- нехватка первоначального капитала и собственных оборотных средств;
- трудности с получением банковских кредитов;
- давление криминальных структур;
- сложности с помещениями и высокая арендная плата;
- ограниченные возможности лизинговых услуг.
В соответствии с Законом «О государственной поддержке малого предпринимательства» основными принципами государственной поддержки малого предпринимательства являются:
- приоритет развития малого бизнеса в Республике Казахстан;
- комплексность государственной поддержки малого предпринимательства;
- доступность инфраструктуры поддержки малого бизнеса и осуществляемых мер для всех субъектов малого предпринимательства
- международное сотрудничество в области поддержки и развития малого предпринимательства [18].
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется по следующим направлениям:
· организация подготовки, переподготовки и повышение квалификации кадров для субъектов малого предпринимательства;
· создание льготных условий использования субъектами малого предпринимательства государственных финансовых, статистических, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок и технологий;
· установление упрощённого порядка государственной регистрации субъектов малого предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции;
· установление правового режима благоприятствования для субъектов малого предпринимательства, включающего в себя льготный режим налогообложения, уплаты таможенных пошлин (налоговые каникулы, имущественные гранты, налоговые кредиты, снижение ставок налогов, льгот по таможенным пошлинам согласно сертификации);
· создание системы привлечения и использования инвестиций, включая иностранные, для поддержки и развития субъектов малого предпринимательства;
· поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов малого предпринимательства, включая развитие их торговых, научно-технических, производственных и иных связей с зарубежными партнёрами;
· принятие специальных программ кредитования субъектов малого предпринимательства с определением финансовых источников;
· предоставление преференций субъектами малого предпринимательства при размещении государственных закупок на производство продукции, выполнение работ, услуг [13].
Государственная поддержка малого предпринимательства осуществляется на основе государственных и региональных программ поддержки и развития малого предпринимательства.
Организации и граждане вправе самостоятельно вносить предложения в государственный орган, осуществляющий поддержку малого предпринимательства, о включении отдельных проектов в государственные и региональные программы.
Государственная политика в Республике Казахстан в отношении частного предпринимательства нацелена на формирование среднего класса, путем развития малого предпринимательства, ориентированного на создание новых высокотехнологичных производств с наибольшей добавленной стоимостью.
Для достижения поставленной цели, как одним из этапов реализации стратегии индустриально-инновационного развития Республики Казахстан предусматривается решение задачи развития инфраструктуры предпринимательства.
Инфраструктура поддержки предпринимательства представляет собой комплекс организаций, обеспечивающих благоприятные условия создания, функционирования и развития частной предпринимательской деятельности.
В Республике Казахстан к подобным организациям можно отнести:
• государственные и созданные по инициативе государства организации;
• неправительственные организации;
• коммерческие организации.
В зависимости от функциональной направленности структура институтов инфраструктуры определяется следующим образом:
• государственная поддержка и содействие на этапах становления, функционирования и развития бизнеса;
• финансовая поддержка;
• информационно-аналитическая поддержка;
• поддержка в области образования и повышения квалификации кадров;
• материально-техническая поддержка.
Сопоставление организационной и функциональной структур позволяет составить матрицу участия институтов инфраструктуры в процессе развития предпринимательства в Казахстане.
Все без исключения организации содействия развитию предпринимательства имеют свои достоинства и недостатки, обусловленные влиянием различных факторов. При принятии решений по отношению к предпринимателям в одних мотивацией выступают общественные цели, у руководства других могут находиться люди, заинтересованные в удовлетворении собственных интересов.
Государственные органы и организации, созданные по инициативе государства:
Высший государственный орган, реализующий политику и ответственный за развитие частного предпринимательства - Министерство индустрии и торговли Республики Казахстан (МИиТ). Министерство относится к центральным исполнительным органам и подотчетно Правительству и Президенту страны.
Организационно в структуру МИиТ входит Департамент развития предпринимательства, осуществляющий функции по формированию государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере развития и поддержки предпринимательства.
Основными задачами, как это прописано в основных документах регулирующих деятельность Департамента являются:
• формирование государственной политики в области развития и поддержки предпринимательства;
• создание условий для развития предпринимательства;
• разработка мер по привлечению инвестиций;
• координация деятельности государственных органов по вопросам, входящим в компетенцию Департамента.
Кроме указанных функций, Департамент также обязан осуществлять рассмотрение и принятие необходимых мер по жалобам и обращениям предпринимателей на противоправные действия чиновников, препятствующие развитию предпринимательства.
Следующим уровнем государственной структуры поддержки предпринимательства в республике являются местные исполнительные органы в лице Аппаратов акимов областей и городов Алматы и Астаны. Для реализации государственной политики в области развития и поддержки предпринимательства при акиматах созданы Департаменты (Управления) предпринимательства и промышленности в состав которых входят Отделы предпринимательства (с 1 января 2005 года постановлением Правительства Республики Казахстан от 4 октября 2004 года № 1022 введена типовая структура всех органов местного государственного управления).
Областной Департамент предпринимательства и промышленности (также как и городской гг. Алматы и Астаны) уполномочен, в пределах своей компетенции осуществлять поддержку малого и среднего предпринимательства.
Для осуществления поставленной задачи Департаменту принадлежат следующие функции и права по реализации государственной политики:
• участвовать в формировании и реализации единой государственной политики в области предпринимательства;
• координировать деятельность местных органов государственного управления;
• взаимодействовать с общественными объединениями и иными государственными и негосударственными структурами;
• рассматривать в установленном порядке письма, жалобы, предложения и личные обращения граждан.
Окончательным звеном в цепочке по реализации государственной политики в области предпринимательства являются территориальные исполнительные органы, представленные Аппаратами акимов городов и районов республики, в составе которых проблемами предпринимательства обязаны заниматься Отделы экономики и бюджетного планирования или Отделы экономики и финансов. На территориальные исполнительные органы возлагаются функции по непосредственной реализации принятой государственной политики и осуществлению мероприятий и программ, запланированных и финансируемых из местных бюджетов [22].
Заключение
Государственная политика по вопросам развития бизнеса в Казахстане определяет предпринимательство как прогрессивную форму хозяйствования, которая сегодня отвечает требованиям рыночной экономики и способна преодолевать кризисные явления в социальной сфере, обеспечивать занятость и благополучие большей части населения. Многочисленность предпринимателей заметно активизирует в национальном хозяйстве соперничество и конкуренцию, выступает известным гарантом сдерживания монополистических тенденций, инфляционных процессов, роста безработицы. Хозяйственная маневренность, гибкость принятия решений, территориально-пространственная мобильность, - все эти черты присущи современному предпринимательству.
В настоящее время предпринимательство в Республике Казахстан получает развитие в разнообразных видах. Особого внимания требует развитие внутреннего рынка, поддержка малого и среднего предпринимательства.
Для обоснованного определения направлений первоочередного внимания государства к предпринимательству следует обратиться к принципам предпринимательской деятельности. Отталкиваясь от их сути, можно выделить следующие направления приоритетного приложения усилий:
- стимулирование развития передовых технологий, обеспечивающих конкурентный уровень средств и технологий производства, (включая интеллектуальные управленческие технологии) с целью повышения интенсивности, качества и, в целом, эффективности производственного процесса;
- развитие соответствующих образовательных и обучающих программ, программ информационной и консультационной поддержки;
- развитие конкурентной среды;
- развитие взаимовыгодных и хорошо согласованных отношений между различными уровнями по вертикали (город/район, регион, центр), стимулирующих их взаимно эффективное партнерство в области создания нормативно-правовой базы, исключающей противоречия и разрывы на различных уровнях;
- развитие комплекса внешних инфраструктурных условий (как физических – коммуникации, связь, производственные мощности, так и не физических – политических, правовых, экономических, социальных, культурных, технологических).
Следует отметить, что отличительной чертой развития предпринимательства в Республики Казахстан является то, что оно рассматривается как один из ключевых факторов развития экономики.
Развитие малого и среднего предпринимательства способствует стабилизации хозяйственных связей, формированию внутренней конкурентной среды.
Важными аспектами, развитие которых позволит государству наиболее эффективно регулировать предпринимательство и создаст оптимальные условия для его развития в Казахстане, являются:
- формирование инфраструктуры развития предпринимательства;
- нормативно-правовое обеспечение предпринимательства;
- развитие прогрессивных финансовых технологий;
- научно-методическое и кадровое обеспечение предпринимательства (организация подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров для малых предприятий), взаимодействие со средствами массовой информации и пропаганда предпринимательской деятельности;
- создание льготных условий использования субъектами предпринимательства государственных финансовых, материально-технических и информационных ресурсов, а также научно-технических разработок новых технологий;
- установление упрощенного порядка регистрации субъектов предпринимательства, лицензирования их деятельности, сертификации их продукции, представления государственной статистической и бухгалтерской отчетности;
- международное сотрудничество в сфере предпринимательства — поддержка внешнеэкономической деятельности субъектов предпринимательства, включая содействие развитию их торговых, научно-технических, производственных, информационных связей с зарубежными государствами.
Список использованных источников
1. Мырзалиев Б.С. Государственное регулирование экономики: Учебник. – Алматы: «Нур-Пресс», 2007.-522с.
2. А.А. Алимбаев. Государственное регулирование экономики: Учебное пособие. 1999.-320с.
3. Шейнин Э.Я. Предринимательство и бизнес. Учебные пособия.- Ростов-на-Дону: «Феникс», 2002.-352с.
4. Орманбаев. Теории и модели государственного регулирования РК/ Орманбаев.- Алматы, 2004 – 46с.
5. www..ru
6. Торегожина М.Б. Государственное регулирование экономики: курс лекций. – Алматы: Экономика. 2007
7. Мамыров Н.К., Ихданов Ж. Государственное регулирование экономики в условиях Казахстана (теория, опыт, проблемы). Учебное пособие. – Алматы: Экономика, 1998. – 248 с.
8. Предпринимательство в Республике Казахстан./ Окаев К.О., Смагулова Н.Т., Яновская О.А., Бикетова Е.Б., Асангалиева Р., Абдулина З.Т., Даирова Р. – Алматы: Экономика 1999-102с.
9. Организация предпринимательской деятельности: Учебное пособие/ Под ред. А.С. Пелиха. Ростов н/Д: издательский центр «Март», 2002.-336с.
10. Курс предпринимательства: Учебник для вузов/ В.Я. Горфинкель, В.А. Швандар, Е.М. Купряков и др.; Под ред. проф. В.Я. Горфинкеля, проф. В.А. Швандара. – М.: Финансы, ЮНИТИ, 1997. – 439с.
11. Правовые основы предпринимательства в Республике Казахстан. Учебно-практическое издание./ Е.В. Порохов, Н.А. Янцен, В.А. Анисимов, С. Бабкин, - Алматы: Фонд «Формирование налоговой культуры», 2001. – 274 с.
12. Казиев Р.К. Основы бизнеса: Учебник.- Астана:Фолиант, 2008.- 368 с.
13. Технология бизнеса/ С. Б. Исмуратов, И.Я. Петренко, С.А. Пикулев, Е.И. Чивилихин; под ред. С.И. Чивилихина. М.: 1999. – 604 с.: илл. – (Учебник и учебные пособия для студентов высших учебных заведений, школ бизнеса и бизнесменов)
14. Закон Республики Казахстан от 31 января 2006 года N 124 «О частном предпринимательстве»
15. Гражданский кодекс Республики Казахстан: Учебно-практическое пособие. – Алматы: ТОО «Издательство «Норма-К», 2008. 352 с.
16. Закон Республики Казахстан «О государственной поддержке малого предпринимательства» от 19 июня 1997 года
17. Предпринимательство в Республике Казахстан. Сборник нормативных актов. – Алматы: Юрист, 2009. – 240 с.
18. www.stat.kz
19. Каренов Р.С. Основы государственного регулирования экономики. – Алматы: Бiлiм, 1999. – 256 с.
Размещено на