Государственно-правовое понимание целостности государства
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОУ СПО Социальный колледж №25
Шифр_______________
Специальность:______________________
___________________________________
Допущена к защите
Зам. Директора по УПР
А.О.Нарушевич
«___»_____________2006г.
КУРСОВАЯ РАБОТА
Тема:____ Государственно правовое понимание целостности государства _____________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Студент:___________________________________ Группа:___________________________
Работа выполнена «___»________________2006г. Подпись:_________________________
Дата защиты «___»____________________2006г. Оценка:__________________________
Руководитель курсовой работы:____________________________________________________
Москва 2006
Содержание
Введение……………………………………………………………………………3
Глава 1. Территориальная целостность государства……………………………5
1.1. Принципы территориальной целостности государств и нерушимости границ………………………………………………………………………………5
1.2. Федеративная форма административно – территориального устройства государства в России……………………………………………………………..13
4
Глава 2. Правосознание как критерий целостности государства……………..178
2.1. Понятие, значение и виды правосознания…………………………………178
2.2. Особенности российского правосознания и пути его повышения……….25
Заключение……………………………………………………………………….301
Список используемой литературы…………………………………………….....32
ВВЕДЕНИЕ
Тема понимания целостности государства всегда была, есть и будет актуальной. На протяжении всего существования жизни на Земле живые организмы, растения, животные и люди боролись за право находиться на приемлемой для них территории, искали способы получения взаимовыгоды, объединялись в сообщества, стаи, а люди в племена, а позже и в государства.
Со становлением первых государств начались и конфликты, как межгосударственные так и внутригосударственные. Для того чтобы сохранить границы своих государств люди начали думать о том, как можно добиться административно-территориальной целостности государства и единства граждан этого государства.
Под определением «целостность государства» я понимаю не только взаимодействие административно-территориальных границ государства между собой и нерушимость межгосударственных границ, но и целостность, единство народов, проживающих в одном государстве, их приверженность своей стране и стремление подержания единства страны.
Новизна данной работы заключается в том, что в ней рассматриваются все критерии понятия целостности государства: принципы территориальной целостности государств и нерушимости границ, административно-территориальное деление территорий Российской Федерации и особенности правосознания в России.
Актуальность
Новизна
Цель работы заключается в том, чтобы дать полное и подробное определению «целостности государства», обратить внимание на то, что целостность государства зависит не только от территориального единства государства, но также и от единства народов, проживающих на территории одного государства, показать что административно-территориальное устройство не сводится к простому географическому делению территории, а оно необходимо для рациональной организации жизни людей, производства и управления.
Объектом исследования данной работы является государство, а предметом – понимание его целостности.
Объект исследования – государство.
Предмет исследования – целостность государства.
Задачами данной курсовой работы являются:
- и - проблемы (определение правовой основы принципов территориальной целостности;
- рассмотрение административно-территориальних единиц РФ и их взаимодействие;
- рассмотрение правосознания, как одного из критериев целостности государства;
- изучение особенностей правосознания в России и путей его повышения.
не менее 3х)
Как явление духовной жизни, право принадлежит к сфере общественного и индивидуального сознания. Нормы права, нормативные акты, правоприменительные решения и другие юридические феномены могут рассматриваться как своеобразные теоретические и практические проекции культуры, для обозначения которой в этом качестве науке необходимо специальное понятие. Таким понятием, отражающим особое измерение правовой реальности, выступает категория правовое сознание.
Правовое сознание оказывает активное воздействие на регулирование всего многообразия жизненных процессов в обществе и государстве, способствует консолидации граждан, всех социальных групп, поддержанию и укреплению целостности общества, порядка в нем. Здоровое правосознание общества, уважение граждан к закону являются основой крепости государства, эффективного функционирования политической и правовой систем. Правовые представления о справедливости прав и обязанностей человека, дозволений и запретов – все это воздействует на формирование мотивов и установок поведения человека в правовой сфере жизни общества, а через регулирование правового поведения личности проявляется активная роль права, правосознания.
Развитое правосознание и правовая активность граждан являются основой верховенства права в цивилизованном обществе, фундаментом правового государства. Воспитание правосознания граждан – необходимая составная часть профилактики правонарушений, борьбы с преступностью.
Все вышесказанное обуславливает актуальность исследования, проведенного в данной работе, и раскрывает причины моего интереса к изучаемой проблеме.
