Государственные социальные гарантии и средний класс

Практически нет таких профессий, обладатели которых не встречались бы в среднем классе.


Статус

Средний класс %

Остальное население %

в целом

Слои ниже среднего класса

Слои выше среднего класса

Предприниматель, имеющий наемных рабочих

3.7

1.9

0.3

11.8

Руководитель, зам. руководителя предприятия, учреждения

2.0

1.4

0.3

8.3

Руководитель среднего звена

5.0

2.6

2.0

6.3

Военнослужащий, сотрудник МВД, прокуратуры

5.8

2.8

2.4

5.6

Самозанятый (индивидуальная трудовая деятельность, частная практика)

2.1

0.9

0.5

3.5

Служащий из числа технического и обслуживающего персонала

14.1

10.8

11.2

3.5

Квалифицированный рабочий

22.6

24.3

25.4

17.4

Разнорабочий, подсобный рабочий

5.3

7.7

8.5

2.8

Студент

4.7

2.5

1.1

11.8

Пенсионер

14.7

28.4

32.2

4.2

Другое

5.4

7.5

7.7

7.0


Собственность. Имеет машину (обычно российского производства или подержанную иномарку), дачный участок с садом и огородом. В большинстве случаев учитывается не сам факт наличия, а качества этого имущества.

Если ориентироваться на тот критерий, который был назван главным - доход, то тогда прослеживается тенденция занижения населением своего реального дохода. Те, кого можно было бы отнести к высшему классу, называют себя средним, те, кого как будто бы можно посчитать средним, относят себя к уровню ниже среднего или низшему. Определенная часть населения относит себя к среднему классу, хотя по уровню доходов к таковому не относится.

Уровень жизни представляет собой комплексную социально - экономическую категорию, которая отображает уровень развития физических, духовных и социальных потребностей, степень их удовлетворения.

Субъективное мнение людей об уровне их жизни включается в такую экономическую категорию, как "качество жизни". Качество жизни, определяемое с учетом субъективных оценок населения, и уровень жизни, характеризуемый объективными показателями, могут как совпадать, так и не совпадать. Если использовать только объективные данные, то следует констатировать, что доля населения, входящего в средний класс, в нашей стране минимальна. Если использовать данные о качестве жизни населения, то размеры среднего класса могут быть пересчитаны.

Официальная средняя заработная плата является именно той нижней планкой, преодоление которой означает принадлежность к среднему классу.

Среднемесячная начисленная заработная плата в нашей стране соответствует двум бюджетам прожиточного минимума, т.е. той величине, которую принято называть минимальным потребительским бюджетом, означающим удовлетворение материальных и духовных потребностей людей на минимальном уровне. Минимальное же удовлетворение потребностей не может характеризовать принадлежность к среднему классу. Поэтому в состав этого класса относится население с доходами выше минимального потребительского бюджета.

Интерес также представляет и динамика среднего класса в России. В последние годы можно констатировать значительную его стабильность.

Существенную роль для повышения доли среднего класса в России играет упорядочение оплаты труда в бюджетной сфере, т.е. повышение ставки 1 разряда до величины прожиточного минимума. Это может быть достигнуто за счет некоторого перераспределения доходов между частным и общественным секторами экономики. На протяжении последнего десятилетия заработная плата работников бюджетной сферы формировалась на основе остаточного принципа (исходя из фактических поступлений в бюджет). При этом поступления в бюджет тормозились использованием частным сектором серых схем оплаты труда, "оптимизирующих" ее налогообложение. Таким образом, был нарушен принцип справедливого распределения доходов в обществе: часть доходов работников госсектора, а также пенсионеров перераспределялась в пользу работников частного сектора экономики. Сейчас частный сектор экономики значительно увеличился: как по численности предприятий, так и по количеству занятых работников он стал существенно преобладать над государственным сектором. Учитывая высокий уровень оплаты труда в частном секторе, можно логично предположить, что установление минимальной оплаты труда на уровне прожиточного минимума не является для этого сектора непосильным бременем (произойдет увеличение доли официальной части заработной платы без роста ее абсолютной величины). Единственную трудность для предприятий будет составлять увеличение выплат по единому социальному налогу, которую они должны будут преодолеть. Тем самым они смогут внести значительный вклад в наполняемость бюджетов всех уровней.


Заключение


Минимальные социальные гарантии составляют основу системы социальной защиты населения в обществе рыночных отношений. Они устанавливаются государством в соответствии с законодательством и возможностями их финансового обеспечения

Источниками финансирования социальной защиты населения являются государственные внебюджетные социальные фонды:

1. Фонд социального страхования РФ - специализированное финансово - кредитное учреждение при Правительстве РФ. Основная задача Фонда: обеспечение гарантированных государством пособий по временной нетрудоспособности, беременности и родам, при рождении ребенка, по уходу за ребенком до 1.5 лет, на погребение и т.д.

2. Пенсионный фонд РФ. Находится в ведении Правительства РФ. Средства Пенсионного фонда формируются за счет:

страховых взносов работодателей;

страховых взносов граждан, занимающихся индивидуальной предпринимательской деятельностью;

страховых взносов иных категорий работающих граждан;

ассигнований из федерального бюджета.

3. Фонд обязательного медицинского страхования.

Реализует государственную политику в области обязательного медицинского страхования.

4. Фонд социальной поддержки населения - создан с целью формирования финансовых источников социальной поддержки наиболее нуждающихся граждан.

5. Негосударственные пенсионные фонды. Действуют независимо от системы государственного пенсионного обеспечения. Размер, условия и порядок внесения взносов и осуществления выплат определяется соглашением между негосударственным пенсионным фондом и страховщиком.

Однозначного ответа на вопрос "Существует ли средний класс в России?" пока нет. Высказываются самые различные точки зрения: от того, что среднего класса нет совсем и есть только тенденции к его формированию, до того, что средний класс в настоящее время достаточно велик. Как вариант: раньше его было еще больше, но со временем становится все меньше и меньше. Многие, кто придерживается такой точки зрения, конкретизируют: численность среднего класса начала уменьшаться после распада Советского Союза.

Противоположную точку зрения занимают те, кто считает, что среднего класса наоборот, раньше не было и только сейчас он начинает формироваться. Более того, они уверенны, что процесс идет медленно, хотя в России есть все условия для дальнейшего роста среднего класса.

Государство заинтересовано в росте среднего класса, но сдерживает его развитие тем, что не в состоянии обеспечить соблюдение законов и защитить частную собственность.

Считается, что налоговая политика является одной из угроз для развития среднего класса.

И все же большинство считает, что в России есть все предпосылки для развития среднего класса. Во - первых, сами люди заинтересованы в этом. У них есть все, чтобы стать средним классом: хорошее образование, высокий уровень культуры, разносторонние интересы. И самое главное - умение работать и выдерживать большие физические и психологические нагрузки. Во - вторых, само государство заинтересовано в развитие среднего класса, т.к это дает ему стабильность.


Список использованной литературы

Нормативно-правовая база:

1. Конституция Российской Федерации

2. Трудовой кодекс Российской Федерации

3. Закон Российской Федерации от 19.04.1991г. № 1032-1 (в ред.29.12.2001)"О занятости населения в Российской Федерации" // СЗ РФ, 1996, № 17, ст. 1915;

4. Федеральный закон от 24.11.1995г. № 181-ФЗ (ред. от 29.12.2001)"О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" // СЗ РФ, 27.11.1995, N 48, ст.4563;

5. Постановление Правительства Российской Федерации от 22.04.1997г. № 458 (в ред. от 05.11.1999) "Об утверждении порядка регистрации безработных граждан" // СЗ РФ, 1997, № 17, ст. 2009;

Литература:

1.                 Волгин Н.А. Социальная политика М., 2002 г.

2.                 Космарская Т. Вопросы экономики М., 1998 г.

3.                 Лукашева Е.А. Социальное государство и защита прав человека М., 1994 г.

4.                 Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация М., 1996 г.

5.                 Роик В.Д. Социальное страхование, социальное государство, гражданское общество в России \ Человек и труд 2000г. № 2

6.                 Журнал Труд и социальные отношения № 1, 2 2003 г.

7.                 Журнал Правозащитник № 4 1999г.

8.                 Журнал Общество и экономика № 8-9 2002 г.

9.                 Юрьева Т.В. Социальная рыночная экономика М., 2005 г.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты