Государственный надзор за безопасностью дорожного движения

Объектом правонарушений в области безопасности дорожного движения является как сама безопасность дорожного движения, так и установленный порядок эксплуатации транспортных средств. При этом, безопасность дорожного движения, рассматриваемая в качестве объекта правонарушения, означает совокупность общественных отношений, обеспечивающих в целом безопасность жизни и здоровья людей, сохранность материальных ценностей, безаварийную работу автотранспортных средств.

Так, например, в качестве непосредственного объекта посягательства следует рассматривать такие общественные отношения, которые обеспечивают: соблюдение правил дорожного движения; соблюдение установленного порядка регистрации транспортных средств; проведение государственного технического осмотра автомототранспорта; безопасное функционирование железнодорожных переездов и пешеходных переходов; остановок общественного транспорта и т.д.

Поэтому, объективную сторону состава административного правонарушения в области безопасности дорожного движения составляют деяния виновного лица, связанные с нарушением ими правил дорожного движения, эксплуатации транспортных средств, технических правил ремонта и содержания дорог, эксплуатации железнодорожных переездов и др.

Субъектом административного правонарушения в области безопасности дорожного движения является физическое вменяемое лицо, достигшее установленного возраста – граждане и должностные лица, а также юридические лица.

Субъективной стороной административного правонарушения в сфере безопасности дорожного движения выступают виновные действия лиц, обязанных соблюдать установленные нормы закона, направленные на предупреждение причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также, снижение тяжести их последствий. С субъективной стороны административные правонарушения в области безопасности дорожного движения характеризуются чаще умышленной, реже – неосторожной формами вины.

Необходимо отметить, что, если умыслом лица, совершившего нарушение Правил дорожного движения или иных нормативных предписаний, охватывалось причинение, в результате такого нарушения, вреда здоровью потерпевшего или материального ущерба, ответственность наступает по иным, не входящим в Главы 8, 11-12 КоАП РФ, статьям либо по соответствующим статьям ГК РФ или УК РФ.

Протоколы об административных правонарушениях в области безопасности дорожного движения составляют должностные лица органов, уполномоченных рассматривать дела об административных правонарушениях, в пределах компетенции соответствующего органа. Компетенция установлена нормами ст. 28.3. КоАП РФ.

При этом, административные правонарушения в сфере дорожного движения вправе рассматривать и выносить по ним решения только управомоченные на то законом органы (должностные лица): судьи, органы внутренних дел, органы российской транспортной инспекции.

Таким образом, всё вышесказанное можно подытожить следующим:

- особенностью административного надзора за безопасностью дорожного движения выступает то обстоятельство, что это исполнительно-распорядительная непосредственная деятельность уполномоченных на производство данного надзора органов и их должностных лиц, выраженная, как правило, в постоянном и систематическом контроле за соблюдением мер по предупреждению причин возникновения дорожно-транспортных происшествий, а также, снижению тяжести их последствий;

- данная деятельность выступает одной из приоритетных функций государственной власти, в связи со значимостью общественного вреда, возникающего вследствие несоблюдения участниками отношений в области дорожного движения, норм, обеспечивающих безопасность дорожного движения;

- административная ответственность, возлагаемая на нарушителей установленных норм, определяется по общим правилам, возможна лишь при наличии вины, а наказание может быть вменено только управомоченным на то государственным органом (должностным лицом).


4. Органы, производящие государственный надзор за безопасностью дорожного движения в Российской Федерации


Давая более развёрнутую характеристику органам, производящим государственный надзор за безопасностью дорожного движения в РФ следует указать на некоторые моменты, затрудняющие однозначно указывать сферу деятельности по осуществлению надзорно-контрольных функций, суть которых заключается в следующем: ещё при подготовке к проведению административной реформы было вынесено предложение разграничить полномочия между Ространснадзором и Госавтоинспекцией по контролю и надзору в сфере автомобильного транспорта и дорожного хозяйства. При этом указывалось на дублирование данными ведомствами контрольной функции в области транспорта и предлагалось разграничить функции транспортного контроля и надзора в сфере международных автомобильных перевозок в зависимости от места осуществления данного вида контроля (например, контроль в пунктах пропуска через Государственную границу РФ и контроль на территории страны).

Однако данное предложение не было учтено в полной мере. Таким образом, в настоящее время административный надзор за безопасностью дорожного движения на дорогах РФ производится двумя ведомствами. Так, в соответствии со ст. 11 Федерального закона «О государственном контроле за осуществлением международных автомобильных перевозок и об ответственности за нарушение порядка их выполнения», государственный контроль за международными автомобильными перевозками возлагается на федеральный орган исполнительной власти в области транспорта, а также его территориальные органы. Таким органом, согласно Постановлению Правительства РФ от 30.07.2004 № 398 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по надзору в сфере транспорта» является Федеральная служба по надзору в сфере транспорта. При этом, из функций, осуществляемых этим органом по контролю и надзору в сфере автомобильного, промышленного транспорта и дорожного хозяйства, предусмотрено исключение вопросов безопасности дорожного движения. Однако, курируемые исключительно данным ведомством вопросы, хотя часто и опосредовано, касаются именно безопасности дорожного движения и относятся к сфере государственного надзора за безопасностью дорожного движения.

