Государственно-правовое понимание целостности государства

Практическая необходимость точной квалификации нарушений це­лостности и неприкосновенности территории и нерушимости границ, требует более полного и глубокого раскрытия нормативного содержа­ния данных принципов, выработки комплекса их юридических предпи­саний и перечня императивных требований, запрещающих определен­ные действия. Целесообразно сконструировать модель структуры ис­следуемых принципов. В содержании принципа целостности и непри­косновенности государственной территории можно выделить следую­щие нормативные элементы:

1) уважение целостности государственной территории;

 2) обязательство государств воздерживаться от вторже­ния, нападения, захвата и оккупации чужих территорий;

3) недопустимость любых, прямых или косвенных, посягательств на государственную территорию;

 4) обязательство государств воздержи­ваться от применения силы и угрозы ею против территориальной це­лостности и неприкосновенности государств;

5) неприкосно­венность границ;

 6) обязательство государств воздерживаться от раз­жигания пограничных конфликтов и совершения пограничных прово­каций.


Принцип нерушимости границ включает:

1) признание существую­щих границ;

2) неприкосновенность границ;

3) обязательство госу­дарств воздерживаться от применения силы и угрозы ею с целью на­рушения или изменения границ других государств;

4) недопустимость любых прямых и косвенных посягательств на границы;

5) стабиль­ность границ и в основе своей их неизменяемость;

6) обязательства государств воздерживаться от выдвижения территориальных требова­ний и претензий;

 7) обязательство государств воздерживаться от раз­жигания пограничных конфликтов и совершения пограничных прово­каций.

Следовательно, принципы территориальной целостности государств и нерушимости границ имеют одинаковую предметную направлен­ность—обеспечение безопасности и целостности территории и непри­косновенности границ, а также ряд совпадающих нормативных эле­ментов. Принцип нерушимости границ в большей степени, чем прин­цип территориальной целостности и неприкосновенности государств обеспечивает неприкосновенность и особенно стабильность границ, обя­зывая не оспаривать их и не требовать изменений, что отвечает инте­ресам укрепления мира и развития добрососедских отношений между государствами.

В содержании принципа нерушимости границ следует выделить и такой нормативный элемент, как юридическое предписание для госу­дарств воздерживаться сейчас и в будущем от любых посягательств на границы. Выражение «любые посягательства» относится к воздей­ствиям на границы в любой форме и под любым предлогом: военные, невоенные, прямые, косвенные, развязывание пограничных конфликтов, совершение пограничных провокаций, подстрекательство к пересмотру границ, поощрение к нарушению границ, подрывная деятельность с целью добиться изменения границ между государствами, реваншист­ская пропаганда, действия, направленные на подрыв международных договоров, закрепляющих границы.

Предписание воздерживаться от любых требований или действий, направленных на захват и узурпацию части или всей территории лю­бого государства-участника, устанавливает прямую связь принципа нерушимости границ с принципом территориальной целостности и не­прикосновенности государств. Термин «узурпация» означает овладение, противозаконный захват, присвоение себе чужих прав на что-либо, в данном случае на государственную территорию. В то же время предполагается запрещение применения силы с целью изменить границы, ибо это приводит к возникновению вооруженного конфликта, локальной войне, серьезно угрожающих сохранению всеобщего мира и безопасности. Сила и угроза ею — наиболее опасное средство, с по­мощью которого отдельные государства пытаются «регулировать» и «решать» свои территориальные проблемы.

Государства, принимая обязательство соблюдать принцип неруши­мости границ, тем самым признают окончательный характер этих гра­ниц, установленных в соответствии с нормами международного права, а следовательно, и принадлежность территорий, находящихся под их суверенитетом. Предусмотрена недопустимость аннулирования призна­ния в отношении указанных границ.

Новым и особенно ценным положением в содержании принципа нерушимости границ является запрещение выдвигать территориальные требования и претензии, поскольку они представляют собой опасный и наиболее распространенный вид посягательств на границы, идеоло­гическую подготовку к прямой агрессии, вооруженному конфликту, разжиганию территориального спора, совершению пограничной прово­кации. Полный отказ от территориальных претензий содействует реаль­ному укреплению целостности и неприкосновенности территории кон­кретных государств, обеспечению нерушимости их границ. Признание государствами нерушимости границ означает, что в настоящее время, с точки зрения этих государств, не существует каких-либо обстоя­тельств, оправдывающих территориальные требования и претензии на пересмотр границ. Государства обязаны аннулировать требования на территории других государств Европы, запретить всякую реваншист­скую деятельность, не допускать создания организаций, стремящихся добиться пересмотра границ.. Это особенно актуально в связи с активи­зацией деятельности реваншистских организаций в ФРГ.

 

Государство, ставшее объектом такого рода посягательств, вправе рассматривать их как враждебные действия, нарушающие его права и законные интересы. Следовательно, из содержания принципа неру­шимости границ вытекает невозможность легализации территориаль­ных требований и претензий.

