2. Запрашивать у работодателей и их представителей, органов исполнительной власти и органов местного самоуправления и безвозмездно получать от них документы, объяснения, информацию, необходимые для выполнения надзорных и контрольных функций.
3.
Осуществлять расследование несчастных случаев на производстве и
причин нарушений законодательства о труде и охране труда.
4. Предъявлять работодателям и их представителям обязательные для исполнения предписания об устранении нарушений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о восстановлении нарушенных прав работников, привлечении виновных в указанных нарушениях к дисциплинарной ответственности или об устранении их от должности в установленном порядке.
5. Привлекать к административной ответственности виновных в нарушении законов и иных нормативных правых актов, содержащих нормы трудового права, при необходимости приглашать их в орган инспекции труда в связи с находящимися в производстве материалами и делами, а также направлять в правоохранительные органы материалы о привлечении указанных лиц к уголовной ответственности, предъявлять иски в суд. В соответствии с ч. л ст. 5.27 КоАП РФ нарушение законодательства о труде и охране труда влечёт наложение административного штрафа на должностных лиц размере от 5 до 50 МРОТ. Согласно ст. 23.12 КоАП РФ федеральная инспекция труда и подведомственные ей государственные инспекции труда рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных ч. л ст. 5.27 «Нарушение законодательства о труде и охране труда», ст. 5.28 «Уклонение от участия в переговорах о заключении коллективного договора, соглашения либо нарушение установленного срока их заключения», ст. 5.29 «Непредставление информации, необходимой для проведения коллективных переговоров и осуществления контроля за соблюдением коллективного договора, соглашения», ст. 5.30 «Необоснованный отказ о заключения коллективного договора, соглашения», ст. 5.31 «Нарушение или невыполнение обязательств по коллективному договору, соглашению», ст. 5.32 «Уклонение от получения требований работников и от участия в примирительных процедурах», ст. 5.33 «Невыполнение соглашения», ст. 5.34 «Увольнение работников в связи с коллективным трудовым спором и объявлением забастовки», ст. 5.44 «Сокрытие страхового случая».
6. Выступать в качестве экспертов в суде по искам о нарушении
законов
и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, о возмещении
вреда, причинённого здоровью работников на производстве.
7. Направлять в суды при наличии заключений государственной экспертизы условий труда, требования о ликвидации организаций или прекращении деятельности их структурных подразделений вследствие нарушения требований охраны труда:
Государственные инспекторы по охране труда также имеют право:
1) выдавать разрешения на строительство, реконструкцию, техническое переоснащение производственных объектов, производство и внедрение новой техники, внедрение новых технологий;
2) выдавать заключения о возможности принятия в эксплуатацию новых или реконструируемых производственных объектов;
3) запрещать производство и использование не имеющих сертификатов соответствия или не соответствующих требованиям охраны труда средств индивидуальной или коллективной защиты работников;
4)
изымать для анализа образцы используемых или обрабатываемых
материалов и веществ с уведомлением об этом работодателя или его представителя
и составлять соответствующий акт;
5) приостанавливать работу организаций, отдельных производственных подразделений и оборудования при выявлении нарушений требований охраны труда, которые создают угрозу жизни и здоровью работников, до устранения указанных нарушений;
6) отстранять от работы лиц, не прошедших в установленном порядке обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знаний требований охраны труда.
Закон предусматривает гарантии осуществления государственного надзора и контроля за соблюдением норм трудового права путем установления ответственности за воспрепятствование деятельности государственных инспекторов труда. Так, в соответствии со ст. 363 ТК РФ лица, препятствующие осуществлению государственного надзора и контроля за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, не исполняющие предъявленные им предписания, применяющие угрозы насилия или насильственные действия по отношению к государственным инспекторам труда, членам их семей и их имуществу, несут ответственность, установленную федеральными законами (УК РФ, КоАП РФ, ГК РФ). Согласно ч. Л 19.4 КоАП РФ неповиновение законному требованию или распоряжению должностного лица органа, осуществляющего государственный надзор (контроль), а равно воспрепятствование осуществлению этим лицом служебных обязанностей влечет предупреждение или наложение административного штрафа на граждан в размере от 5 до 10 МРОТ, на должностных лиц - от 10 до 20 МРОТ.
В соответствии с ч. 1 ст. 19.5 КоАП РФ невыполнение в установленный срок законного предписания органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), об устранении нарушений законодательства наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от 5 до 10 МРОТ.
Согласно ст. 19.7 КоАП РФ непредставление или несвоевременное представление сведений, предоставление которых предусмотрено законом и необходимо для осуществления органом (должностным лицом) его законной деятельности, а равно представление таких сведений в искаженном виде влечёт за собой наложение административного штрафа.
