Государство и церковь
Федеральное агентство по образованию
ГОУ ВПО «Московская государственная юридическая академия имени О.Е. Кутафина»
Кафедра теории государства и права
Курсовая работа
Тема: Государство и церковь
Студентки Самодуровой Екатерины Валерьевны
3 группы, 1 курса
Институт правоведения
Очно-заочной формы обучения
Научный руководитель:
Профессор Гафуров З.Ш.
Москва 2010 г.
Введение
Россия – государство многонациональное, что предопределило наличие в нем нескольких конфессий, в духовной жизни его общества представлены практически все мировые религии и ряд менее известных религиозных учений, которые играют значительную роль в жизни общества.
Церковь заняло значительную место в истории русского государства. В постсоветской России, после многолетних гонений, влияние церкви и религиозных норм и ценностей на жизнь общества заметно усилилось, что связано с заметной нехваткой духовно-нравственных ценностей во время советского периода.
Тема «церковь и государство» на сегодняшний день очень актуальна, так как нравственное воспитание народа, является одной из важнейших функций государства, тем более в наше время, когда множество экстремистских организаций, различного рода сект, да и общая направленность к достижению материального, пытаются изменить, исказить нравственные ценности, к которым должен стремиться человек.
Нравственные (моральные) ценности — это то, что еще древние греки именовали «этическими добродетелями». Античные мудрецы главными из этих добродетелей считали благоразумие, доброжелательность, мужество, справедливость. В иудаизме, христианстве, исламе, буддизме высшие нравственные ценности связываются с верой в Бога и ревностном почитании его. В качестве нравственных ценностей у всех народов почитаются честность, верность, уважение к старшим, трудолюбие, патриотизм. И хотя в жизни люди далеко не всегда проявляют подобные качества, но ценятся они людьми высоко, а те, кто ими обладают, пользуются уважением.
В данной работе будут рассмотрены, во-первых, основные, самые многочисленные, религии представленные в России, а также показаны духовные ценности, которые содержит каждая из представленных религий, для понимания того, что именно несет религия в своем учении. Во-вторых, понятие, сущность и функции государства, чтобы на теоретическом уровне посмотреть, что такое государство, и, в последствии, понять, готова ли Россия на данный момент к сотрудничеству с религиями, как социально направленное государство. В третьих, будет рассмотрена история взаимодействия государства и религий, начиная с крещения Руси, чтобы увидеть к чему приводило регулирование церкви со стороны государства, и, в четвертых, посмотрим какая правовая база заложена в российское законодательство, для регулирования взаимоотношений государства с религиями.
«Симфония церкви и государства» именно такой принцип был при взаимоотношении государства и Церкви до XVI века. Суть этого заявления составляла сотрудничество церкви и государства. Взаимная поддержка и взаимная ответственность, невторжение одной стороны в сферу исключительной компетенции другой, но под словом «церковь» будет подразумеваться не только Православная церковь, а все религии, которые представлены в данный момент в России, так как возвышение даже наиболее востребованного населением учения, означает уничижение религиозных чувств верующих, исповедующих ислам, буддизм иудаизм и другие вероучения.[1]
Данная работа будет иметь своей целью узнать, возможно ли применить прицип «Симфонии церкви и государства» в современных условиях взаимодействия государства и религий.
1. Основные религии, представленные в России, их история и нравственные ценности
Согласно первой Всероссийской переписи населения 1897 г., наряду с 87 млн. православных в стране проживало 11,5 млн. католиков, более 3 млн. протестантов, около 5 млн. иудеев и 14 млн. мусульман, а также около 400 тыс. буддистов и несколько сот тысяч язычников.
Христианство - самая крупная по числу последователей мировая религия.
Возникла в Палестине в результате деятельности Иисуса Христа, а также его ближайших последователей. Распространение христианства, особенно в первые пять столетий нашей эры, шло очень быстро. Основная часть христиан почитает Иисуса Христа как второе лицо Божественной Троицы, единого Бога в трёх лицах: Бога Отца, Бога Сына и Бога Духа Святого. Священным Писанием признаются Ветхий и Новый Заветы. #"#">#"#_ftn2" name="_ftnref2" title="">[2]
Также нам необходимо понятие «сущности государства» – это главное, основное качество государства, определяющее его содержание, цели и функции, для определения внутренней, содержательной стороны государства.