В свою очередь, в соответствии с Указом Президента РФ «О дополнительных мерах по обеспечению безопасности дорожного движения» именно Государственная инспекция безопасности дорожного движения РФ осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Таким образом, оба указанных ведомства исполняют функции государственного надзора за безопасностью дорожного движения, при этом, административным законодательством чётко определены полномочия данных ведомств в вопросах карательного свойства за совершённые дорогопользователями административные правонарушения.

Сейчас же кратко охарактеризуем эти государственные органы.

Государственная инспекция безопасности дорожного движения Российской Федерации (ГИБДД РФ) – это уполномоченный орган государственного надзора, созданный и функционирующий в системе Министерства внутренних дел Российской Федерации, целью деятельности которого является наблюдение за соблюдением правил, норм, стандартов в области дорожного движения, в процессе осуществления которого организуется и регулируется движение транспорта и пешеходов.

Органы управления и подразделения ГИБДД РФ образуют систему Государственной инспекции безопасности дорожного движения, в которую входят: Главное управление ГИБДД МВД России; территориальные органы управления ГИБДД субъектов РФ; подразделения ГИБДД в районах, городах, округах и районах в городах, а также, в закрытых административно-территориальных образованиях и на особо важных и режимных объектах; специализированные подразделения инспекции; научно-исследовательские учреждения ГИБДД и их филиалы; иные подразделения.

Начальник Главного управления ГИБДД РФ является по должности главным государственным инспектором безопасности дорожного движения Российской Федерации.

ГИБДД осуществляет специальные контрольные, надзорные и разрешительные функции в области безопасности дорожного движения, в числе которых: соблюдение юридическими лицами, независимо от формы собственности, и иными организациями, должностными лицами, и гражданами РФ, иностранными гражданами законодательства РФ, иных нормативных правовых актов, правил, стандартов и технических норм по вопросам обеспечения безопасности дорожного движения; проведение мероприятий по предупреждению дорожно-транспортных происшествий и снижению тяжести их последствий в целях охраны жизни, здоровья, имущества граждан; защита прав граждан и их законных интересов, а также интересов общества и государства.

Непосредственное выполнение вышеуказанных функций в сфере безопасности дорожного движения возлагается на отделы, отделения, группы дорожной инспекции и организации движения, входящие в структуру Главного управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения Службы общественной безопасности Министерства внутренних дел РФ, управлений (отделов, отделений) Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД, ГУВД, УВД субъектов Российской Федерации, управлений (отделов) внутренних дел районов, городов, районов в городах или иных муниципальных образований, на режимных объектах и в закрытых административно-территориальных образованиях, а также на сотрудников указанных подразделений ГИБДД, на которых возложены в установленном порядке эти обязанности.

Департамент обеспечения безопасности дорожного движения Министерства внутренних дел Российской Федерации (Департамент ОБДД МВД России), является самостоятельным структурным подразделением центрального аппарата Министерства внутренних дел РФ, который обеспечивает и осуществляет функции Министерства по выработке предложений по формированию и реализации основных направлений государственной политики, нормативному правовому регулированию в области обеспечения безопасности дорожного движения.

Департамент выполняет функции федерального органа управления Государственной инспекции безопасности дорожного движения МВД РФ, возглавляющего систему Госавтоинспекции, и иные функции в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, МВД России.

Дорожно-патрульная служба (ДПС) является структурным подразделением Государственной инспекции безопасности дорожного движения (ГИБДД) Министерства внутренних дел Российской Федерации и входит в состав милиции общественной безопасности РФ. Она осуществляет оперативно-профилактические, контрольные, надзорные и разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения, а также участвует в обеспечении охраны общественного порядка и борьбе с правонарушениями в зонах своих постов и маршрутов патрулирования.

Основными задачами ДПС являются: сохранение жизни, здоровья и имущества участников дорожного движения, защита их законных прав и интересов, а также интересов общества и государства; обеспечение безопасного и бесперебойного движения транспортных средств; предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений в области дорожного движения.

Подводя итог вышеизложенного, хотелось бы обметить, что ГИБДД МВД РФ осуществляет специальные контрольные, надзорные и согласовательно-разрешительные функции в области обеспечения безопасности дорожного движения. Государственная инспекция осуществляет свою деятельность во взаимодействии с другими подразделениями органов внутренних дел Российской Федерации, с военной автомобильной инспекцией, юридическими лицами и иными организациями, со средствами массовой информации, а также сотрудничает в установленном порядке с правоохранительными органами иностранных государств.

Деятельность сотрудников службы ГИБДД МВД России нацелена на обеспечение бесперебойного и безопасного процесса дорожного движения, оказание помощи его участникам, борьбой с административными правонарушениями в сфере дорожного движения, являясь основным инструментом осуществления государственного надзора за безопасностью дорожного движения в Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты