Государственный надзор за соблюдением норм трудового права
НОУ СПО Колледж управления, бизнеса права
Контрольная работа
По дисциплине:
Трудовое право
ПО ТЕМЕ:
«Государственный надзор за соблюдением норм трудового права .»
студента 5 курса
заочной формы обучения- экстернат
по специальности «Правоведение»
Проверил:
пр.
Архангельск
2008
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ...……………………………………………………………………...3
1. Федеральная инспекция труда………………………………………………...5
2. Функции Федеральной инспекции труда……………………………………..7
3. Принципы деятельности и задачи органов Федеральной инспекции труда………………………………………………………………………………..8
4. Полномочия органов Федеральной инспекции труда………………………..9
5. Защита трудовых прав путем осуществления Государственного надзора и контроля за соблюдением Трудового законодательства……………………...12
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….23
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ……………………………………………………...24
1. Решение задачи……………………………………………………………24
2. Тесты………………………………………………………………………25
3. Глоссарий………………………………………………………………….27
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ……………………………..29
Введение
Ведущая роль в регулировании общественных отношений (в том числе и в сфере труда) принадлежит праву. Конституция Российской Федерации 1993 года определяет Россию как федеративное правовое государство с республиканской формой правления. Являясь базой для развития и совершенствования всего российского законодательства, Конституция закрепляет широкий спектр прав и свобод человека и гражданина.
Новое содержание получило в ней и традиционное право на труд. Право человека на труд является одним из самых принципиальных, а способы его реализации в значительной степени характеризуют уровень развития общества. Сегодня граждане Российской Федерации могут реализовать это свое конституционное право в самых разнообразных формах. При этом существенно изменилось его содержание: труд свободен, и каждый имеет возможность свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию. Одновременно запрещается принудительный труд.
Каждый имеет право на труд в условиях, отвечающих требованиям безопасности и гигиены, на вознаграждение за труд без какой бы то ни было дискриминации и не ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда, а также право на защиту от безработицы.
Однако при этом интересы работодателя и нанимаемого им работника не всегда совпадают, поэтому возможно столкновение этих интересов на любой стадии существования трудовых отношений. Это, в свою очередь, приводит к возникновению конфликтов.
В настоящее время в сфере трудовых отношений появились две негативные тенденции: рост нарушений трудовых прав работников(незаконные увольнения, невыплата заработной платы и т.д.) и ослаблении их судебной защиты. Значительно возросло количество трудовых дел в судах.
Появились новые очень сложные дела: о взыскании морального вреда, причиненного работнику незаконным увольнением, переводом на другую работу, невыплатой гарантированных законодательством выплат и льгот, отказом от заключения трудового договора и другие. И в данной ситуации работник нуждается в защите своих трудовых прав. С научных позиций актуальность темы курсовой работы обусловлена, в первую очередь, реформами и динамикой трудового законодательства.
Теоретическую основу исследования составили труды таких ученых как А.А. Абрамова, Н.Г. Александровна, К.Н. Гусов, В.В. Ершов, А.С. Пашков, В.Н. Скобелкин, В.Д. Шахова и др.[1]
Целью контрольной работы является анализ теоретических и практических проблем права на защиту трудовых прав работника. Данная цель тесно связана и реализуется через решение следующих задач:
- изучение теоретических и правовых основ защиты трудовых прав работника;
- исследование формы реализации права на защиту трудовых прав;
- выявление возможностей и условий эффективной защиты трудовых прав.
Методологической основой является совокупность научных методов и приемов исследования включающая в себя комплексный анализ явлений и процессов: диалектико-логический; системный; технико-юридический и другие.
Цели и задачи исследования обусловили структуру контрольной работы, которая состоит из введения, трех глав, объединяющих два параграфа, заключения и списка использованной литературы.
Федеральная инспекция труда
В соответствии со ст. 354 ТК РФ Федеральная инспекция труда — единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права на территории РФ.
Главный государственный инспектор труда РФ назначается и освобождается от должности Правительством РФ.
Структура Федеральной инспекции труда включает руководителя Федеральной инспекции труда — главного государственного инспектора труда РФ в ранге заместителя министра по труду и социальным вопросам РФ, его аппарат и департамент государственного надзора и контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда.
В состав департамента входят несколько отделов, в том числе отделы по правовому надзору и контролю в ряде отраслей экономики и промышленности и отделы надзора и охраны труда в соответствующих отраслях экономики и промышленности.
Постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. Ч9 78 утверждено «Положение о Федеральной инспекции труда».
Государственная инспекция в субъекте Федерации является территориальным органом Министерства труда и социального развития РФ по государственному контролю за соблюдением законодательства о труде и охране труда. В субъектах РФ она образована на базе государственной инспекции труда, подведомственной Гострудинспекции.
Государственная инспекция труда входит в состав Федеральной инспекции труда — единой федеральной централизованной системы государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется.
Государственная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с органами прокуратуры, федеральными надзорами, налоговой инспекции, государственной экспертизы условий труда, службы по урегулированию коллективных трудовых споров, другими органами, выполняющими надзорные и контрольные функции, органами государственной власти субъектов Российской федерации, органами местного самоуправления, объединениями профсоюзов и работодателей.
Государственная инспекция труда является юридическим лицом. деятельность ее финансируется за счет средств федерального бюджета, предусмотренных Минтруда России.
Основная задача государственной инспекции труда— государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства о труде и охране труда в целях защиты трудовых прав граждан, включая право на безопасные условия труда.[2]
Функции Федеральной инспекции труда
Государственная инспекция труда выполняет следующие функции:
• осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства на территории соответствующего субъекта РФ, а также на других территориях по решению главного государственного инспектора труда РФ в отношении зон деятельности организаций, выходящих за территорию данного субъект та РФ (железнодорожный, воздушный, водный транспорт, спецстроительство);
• расследует несчастные случаи на производстве, анализирует их причины, разрабатывает предложения по их недопущению впредь;
• рассматривает дела об административных правонарушениях; + ведет прием граждан (в том числе на территории организаций), рассматривает заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях трудовых прав;
• информирует органы власти и местного самоуправления о выявленных фактах нарушения законодательства о труде и охране труда;
• участвует в работе по распространению знаний законодательства о труде и охране труда;
• обобщает и анализирует опыт применения законодательства о труде и охране труда;
• готовит и представляет в Министерство труда и социального развития России отчет о соблюдении законодательства о труде и охране труда в соответствующем субъекте РФ.
Принципы деятельности и задачи органов Федеральной инспекции труда
В соответствии со ст. 355 ТК РФ деятельность органов Федеральной инспекции труда и должностных лиц указанных органов осуществляется на основе принципов уважения, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина, законности, объективности, независимости и гласности.
Основными задачами органов Федеральной инспекции труда являются:
• обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
• обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
• доведение до сведения соответствующих органов государственной власти фактов нарушений, действий (бездействия) или злоупотреблений, которые не подпадают под действие законов и иных нормативных правовых актов.
Полномочия органов Федеральной инспекции труда
Полномочия органов Федеральной инспекции труда закреплены в ст. 356 ТК РФ.
В соответствии с возложенными на них задачами органы Федеральной инспекции труда реализуют следующие основные полномочия:
1) осуществляют государственный надзор и контроль за соблюдением в организациях трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, посредством проверок, обследований, выдачи обязательных для исполнения предписаний об устранении нарушений, привлечении виновных к ответственности в соответствии с федеральным законом;
2) анализируют обстоятельства и причины выявленных нарушений, принимают меры по их устранению и восстановлению нарушенных трудовых прав граждан,
3) осуществляют в соответствии с законодательством РФ рассмотрение дел об административных правонарушениях;
4) направляют в установленном порядке соответствующую информацию в федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов РФ, органы местного самоуправления, правоохранительные органы и в суды;
5) реализуют Мероприятия по координации деятельности ведомственных органов надзора и контроля и федеральных органов исполнительной власти в части обеспечения соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;