ГЛАВА 1. ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ ГОСУДАРСТВА
1.1 ПРИНЦИПЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОЙ ЦЕЛОСТНОСТИ И НЕРУШИМОСТИ ГРАНИЦ ГОСУДАРСТВА
Целостность территории и неприкосновенность территории настолько глубоко проникают друг в друга, что их следует рассматривать как части одного принципа. Положение о территориальной целостности включает требование не допускать посягательств на территорию, угрожающих ее целостности и единству государств, т. е. ведущих к отторжению части территории. Норма о территориальной неприкосновенности предписывает воздерживаться от всех, в том числе косвенных посягательств на территорию других государств, запрещает любые посягательства на чужую территорию.
Для анализа соотношения принципа целостности и неприкосновенности государственной территории с принципом нерушимости границ необходимо исследовать три основные группы связей: генетическую, функциональную, структурную, сопоставляя, кроме того, их нормативные элементы. Совпадают объект регулятивного воздействия, функциональная направленность международно-правового регулирования, целенаправленность этих принципов. Оба выполняют важную охранительную функцию, объектами которой являются территория государств, их единство, государственные границы.[1]
Суверенитет, независимость, территориальная целостность, невмешательство во внутренние дела декларировались буржуазией в период буржуазных революций на Западе и особенно в период французской революции конца XVIII в. в качестве основных начал отношений между государствами.[2] Принцип территориальной целостности государств получил закрепление в конституциях, иных законодательных актах буржуазных государств, в международных договорах и соглашениях. Однако в процессе международного общения государств эксплуататорского типа данный принцип имел ограниченное применение.
В современном международном праве принцип территориальной целостности и неприкосновенности государств, предусматривающий недопустимость всех насильственных прямых и косвенных посягательств на территорию других государств.
Нельзя согласиться с мнением Г. В. Шармазанашвили, что «нарушение территориальной неприкосновенности возможно лишь при применении вооруженной силы».[3] Действия, нарушающие неприкосновенность государственной территории, могут быть как военными, так и невоенными, с использованием силы и угрозы ее и ненасильственными (например, полеты иностранных военных судов в воздушном пространстве других стран без разрешения последних, морской промысел в территориальных водах иностранных государств и т. д.).
Возникновение принципа нерушимости границ относится к другому историческому периоду. Практика развития международных отношений после второй мировой войны потребовала дальнейшего уточнения и развития принципа целостности и неприкосновенности государственной территории, прежде всего применительно к европейскому континенту. Норма о нерушимости границ, выдвинутая по инициативе социалистических стран — участниц Варшавского Договора, после признания ее рядом государств и закрепления в договорах и соглашениям стала самостоятельным принципом, международного права. Выдвижение принципа нерушимости границ, диктовалось необходимостью исключить возможность превращения их в объект вооруженных конфликтов и территориальных споров, обеспечить безопасность, прочность, устойчивость и полную неприкосновенность границ в Европе и во всем мире.
Одна из важных теоретических проблем, еще не решенных в науке международного права, — определение правовой основы принципов территориальной целостности и неприкосновенности государств, нерушимости границ. Юридической основой первого является принцип уважения государственного суверенитета, поскольку территориальное верховенство, составляющее часть понятия государственного суверенитета, закрепляет осуществление государством полной власти; на своей территории, что влечет обязанность других субъектов международного права уважать эту власть, не допускать посягательств на территориальную целостность и политическую независимость государства. Принцип целостности и неприкосновенности государственной территории вытекает из принципа уважения государственного суверенитета также и потому, что нарушение целостности территории приводит к изменению объема территориального суверенитета государства.
Правовая основа принципа нерушимости границ — принцип территориальной целостности и неприкосновенности государств, на базе которого он возник как выражение объективной потребности усилить неприкосновенность и стабильность границ и по отношению к которому выполняет обеспечительную функцию, имея тот же предмет регулятивного воздействия — территорию и границы, конкретизируя, углубляя, дополняя и актуализируя его правовое содержание.
Именно во взаимосвязанности и взаимодополняемости состоит взаимодействие рассматриваемых принципов. Их формулировки содержат положение о запрещении прежде всего посягательств на территориальную целостность государств. Так, принцип нерушимости границ предписывает воздерживаться, в частности, «от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника». Принцип территориальной целостности государств включает обязательство воздерживаться от любых действий, ведущих к нарушению территориальной целостности государства-участника. Территориальная целостность государств должна соблюдаться в пределах существующих границ.