Новым аспектом действия принципа территориальной целостности и неприкосновенности государств, имеющим практическую важность, является обязательство воздерживаться от инспирирования и поддерж­ки сепаратистских движений,[4] которые противоречат юридическому требованию этого принципа не осуществлять насильственного (навязы­ваемого извне) расчленения территории какого-либо государства, ведущего к его ослаблению и в конечном итоге подчинению крупнейшим империалистическим державам или проявляющим гегемонистские устремления реакционным режимам.

Новым в формулировке принципа территориальной целостности государств в Заключительном акте выступает именно предписание, запрещающее «любые действия, несовместимые с целями и принципа­ми Устава Организации Объединенных Наций, против территориальной целостности, политической независимости или единства любого госу­дарства-участника». Действия против единства государств квалифици­руются как нарушение принципа территориальной целостности госу­дарств. Подлежит уточнению точка зрения Б. М. Клименко, согласно которой «территориальным конфликтом является и сепаратизм». По­ощряемые извне сепаратистские движения — своеобразный вид пося­гательства на целостность территории других стран, направлены на ее раздел и, следовательно, против единства государств.

Еще одна важная теоретическая проблема — определение про­странственных пределов действия принципа нерушимости границ. Вы­вод И. П. Блищепко, что этот принцип «носит универсальный харак­тер и подлежит применению на всех континентах», преждевремен. Вместе с тем анализ международных договоров, заключенных государ­ствами, расположенными на разных континентах, обобщение практики межгосударственных отношений дают основания утверждать, что по своим юридическим свойствам и постоянному расширению сферы дей­ствия нормативной регламентации принцип нерушимости границ по­степенно приближается к статусу универсального общепризнанного принципа международного права. Имеется достаточно правовых пред­посылок для его универсализации. Так, Заключительный акт подписан и такими странами, часть или вся территория которых находится вне Европы; государства-участники признали нерушимыми все границы друг друга — как европейские, так и неевропейские; многие элементы принципа нерушимости границ уже получили закрепление в содержа­нии общепризнанных и общеобязательных принципов международного права и отражены в ряде двусторонних правовых актов государств различных регионов и т. д.

 

Признание принципа нерушимости границ служит обеспечению падежной безопасности государственной территории и границ. Завер­шением процесса всеобщего признания этого принципа и придания ему четкой правовой формы должна стать всесторонняя и детальная раз­работка и подписание универсального Договора о нерушимости границ.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.2 ФЕДЕРАТИВНАЯ ФОРМА АДМИНИСТРАТИВНО – ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО УСТРОЙСТВА ГОСУДАРСТВА

 

Федерации, основанные на территориальном принципе, оказались более прочными и устойчивыми (США, ФРГ), в то время как образованные на национально-территориальной основе или распались (СССР, Чехословакия, Югославия), или испытывают большие сложности. Вместе с тем федеративная природа ряда государств обусловлена многонациональным составом населения (Индия, Бельгия, Канада, Российская Федерация). В основу нынешнего федеративного устройства России положены национально-территориальный и территориальный принципы. При этом федеративное устройство может способствовать решению национального вопроса и обеспечивает децентрализацию власти, разграничивая полномочия центра и регионов.

Субъектами федерации являются государства или государственные образования. Число их может быть различно, отличаются они и наименованием.

 В составе Российской Федерации двадцать одна республика, семь краев, сорок восемь областей, два города федерального значения, одна автономная область, девять автономных округов.

Законодательный орган федерации традиционно состоит из двух палат, в одной из которых представлены ее субъекты. Когда в 1787 году на Конвенте в Филадельфии разрабатывалась и принималась Конституция первой в мире федерации — Соединенных Штатов Америки, возникли разногласия о порядке представительства штатов в конгрессе. В качестве компромисса было решено создать две палаты — палату представителей, число конгрессменов, в которой зависит от населения штатов, и сенат, в котором каждый штат независимо от величины его территории и численности населения, представлен двумя сенаторами. По такой схеме строятся парламенты всех федераций мира. Федеральное Собрание (парламент) Российской Федерации. Каждый субъект Федерации в Совете Федерации имеет по два представителя.

Территории федераций состоят из территорий, входящих в них государств и государственных образований. “Российская Федерация обеспечивает целостность и неприкосновенность своей территории”, — говорится в ст. 4 Конституции России. Право выхода из состава федераций за их субъектами в современных конституциях не признается, что обеспечивает единство и целостность государства. Республики, входившие в Союз ССР, в силу Договора 1922 года об образовании СССР и последующих общесоюзных и республиканских конституций, таким правом наделялись. Но оно не реализовывалось за все шестьдесят девять лет существования Союза.

Федеративные государства характеризуются тем, что наряду с федеральной Конституцией и законодательством, Конституции и законы имеют и субъекты федерации. Но они не обладают верховенством на своей территории. Конституция Российской Федерации и федеральные законы имеют верховенство на всей территории федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты