Государственные унитарные предприятия, как организационно-правовая форма предпринимательской деятель...

Государственные унитарные предприятия, как организационно-правовая форма предпринимательской деятель...

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ИНСТИТУТ, ЭКОНОМИКИ, УПРАВЛЕНИЯ И ПРАВА

НАБЕРЕЖНОЧЕЛНИНСКИЙ ФИЛИАЛ



Кафедра Гражданского права










Дипломная работа



на тему:


«Государственные унитарные предприятия, как организационно-правовая форма предпринимательской деятельности»











Выполнила: ­­­

­­­­________________

Проверила: ­­­

­­­­________________





                                                                            



Набережные Челны,

2003 г.

Оглавление

Введение............................................................................................................... 4

1. Правовая природа государственного унитарного предприятия.................... 6

1.1. Эволюция законодательства о государственных унитарных предприятиях    6

1.2.  Понятие и признаки государственного унитарного предприятия........ 12

1.3. Государственная собственность как основа возникновения унитарного предприятия........................................................................................................................ 28

2. Виды государственных  унитарных предприятий......................................... 40

2.1. Государственное унитарное предприятие на праве хозяйственного ведения  40

2.2. Федеральное казенное предприятие........................................................ 48

2.3 Управление государственным  унитарным предприятием...................... 69

Заключение......................................................................................................... 84

Список литературы............................................................................................ 86

Нормативная база........................................................................................... 86

Учебная и методическая литература.............................................................. 89


Введение

В настоящее время российское государство поставлено перед необходимостью решения новых проблем экономического страны. Это означает поиск источников внутренних резервов, и повышении эффективности работы традиционных отраслей государственного сектора, укрепления доверия партнеров. Включение экономики РФ в мировой коммерческий оборот и решение задач переустройства экономики может иметь практическое для других стран, которые стоят перед аналогичными проблемами. Это позволит выявить конкретные результаты экономических реформ и правового регулирования экономических отношений, участниками которых выступают государственные унитарные предприятия, являющиеся активными субъектами предпринимательской деятельности, отражающие одновременно как частные, так и публичные интересы государства. Поэтому концепции создания эффективного правового положения предприятий как неотъемлемого института экономической стабилизации в Российской Федерации, представляется актуальной задачей.

Конституция Российской Федерации 1993 года, закрепила положения о признании и защите частной, государственной, муниципальной и форм собственности. Гарантируется единство экономического пространства, свобода экономической деятельности. Именно такое утверждение новых гражданско-правовых институтов, правовое и организационное закрепление отношений по управлению собственностью свидетельствуют о возрождении и развитии демократической основы России.

Необходимость теоретического исследования правового положения государственных унитарных предприятий предопределяется несколькими причинами.

Во-первых, государственные унитарные предприятия занимают прочное место в экономической структуре государства и обеспечивают ее потребности в наиболее значимой продукции, имеющей стратегический и национальный характер. Однако, многие теоретические и практические вопросы правового положения государственных унитарных предприятий находятся в настоящее время вне поля зрения законодателя. Здесь уместно заметить, что экономическая эффективность присуща не только российским государственным предприятиям. О ней давно говорят и пишут в других странах мира. Таким образом, данная проблема носит всеобщий характер и заслуживает пристального исследования как экономистов, так и юристов

Во-вторых, государственное унитарное предприятие, собственником имущества которого является государство в лице Российской Федерации и субъектов Федерации, вступает не только в гражданско-правовые, но и административно-правовые, государственно-правовые и трудовые отношения. Поэтому необходимо теоретическое и практическое осмысление правового положения государственного унитарного предприятия, имеющего комплексный правовой статус и действующего на основе положений не только гражданского права, но и иных отраслей права, которых недостаточно либо не взаимосвязаны, а также порой противоречат друг другу.

Отмеченное выше обусловливает актуальность темы исследования в связи с научным осмыслением правового положения государственных унитарных предприятий.

Проведенное исследование позволило сформулировать и обосновать следующие основные положения и выводы, выносимые автором на защиту:

1. разработаны теоретические основы правового положения государственных унитарных предприятий на основе разных отраслей

2. показано сочетание публично-правовых и частно-правовых в регулировании правового положения унитарных предприятий ,что позволило дать дать характеристику государства как субъекта не только публичного, но и частного права, а государственного унитарного предприятия как выразителя публично-правовых и частно-правовых интересов.

1. Правовая природа государственного унитарного предприятия

1.1. Эволюция законодательства о государственных унитарных предприятиях

Унитарным предприятием признается коммерческая организация, не наделенная правом собственности на имущество, закрепленное за ней собственником. В форме унитарных предприятий могут быть созданы только госу­дарственные и муниципальные предприятия. Имущество унитарного предприятия принадлежит на праве собствен­ности Российской Федерации, субъекту Российской Феде­рации или муниципальному образованию.