Органы федеральной инспекции труда осуществляют деятельность во взаимодействии с другими федеральными органами надзора и контроля, органами прокуратуры, федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, профессиональными союзами (их объединениями), объединениями работодателей, другими организациями (ст. 365 ТК РФ). Положения данной статьи базируются на нормах Конвенции Международной организации труда № 81 об инспекции труда (1947 г.), ст. 5 которой предусматривает, что компетентный орган власти принимает соответствующие меры для того, чтобы содействовать эффективному сотрудничеству между службами инспекции, с одной стороны, и другими правительственными службами, государственными и частными учреждениями, осуществляющими аналогичную деятельность, с другой, а также сотрудничеству между служащими инспекции труда и предпринимателями и трудящимися или их организациями.[6]
Наделяя государственных инспекторов труда широким объемом прав, законодатель предусматривает также необходимость соблюдения ими определенных обязанностей.
1.
Соблюдать Конституцию РФ, трудовое законодательство и иные нормативные
правовые акты, содержащие нормы трудового права, а также
нормативные правовые акты, регулирующие деятельность органов и должностных лиц
органов федеральной инспекции труда.
2. Хранить охраняемую законом тайну (государственную, служебную, коммерческую и иную), ставшую им известной, при осуществлении своих полномочий, а также после оставления своей должности.
3. Считать абсолютно конфиденциальным источник всякой жалобы на недостатки или нарушения положений законов и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, воздерживаться от сообщения работодателю ведений о заявителе, если проверка проводится в связи с его обращением, а заявитель возражает против сообщения работодателю данных об источнике жалобы.
Государственный инспектор труда является государственным служащим, поэтому помимо специальных обязанностей, предусмотренных ТК РФ, он должен соблюдать обязанности и ограничения, закрепленные в ст. 10 и 11 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации».
Решения и действия государственных инспекторов труда могут быть обжалованы в административном порядке соответствующему руководителю по подчиненности или главному государственному инспектору труда Российской Федерации и (или) в судебном порядке в суд общей юрисдикции или арбитражный суд.
За противоправные действия или бездействие государственные инспекторы труда несут дисциплинарную, уголовную, административную и гражданско-правовую ответственность.
Помимо органов государственной инспекции труда, осуществляющих
общий надзор и контроль за соблюдением норм трудового права, ТК РФ в ст. 366-369
предусматривает виды надзора, осуществляемые специальными
государственными органами. Так, государственный надзор за соблюдением
правил по безопасному ведению работ и охране труда в организациях
угольной, горнорудной, горнохимической, нерудной, нефтедобывающей, газодобывающей,
химической, металлургической и нефтегазоперерабатывающей промышленности, в
геологоразведочных экспедициях и партиях, а также при устройстве и эксплуатации
подъемных сооружений, котельных установок и сосудов, работающих под давлением,
трубопроводов для пара и горячей воды, объектов, связанных с добычей,
транспортировкой, хранением и использованием газа, при ведении взрывных работ в
промышленности, осуществляется специальным органом, ведающим вопросами горного
и промышленного надзора в Российской Федерации.
Заключение
Итак, защита трудовых прав работников сегодня является актуальной проблемой, поскольку создание многочисленных частных предприятий, на которых работают люди, согласно данным статистики, способствует многочисленному нарушению трудовых прав работников. Наиболее распространены нарушения трудового законодательства, выявленные в ходе проверок Государственной инспекции труда следующие: трудовые договоры (контракты) не заключаются в письменной форме; трудовые отношения подменяются гражданско-правовыми; на некоторых предприятиях отсутствуют положения об оплате труда, что приводит к дифференциации в уровнях оплаты труда различных категорий работающих; задолженность по выплате заработной платы; нарушение режимов труда и отдыха, привлечение к сверхурочным работам, работе в выходные и праздничные дни без соответствующего оформления и оплаты; нарушения в области условий и охраны труда.
В этой связи в рамках данной контрольной работы мы рассмотрели основные способы защиты трудовых прав работников. Итак, ст. 352 Трудового кодекса среди основных способов защиты трудовых прав выделяет: государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства; защита трудовых прав работников профессиональными союзами; самозащита работниками трудовых прав.
Сегодня профсоюзы наделены правом защищать только тех работников, которые являются членами профсоюзов. Получается, что работники предприятия, не являющиеся членами профсоюза, выведены из-под данной защиты?! Следовательно, в рамках локального нормотворчества необходимо закрепить нормы, предусматривающие защиту таких работников профессиональными союзами.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
1. Решение задачи
Задача № 9
Бригада рабочих - котельщиков была приглашена для монтажа резервуаров хранения нефтепродуктов. Трудовые книжки на рабочих заведены не были, приказ о зачислении на работу не издавался. Вознаграждение выплачивались за каждый смонтированный резервуар.
Через пять месяцев работа была окончена, и котельщики потребовали им компенсацию за неиспользованный отпуск и выходные пособие.
Распространяются ли нормы ТК РФ на данные отношения? Подлежат ли удовлетворению эти требования. Аргументируйте свой ответ.
Решение
Нормы трудового кодекса на данные отношения не распространяются т.к трудового договора заключено не было, хотя они подпадали под статью 59 ( ст. 59 срочный трудовой договор ), а заработная плата выплачивалась сдельная по количеству смонтированных резервуаров. В последующем будет практически невозможно доказать что данная бригада действительно работала на этих работах.
Вывод из данной задачи:
Всегда следует заключать трудовой договор в котором прописаны все условия труда, заработная плата, компенсации, время и количество отпусков, выходные пособия и т.д. ( ст. 57 Содержание трудового договора.)
2. Составление тестов
1. Какую из функций невыполняет Государственная инспекция труда:
(А) осуществляет надзор и контроль за соблюдением законодательства на территории соответствующего субъекта РФ, а также на других территориях по решению главного государственного инспектора труда РФ в отношении зон деятельности организаций, выходящих за территорию данного субъект та РФ (железнодорожный, воздушный, водный транспорт, спецстроительство);
(Б) расследует несчастные случаи на производстве, анализирует их причины, разрабатывает предложения по их недопущению впредь;
(В) рассматривает дела об административных правонарушениях; + ведет прием граждан (в том числе на территории организаций), рассматривает заявления, жалобы и иные обращения граждан о нарушениях трудовых прав;
(Г) осуществляет надзор в сфере нарушения авторских прав;
2. Основными задачами органов Федеральной инспекции труда являются:
(А) обеспечение соблюдения и защиты трудовых прав и свобод граждан, включая право на безопасные условия труда;
(Б) обеспечение контроля за исполнением внутри организационных приказов и указаний;
(В) обеспечение соблюдения работодателями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
(Г) обеспечение работодателей и работников информацией о наиболее эффективных средствах и методах соблюдения положений трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
3. Государственная инспекция труда осуществляет свою деятельность во взаимодействии с:
(А) органами прокуратуры, федеральными надзорами, налоговой инспекции, государственной экспертизы условий труда, службы по урегулированию коллективных трудовых споров, другими органами, выполняющими надзорные и контрольные функции, органами государственной власти субъектов Российской федерации, органами местного самоуправления, объединениями профсоюзов и работодателей;
(Б) только с органами прокуратуры и органами МВД;
(В) только с органами ФСБ;
(Г) правильного ответа нет;
4. На основании чего действует Государственная инспекция труда:
(А) только конституции РФ;
(Б) только на основе Трудового Кодекса РФ;
(В) Конституции РФ, ТК РФ и созданных на их основе правовых актах;
(Г) на основании правовых актах организаций;
5. Государственный надзор за точным и единовременным исполнением трудового законодательства и нормативно- правовых актов осуществляет:
(А) Президент РФ;
(Б) Председатель Правительства РФ;
(В) Министр труда РФ;
(Г) Генеральный прокурор РФ;
3. Глоссарий
№ |
Понятие |
Содержание понятия |
1 |
Государственная инспекция труда |
Входит в состав Федеральной инспекции труда — единой федеральной централизованной системы государственных органов, осуществляющих государственный надзор и контроль за соблюдением законодательства РФ о труде и охране труда всеми организациями и физическими лицами, на которых это законодательство распространяется. |
2 |
Федеральная инспекция труда |
Единая централизованная система государственных органов, осуществляющих надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, на территории Российской Федерации (ч. 1 ст. 354 ТК). Указанная инспекция включает в себя |
3 |
Государственный инспектор труда |
Является государственным служащим, поэтому помимо специальных обязанностей, предусмотренных ТК РФ, он должен соблюдать обязанности и ограничения, закрепленные в ст. 10 и 11 Федерального закона «Об основах государственной службы Российской Федерации». |
4 |
Главный государственный инспектор труда РФ |
Назначается и освобождается от должности Правительством РФ. |
5 |
Способы защиты трудовых прав и свобод |
- самозащита работниками трудовых прав; - защита трудовых прав и законных интересов работников профессиональными союзами; - государственный надзор и контроль за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права; - судебная защита; |
Список использованной литературы
1. Конституция Российской Федерации. – М.: ТК Велби, Издательство Проспект, 2006.
2. Всеобщая декларация прав человека. Принята и провозглашена Резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеей ООН 10.12.1948 г. – Мн.: Амалфея, 1998. .
3. Трудовой кодекс Российской Федерации. – М.: ТК Велби, Издательтсво Проспект, 2007. – 208 с .
4. «Об ответственности за нарушение трудовых прав граждан.» Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 1994 года.//САПП РФ, 1994. № 11.
5. Положение о Федеральной инспекции труда. Утверждено постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78 //Собрание законодательства РФ 2000. - № 6. – Ст. 760.
6. Смоленский М.Б., Мажинского Н.Г. Трудовое право Российской Федерации: Учебник. – М.: Издательско-торговая корпорация « Дашков и К»,; Ростов н /Д: Наука-Пресс, 2007.
[1] Смоленский М.Б, Мажинского Н.Г « Трудовое Право РФ»
[2] Трудовой Кодекс РФ
[3] СЗ РФ. – 1998. – № 15. – Ст. 1698.
[4] СЗ РФ. – 1998. - № 29. – Ст. 3702.
[5] Положение о Федеральной инспекции труда. Утверждено постановлением Правительства РФ от 28 января 2000 г. № 78 //Собрание законодательства РФ 2000. - № 6. – Ст. 760.
[6] Об ответственности за нарушение трудовых прав граждан. Указ Президента Российской Федерации от 10 марта 1994 года.//САПП РФ, 1994. № 11. ст. 851.