Государственное регулирование бизнеса

·                   приобретать полностью или частично имущество государственных предприятий и предприятий, основанных на других формах собственности, иное имущество и связанные с ним имущественные права;

·                   при переходе права собственности на строения и сооружения (включая не завершённые строительством) вместе с этими объектами переходят право собственности или постоянного землепользования на земельный участок в порядке и на условиях, установленных земельным законодательством Республики Казахстан;

·                   участвовать своим имуществом и имуществом, полученным на законном основании, в деятельности других хозяйствующих субъектов;

·                   использовать по соглашению сторон имущество юридических лиц и граждан;

·                   нанимать и увольнять любое количество работников на условиях контракта или на условиях, не противоречащих законодательству Республики Казахстан;

·                   устанавливать формы, системы и размеры оплаты труда и другие виды доходов лиц, работающих по найму;

·                   формировать программу хозяйственной деятельности, выбирать поставщиков и потребителей производимой продукции (работ, услуг), выполнять на договорной основе работы и поставки для государственных нужд;

·                   самостоятельно устанавливать цены, расценки и тарифы на реализуемые товары (работы, услуги), за исключением случаев, определяемых нормами действующего законодательства Республики Казахстан;

·                   открывать банковские счета, в том числе для хранения денег и осуществления всех видов расчётных, кредитных и кассовых операций;

·                   свободно распоряжаться доходом от предпринимательской деятельности, остающимся после уплаты налогов и внесения других обязательных платежей;

·                   получать неограниченный по размерам доход;

·                   пользоваться по своему выбору различными системами социального обеспечения и социального страхования;

·                   обжаловать в установленном порядке действия государственных и других органов, ущемляющих его права или законные интересы;

·                   выступать участником внешнеэкономических отношении и осуществлять валютные операции;

·                   осуществлять иные действия, связанные с предпринимательской деятельностью, если они не противоречат законодательству Республики Казахстан [18].

Вышеперечисленные и иные права частных предпринимателей на свободное осуществление предпринимательской деятельности охраняются законом. Пунктом 3 статьи 10 Гражданского кодекса Республики Казахстан определяются способы защиты прав и законных интересов предпринимателей, предусматривающие:

- возможность осуществления предпринимательской деятельности без получения чьих-либо разрешений, кроме лицензируемых видов деятельности, перечень которых устанавливается в статье 9 указа президента Республики Казахстан, имеющего силу закона, от 17 апреля 1995 года № 2200 «О лицензировании»;

- максимально простой явочный порядок регистрации всех видов предпринимательства во всех сферах экономики в одном регистрирующем органе;

- ограничение законодательными актами проверок предпринимательской деятельности, осуществляемых государственными органами, что регламентируется законом Республики Казахстан «о налогах и других обязательных платежах в бюджет», законом Республики Казахстан от 19 июня 1997 года «Об индивидуальном предпринимательстве»; указом президента Республики Казахстан от 27 апреля 1998 года «О защите прав граждан и юридических лиц на свободу предпринимательской деятельности»;

- возможность принудительного прекращения предпринимательской деятельности только по решению суда, вынесенному по основаниям и в порядке, определяемым законодательными актами;

- установление законодательными актами перечня работ, видов товаров и услуг, которые запрещены для частного предпринимательства, запрещены или ограничены для экспорта или импорта;

- возможность привлечения государственных органов, должностных лиц, а также иных лиц и организаций к установлению законодательством имущественной ответственности перед предпринимателями за неправомерное воспрепятствование их деятельности;

- запрещение исполнительным контрольным и надзирающим органам вступать в договорные отношения с субъектами предпринимательства на предмет выполнения обязанностей, являющихся функциями этих органов;

- иные средства, предусмотренные законодательством, в том числе: законом Республики Казахстан от 4 июля 1992 г. «О защите и поддержке частного предпринимательства» (с изменениями), законом Республики Казахстан от 19 июня 1997 г. «О государственной поддержке малого предпринимательства», указом президента Республики Казахстан от 6 марта 1997 г. «О мерах по усилению государственной поддержки и активизации малого предпринимательства» [19].