С января 1995 г. основы правового положения унитар­ных предприятий определяются ГК РФ. Пунктом 6 ст. 6 ФЗ от 30.11.1994 г. «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» (СЗ РФ, 1994, № 32, ст. 3302; 2001, № 17, ст. 1644) было установле­но, что к созданным до официального опубликования части первой ГК РФ государственным и муниципальным пред­приятиям, основанным на праве полного хозяйственного ведения, а также федеральным казенным предприятиям применяются соответственно нормы ГК РФ об унитарных предприятиях, основанных на праве хозяйственного веде­ния (ст. 113, 114, 294, 295, 299, 300), и унитарных предпри­ятиях, основанных на праве оперативного управления (ст. 113, 115, 296, 297, 299, 300).

Согласно п. 6 ст. 113 ГК РФ правовое положение госу­дарственных и муниципальных унитарных предприятий определяется ГК РФ и законом о государственных и му­ниципальных унитарных предприятиях. Таким образом ГК РФ ограничивает круг нормативных правовых актов, при помощи которых может быть регламентирован статус уни­тарных предприятий. Иные отношения, возникающие в связи с функционированием указанных предприятий, мо­гут регулироваться другими федеральными законами, а также подзаконными правовыми актами.

На основании прямого указания п. 6 ст. 113 ГК РФ был принят Федеральный закон от 14.11.2002 г. № 161-ФЗ «О государственных и муниципальных унитарных предпри­ятиях» (Российская газета, 2002, 3 декабря; далее - Закон). Закон является специальным актом гражданского законо­дательства, регулирующим правовое положение государ­ственного унитарного предприятия и муниципального уни­тарного предприятия, права и обязанности собственников его имущества, порядок создания, реорганизации и ликви­дации унитарного предприятия, а также ряд других отно­шений.

Закон действует со дня его официального опубликова­ния в отношении всех унитарных предприятий на терри­тории Российской Федерации Начиная с указанной даты уставы существующих унитарных предприятий применяются в части, не противоречащей Закону, и подлежат приведению в соответствие с его нормами до 1.07.2003 г.

Основы статуса унитарных предприятий установлены ГК РФ. Он определяет понятие и основы правового поло­жения таких предприятий (ст. 113), особенности унитар­ных предприятий, основанных на праве хозяйственного ведения (ст. 114) и на праве оперативного управления (ст. 115), содержание права хозяйственного ведения и опера­тивного управления (ст. 294-297), порядок приобретения и прекращения указанных прав (ст. 299), правила сохране­ния прав на имущество при переходе предприятия к дру­гому собственнику (ст. 300). Основные требования к содер­жанию уставов унитарных предприятий и порядку утвер­ждения этих учредительных документов в ГК РФ опреде­лены в общих нормах ст. 52, а также в специальных пра­вилах его ст. 113-115.

Закон развивает и конкретизирует нормы ГК РФ, ре­гулирующие правовое положение юридических лиц (ст. 48-65 ГК РФ), применительно к унитарным предприятиям, а также те нормы ГК РФ, которые устанавливают основы статуса и организации деятельности указанных предпри­ятий (ст. 113-115 ГК РФ).

Государственная регистрация унитарных предприятий с 1.07.2002 г. осуществляется по общим для регистрации всех юридических лиц правилам, установленным ФЗ от 8.08.2001 г. «О государственной регистрации юридических лиц» (СЗ РФ, 2001, № 33, ч. I, ст. 3431), а после введения в действие Закона - также с учетом положений его ст. 10.

Сравнительный анализ содержания п. 6 ст. ИЗ ГК РФ и ст. 1 Закона позволяет сделать два важных вывода:

а) правовое положение государственных и муници­пальных унитарных предприятий может определяться только нормами, содержащимися в ГК РФ и Законе. По­этому если в других нормативных правовых актах имеют­ся нормы, посвященные правовому положению унитарных предприятий, то указанные нормы могут применяться лишь при условии, что они полностью соответствуют по­ложениям ГК РФ и Закона. Нормы других правовых актов, конкретизирующие правила ГК РФ и Закона о статусе унитарных предприятий и тем более не соответствующие или противоречащие им, после вступления Закона в силу не подлежат применению. Не случайно Президенту РФ и Правительству РФ поручено привести свои нормативные правовые акты в соответствие с Законом (см. п. 2 ст. 38 Закона);

б) права и обязанности собственников имущества унитарных предприятий, порядок создания, реорганиза­ции и ликвидации таких предприятий определяются Законом в соответствии с ГК РФ. В то же время при­менительно к данной группе общественных отношений ни ГК РФ, ни Закон не исключают правовое регулирова­ние при помощи других нормативных правовых актов. Поэтому указанные отношения могут быть регламентиро­ваны и другими федеральными законами, а также иными нормативными правовыми актами.

Помимо отношений, прямо названных в ст. 1, Закон регулирует отношения, связанные с имуществом и устав­ным фондом унитарного предприятия (ст. 11-19 гл. III), определяет статус руководителя такого предприятия, ус­танавливает правила о заинтересованности в совершении унитарным предприятием сделки, а также о совершаемых в особом порядке сделках, признаваемых крупными, и рег­ламентирует ряд других важных отношений (ст. 21-28 гл. IV). Указанные отношения могут регулироваться не только Законом, но и другими нормативными правовыми актами с соблюдением правил п. 1 ст. 37 Закона.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты