Практическая необходимость точной квалификации нарушений целостности и неприкосновенности территории и нерушимости границ, требует более полного и глубокого раскрытия нормативного содержания данных принципов, выработки комплекса их юридических предписаний и перечня императивных требований, запрещающих определенные действия. Целесообразно сконструировать модель структуры исследуемых принципов. В содержании принципа целостности и неприкосновенности государственной территории можно выделить следующие нормативные элементы:
1) уважение целостности государственной территории;
2) обязательство государств воздерживаться от вторжения, нападения, захвата и оккупации чужих территорий;
3) недопустимость любых, прямых или косвенных, посягательств на государственную территорию;
4) обязательство государств воздерживаться от применения силы и угрозы ею против территориальной целостности и неприкосновенности государств;
5) неприкосновенность границ;
6) обязательство государств воздерживаться от разжигания пограничных конфликтов и совершения пограничных провокаций.
Принцип нерушимости границ включает:
1) признание существующих границ;
2) неприкосновенность границ;
3) обязательство государств воздерживаться от применения силы и угрозы ею с целью нарушения или изменения границ других государств;
4) недопустимость любых прямых и косвенных посягательств на границы;
5) стабильность границ и в основе своей их неизменяемость;
6) обязательства государств воздерживаться от выдвижения территориальных требований и претензий;
7) обязательство государств воздерживаться от разжигания пограничных конфликтов и совершения пограничных провокаций.
Следовательно, принципы территориальной целостности государств и нерушимости границ имеют одинаковую предметную направленность—обеспечение безопасности и целостности территории и неприкосновенности границ, а также ряд совпадающих нормативных элементов. Принцип нерушимости границ в большей степени, чем принцип территориальной целостности и неприкосновенности государств обеспечивает неприкосновенность и особенно стабильность границ, обязывая не оспаривать их и не требовать изменений, что отвечает интересам укрепления мира и развития добрососедских отношений между государствами.
В содержании принципа нерушимости границ следует выделить и такой нормативный элемент, как юридическое предписание для государств воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на границы. Выражение «любые посягательства» относится к воздействиям на границы в любой форме и под любым предлогом: военные, невоенные, прямые, косвенные, развязывание пограничных конфликтов, совершение пограничных провокаций, подстрекательство к пересмотру границ, поощрение к нарушению границ, подрывная деятельность с целью добиться изменения границ между государствами, реваншистская пропаганда, действия, направленные на подрыв международных договоров, закрепляющих границы.
Предписание воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории любого государства-участника, устанавливает прямую связь принципа нерушимости границ с принципом территориальной целостности и неприкосновенности государств. Термин «узурпация» означает овладение, противозаконный захват, присвоение себе чужих прав на что-либо, в данном случае на государственную территорию. В то же время предполагается запрещение применения силы с целью изменить границы, ибо это приводит к возникновению вооруженного конфликта, локальной войне, серьезно угрожающих сохранению всеобщего мира и безопасности. Сила и угроза ею — наиболее опасное средство, с помощью которого отдельные государства пытаются «регулировать» и «решать» свои территориальные проблемы.
Государства, принимая обязательство соблюдать принцип нерушимости границ, тем самым признают окончательный характер этих границ, установленных в соответствии с нормами международного права, а следовательно, и принадлежность территорий, находящихся под их суверенитетом. Предусмотрена недопустимость аннулирования признания в отношении указанных границ.
Новым и особенно ценным положением в содержании принципа нерушимости границ является запрещение выдвигать территориальные требования и претензии, поскольку они представляют собой опасный и наиболее распространенный вид посягательств на границы, идеологическую подготовку к прямой агрессии, вооруженному конфликту, разжиганию территориального спора, совершению пограничной провокации. Полный отказ от территориальных претензий содействует реальному укреплению целостности и неприкосновенности территории конкретных государств, обеспечению нерушимости их границ. Признание государствами нерушимости границ означает, что в настоящее время, с точки зрения этих государств, не существует каких-либо обстоятельств, оправдывающих территориальные требования и претензии на пересмотр границ. Государства обязаны аннулировать требования на территории других государств Европы, запретить всякую реваншистскую деятельность, не допускать создания организаций, стремящихся добиться пересмотра границ.. Это особенно актуально в связи с активизацией деятельности реваншистских организаций в ФРГ.
Государство, ставшее объектом такого рода посягательств, вправе рассматривать их как враждебные действия, нарушающие его права и законные интересы. Следовательно, из содержания принципа нерушимости границ вытекает невозможность легализации территориальных требований и претензий.