2.3            Государственная поддержка малого и среднего бизнеса


В отличие от мощных финансово-промышленных групп малое и среднее предпринимательство, оперативно реагируя на изменения конъюнктуры рынка, придаёт рыночной экономике необходимую гибкость. Эта черта приобретает в современных условиях особую значимость и силу быстрой индивидуальной дифференциации потребительского спроса, ускорения темпов технического прогресса, возрастания ассортимента производимых товаров и услуг.

Кроме того, малый и средний бизнес мобилизует значительные финансовые и производственные ресурсы населения, в том числе трудовые, сырьевые, которые в его отсутствие не были бы использованы.

Существенный вклад вносит малый и средний бизнес и в формирование конкурентной среды, что для высокомонополизированной экономики имеет первостепенное значение. Малый бизнес антимонополен по самой своей природе, что проявляется в различных аспектах его функционирования. С одной стороны, при узкой специализации в использовании новейшей техники малое предпринимательство выступает в качестве серьёзного конкурента, подрывающего позиции крупных корпораций.

Значительная роль малого и среднего бизнеса и в осуществлении прорыва по ряду важнейших направлений научно-технического прогресса, прежде всего в области электроники, кибернетики и информатики.

Очевиден вклад малого бизнеса и в решение проблемы занятости. В промышленно развитых странах на него приходится до 50-60% новых рабочих мест.

По данным агентства РК по статистике в Казахстане в январе-марте 2010 года по сравнению с январем-мартом предыдущего года, по оперативным данным, выпуск продукции (в сопоставимых ценах) увеличился на 2,1%. При этом, количество активных субъектов МСП увеличилось на 3%, численность занятых - на 2,7% [20]. Наблюдается увеличение основных показателей развития малого и среднего предпринимательства в Республике Казахстан [см. приложение А].

Наконец, велика роль малого и среднего бизнеса в смягчении социальной напряжённости и демократизации рыночных отношений, поскольку именно малое предпринимательство является фундаментальной основой формирования «среднего класса» и, следовательно, ослабления присущей рыночной экономике тенденции к социальной дифференциации. Все отмеченные преимущества обязывают государство оказывать всемерную поддержку малому бизнесу. Государством создаются экономические, правовые и организационные условия для развития малого бизнеса: нормативно-правовая база, финансовые учреждения, лизинговые фирмы, подготовка кадров и др. [21].

В переходный период малый и средний бизнес нуждается в постоянной поддержке государства. Именно он придаёт смешанной экономике гибкость, мобилизует крупные финансовые и производственные ресурсы населения, несёт в себе мощный антимонопольный заряд, служит серьёзным фактором структурной перестройки, во многом решает проблему занятости.

Формирование системы государственного регулирования предпринимательства идёт по многим направлениям. Рассмотрим некоторые из них.

1.                 Формирование системы правового обеспечения функционирования и развития предпринимательства. На этом этапе важно обеспечить высокое качество законодательных актов: исключить между ними противоречия, по возможности превратить их в законодательные акты прямого действия, предусмотреть механизм их реализации, гарантии прав предпринимателей, экономическую и другие стороны ответственности при их нарушении.

2.                 Формирование финансового обеспечения и поддержки современного предпринимательства. Такая система требует качественного совершенствования политики налогообложения, кредитования, страхования, финансирования, амортизации и т.д.

3.                 Формирование системы инфраструктурного обеспечения предпринимательства в целом, которое подразумевает создание фондов и центров поддержки предпринимательства, сети по подготовке кадров, маркетинговых центров, бизнес-центров и бизнес-инкубаторов, информационную поддержку предпринимателей.

Предпринимательство пользуется правительственной поддержкой во всех промышленно развитых странах. Чаще всего суть её сводится к выработке конкретных мер по трём направлениям:

1.                 Консультация (особенно на начальном этапе).

2.                 Оказание финансовой поддержки.

3.                 Оказание научно-технической или технологической помощи маломощным в финансовом отношении предпринимательским структурам.

Ряд экономистов считает, что к основным трудностям, с которыми сталкивается в настоящее время предпринимательство, относятся:

-                   неустойчивость и незавершённость законодательной базы деятельности предпринимательских структур;

-                   жёсткий налоговый прессинг и усложнённость системы налогообложения;

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты