порядок образования, структуру и основные функции, а также материально-техническое и организационное обеспечение этих судов.
Стабилизирующее значение для формирования системы судебной власти имеет установление Конституцией единых требований к судебным органам и судьям и соблюдение правовых гарантий в отношении судей. Состояние и качество судейского корпуса впервые регулируются на конституционном уровне. Унификация требований к кандидатам на судебные должности на территории всей России приобретает особое значение при известном отделении судов от системы правоохранительных органов и отнесении вопросов работы с кадрами судебных органов к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (п. «л» ст. 72).
Полнота судебной власти определяется ее объемом, окончательностью решений, принимаемых судебной властью, их обязательностью. Вступившие в законную силу решения судов, а также предусмотренные законом судебные распоряжения, требования, поручения и другие судебные акты должны быть обязательны для всех без исключения органов государственной власти, органов местного самоуправления, предприятий, должностных лиц, граждан и их объединений и подлежат безусловному исполнению на всей территории Российской Федерации.
Неисполнение вступивших в законную силу актов судебной власти, требований и распоряжений судей, вмешательство в законную деятельность судей и аппарата суда (судебных исполнителей), проявление неуважения к суду или судьям влекут установленную законом ответственность.
Заключение
В данной курсовой работе феномен государственной власти рассматривался с разной высоты теоретического изучения, а именно:
- как особый политический институт, организация, осуществляющая публичную политическую власть, или аппарат этой власти;
- как аппарат государственной власти, совокупность властных органов и должностных лиц и их отношения, связи между ними;
- как систему государственных институтов, органов законодательной, исполнительной и судебной власти.
Исследование природы государственной власти показало, что государственность должна оставаться основной ценностью гражданина России. С твердой государственной властью он связывает надежды на защиту жизни, здоровья, свободы, достоинства, конституционного строя, безопасности границ, справедливости в сфере имущественных отношений.
Успешное строительство экономически развитого федеративного государства, достижение политической и общественной стабильности невозможны без согласованной деятельности всех уровней власти.
Смысл демократии не в том, что народ провозглашается источником власти, не в том, что органы государственной власти объявляют себя органами, через которые “народ осуществляет свою власть”, а в том, что все полноправные граждане (их объединения, организованные группы) формально в равной мере допускаются к формированию высших органов государственной власти и тем самым - к формированию государственной воли.
Среди важных предпосылок серьезного улучшения функционирования государственной власти и повышения эффективности ее органов в нашей стране необходимо выделить следующие:
- повышение эффективности законодательного процесса;
- усиление результативности в реализации принятых законов;
- повышение взаимодействия между различными ветвями власти;
- совершенствование законодательной техники и планирования;
- всестороннее расширение связей между депутатами и избирателями;
-дальнейшее развитие и обновление всей законодательной базы Российского государства и общества.
В заключение хотелось бы выразить надежду о том, что законодательные и представительные органы в нашей стране будут вносить весомый вклад в развитие нашей страны, обеспечение достойной жизни наших сограждан и процветания нашего Отечества.
Список используемой литературы:
Нормативные акты:
1. Конституция Российской Федерации. Официальное издание Администрации Президента РФ. М.,2007.
2. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. «О правительстве Российской Федерации» // СЗ РФ. 1997.№51. Ст.5712; 1998. №1. Ст.1.
3. Федеральный закон от 28 августа 1995г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // СЗ РФ. 1995.№35. Ст.3506
4. Федеральный закон от 6 октября 1999г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // СЗ РФ. 1999. №42. Ст.5005; 2000. №31. Ст.3205; 2001. №7. Ст. 608.
Учебная и научная литература:
6. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учебник для вузов. 5-е изд., и доп. – М.: Норма, 2006.
7. Козлова Е.И., Кутафин О.Е. Конституционное право России: Учебник. 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Юристь, 2004.
8. Лазарев В.В. Общая теория права и государства: Учебник. 3-е издание, перераб. и доп. – М.: Юристь, 2002.
9. Марченко М.Н., Дерябина Е.М. Правоведение: Учебник. – М.: Проспект, 2006.
10. Гомеров И. Н. Государство и государственная власть;
11. Малый А.Ф. «Государственная власть как правовая категория».//Государство и право. 2001. №3;
12. Писарев Д. И. Соч.: В 4 т. Т. 4. М., 1956;
13. Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведов;
14. Халипов В. Ф. Власть. Политика. Государственная служба;
15. Хрестоматия по теории государства и права. Т. Н. Рядько. 2005.
16. Черданцев А.Ф. Государственная власть и ее обоснование.//Правоведение. 1992. №2;
17. Чечулина А.А. Сущность государственной власти: основные подходы.//Право и политика. 2001. №10;
18. Юридическая энциклопедия. Изд. «Норма». 2001
19. Алексеев С. С. Общая теория права. В 2т. Т.1. М., 1981;
[1] Толковый словарь русского языка. С. И. Ожегов и Н. Ю. Шведова. 1997. стр.86.
[2] Баренбойм П. 3000 лет доктрины разделения властей. Суд Сьтера. – М.: 1996.
[3] Халипов В. Ф. Власть. Политика. Государственная служба. Стр. 62.
[4] А. А. Чечулина. Сущность государственной власти: основные подходы.//Право и политика. 2005. №10.39.
[5] Там же, стр.40.
[6] А. А. Чечулина. Сущность государственной власти: основные подходы.//Право и политика. 2005. №10. стр. 41.
[7] А.А. Чечулина. Сущность государственной власти: основные подходы.//Право и политика. 2005. №10. стр.
[8] Черданцев А. Ф. Государственная власть и ее обоснование.//Правоведение. 1992. №2;
[9] А.А. Чечулина. Сущность государственной власти: основные подходы.//Право и политика. 2005. №10. стр.45.
[10] Малый А.Ф. «Государственная власть как правовая категория».//Государство и право. 2001. №3;
[11] Конституция Российской Федерации, М., «Юридическая литература». 2004.
[12] И.Н. Гомеров. Государство и государственная власть. Стр.534
[13] И.Н. Гомеров. Государство и государственная власть. Стр.535
[14] Конституция Российской Федерации // Российская газета от 00 декабря 0000 года, №000. Ст. 00.
[15] Конституция Российской Федерации // Российская газета от 21 декабря 2001 года, №173. Ст. 34.
[16] Окуньков Л.А. Конституции государств - участников СНГ. Ин-т законодательства и сравнит.правоведения;Под ред.Л.А.Окунькова - М.: НОРМА-ИНФРА-М, 2002; 143 с.