Новым аспектом действия принципа территориальной целостности и неприкосновенности государств, имеющим практическую важность, является обязательство воздерживаться от инспирирования и поддержки сепаратистских движений,[4] которые противоречат юридическому требованию этого принципа не осуществлять насильственного (навязываемого извне) расчленения территории какого-либо государства, ведущего к его ослаблению и в конечном итоге подчинению крупнейшим империалистическим державам или проявляющим гегемонистские устремления реакционным режимам.
Новым в формулировке принципа территориальной целостности государств в Заключительном акте выступает именно предписание, запрещающее «любые действия, несовместимые с целями и принципами Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого государства-участника». Действия против единства государств квалифицируются как нарушение принципа территориальной целостности государств. Подлежит уточнению точка зрения Б. М. Клименко, согласно которой «территориальным конфликтом является и сепаратизм». Поощряемые извне сепаратистские движения — своеобразный вид посягательства на целостность территории других стран, направлены на ее раздел и, следовательно, против единства государств.
Еще одна важная теоретическая проблема — определение пространственных пределов действия принципа нерушимости границ. Вывод И. П. Блищепко, что этот принцип «носит универсальный характер и подлежит применению на всех континентах», преждевремен. Вместе с тем анализ международных договоров, заключенных государствами, расположенными на разных континентах, обобщение практики межгосударственных отношений дают основания утверждать, что по своим юридическим свойствам и постоянному расширению сферы действия нормативной регламентации принцип нерушимости границ постепенно приближается к статусу универсального общепризнанного принципа международного права. Имеется достаточно правовых предпосылок для его универсализации. Так, Заключительный акт подписан и такими странами, часть или вся территория которых находится вне Европы; государства-участники признали нерушимыми все границы друг друга — как европейские, так и неевропейские; многие элементы принципа нерушимости границ уже получили закрепление в содержании общепризнанных и общеобязательных принципов международного права и отражены в ряде двусторонних правовых актов государств различных регионов и т. д.
Признание принципа нерушимости границ служит обеспечению падежной безопасности государственной территории и границ. Завершением процесса всеобщего признания этого принципа и придания ему четкой правовой формы должна стать всесторонняя и детальная разработка и подписание универсального Договора о нерушимости границ.
1.2 ФЕДЕРАТИВНАЯ ФОРМА АДМИНИСТРАТИВНО – ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВА
Федерации, основанные на территориальном принципе, оказались более прочными и устойчивыми (США, ФРГ), в то время как образованные на национально-территориальной основе или распались (СССР, Чехословакия, Югославия), или испытывают большие сложности. Вместе с тем федеративная природа ряда государств обусловлена многонациональным составом населения (Индия, Бельгия, Канада, Российская Федерация). В основу нынешнего федеративного устройства России положены национально-территориальный и территориальный принципы. При этом федеративное устройство может способствовать решению национального вопроса и обеспечивает децентрализацию власти, разграничивая полномочия центра и регионов.
Субъектами федерации являются государства или государственные образования. Число их может быть различно, отличаются они и наименованием.
В составе Российской Федерации двадцать одна республика, семь краев, сорок восемь областей, два города федерального значения, одна автономная область, девять автономных округов.
Законодательный орган федерации традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты. Когда в 1787 году на Конвенте в Филадельфии разрабатывалась и принималась Конституция первой в мире федерации — Соединенных Штатов Америки, возникли разногласия о порядке представительства штатов в конгрессе. В качестве компромисса было решено создать две палаты — палату представителей, число конгрессменов, в которой зависит от населения штатов, и сенат, в котором каждый штат независимо от величины его территории и численности населения, представлен двумя сенаторами. По такой схеме строятся парламенты всех федераций мира. Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации. Каждый субъект Федерации в Совете Федерации имеет по два представителя.
Территории федераций состоят из территорий, входящих в них государств и государственных образований. “Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории”, — говорится в ст. 4 Конституции России. Право выхода из состава федераций за их субъектами в современных конституциях не признается, что обеспечивает единство и целостность государства. Республики, входившие в Союз ССР, в силу Договора 1922 года об образовании СССР и последующих общесоюзных и республиканских конституций, таким правом наделялись. Но оно не реализовывалось за все шестьдесят девять лет существования Союза.
Федеративные государства характеризуются тем, что наряду с федеральной Конституцией и законодательством, Конституции и законы имеют и субъекты федерации. Но они не обладают верховенством на своей территории. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории федерации.