Можно выделить следующие подходы к сущности государства:
- классовый, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти экономически господствующего класса.
- общесоциальный, в рамках которого государство можно определить как организацию политической власти, создающую условия, для компромисса интересов различных классов и социальных групп.
Наряду с этими основными, можно выделить и религиозный, и национальный, и расовый, и иные подходы к сущности государства, в рамках которых соответственно религиозные, национальные, расовые интересы будут доминировать в политике конкретного государства.[3]
Исходя из ст.2 Конституции Российской Федерации, где прописано, что «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства» и ст.7 п.1 «Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека», можно сказать, что из всех подходов к сущности государства, для России социальный, в данное время самый приемлемый.
Социальное назначение современного государства состоит в его разнообразной, широкой деятельности, направленной на решение, задач, вытекающих из необходимости нормального, бесконфликтного существования общества.[4]
В связи с этим, определим основные функции современного государства, то есть определяемые его социальным назначением основные направления деятельности государства.[5]
Существует несколько классификаций функций государства, наиболее распространенное деление на внешние и внутренние функции. Но в настоящее время данные функции в любом государстве взаимосвязаны, так как деятельность государства внутри страны, зависит в немалой степени и от внешних условий, поэтому в данной курсовой работе рассматриваются шесть комплексных функций, которые в настоящее время должно осуществлять любое современное государство:[6]
1) Экономическая – обеспечение нормального функционирования и развития экономики, в том числе по средствам охраны существующих форм собственности, организации внешнеэкономических связей и так далее (т.д.);
2) Политическая – обеспечение государственной и общественной безопасности, социального и национального согласия, охрана суверенитета страны от внешних посягательств и т.д.;
3) Социальная - осуществление мер по удовлетворению социальных потребностей людей, поддержанию необходимого уровня жизни населения, обеспечению необходимых условий труда и т.д.;
4) Идеологическая – поддержка определенной идеологии, организация образования, поддержание науки, культуры и т.д.;
5) Экологическая – охрана окружающей среды, рациональное использование природных ресурсов, восстановление нарушенной окружающей среды и т.д.;
6) Охранительная – охрана прав и интересов личности, охрана общественного порядка, борьба с правонарушениями.
Из вышесказанного можно сделать промежуточный вывод: Российская Федерация имеет социальную сущность и выполняет функции, связанные с социальным назначением государства.
3. Историческое взаимоотношение государства с религиями на территории России
В конце X века при князе Владимире Святом Русь приняла христианство восточного образца, которое стало «главенствующей» религией государства. С этого времени вплоть до 1917 г. русский трон могли занимать только православные государи и государыни. До середины XV в. Русская Церковь входила в состав Константинопольского Патриархата и возглавлялась назначаемым из Византии митрополитом. Это придавало церковной власти на Руси известную независимость от светских властей и содействовало сохранению ее высокого авторитета, в том числе и в политических делах. Во времена монголо-татарского нашествия Церковь являлась единственным общенациональным институтом, сохранившим целостность Несмотря на отдельные трения, отношения Церкви с княжеской властью были в целом партнерскими и равноправными. В 1448 г. Русская митрополия сделалась независимой от Константинополя (автокефальной). С конца XV в.наметилось наступление государства на самостоятельность и права русских духовных властей.
Церковные реформы середины XVII в., инициированные государством и приведшие к расколу, объективно ослабили Церковь и таким образом облегчили ее подчинение. Перелома на этом пути светская власть достиглав первые десятилетия XVIII в., когда началась новая эпоха в истории отношений Церкви и государства в России. В 1721 г. увидел свет Духовный Регламент - Патриаршество упразднялось. Высшей властью в Церкви теперь обладал царь, от имени которого церковное управление осуществляла Духовная Коллегия (Святейший Правительствующий Синод), представлявшая собой государственный орган для руководства Церковью. Кроме того, при Петре I Церковь фактически потеряла контроль над своими земельными владениями (окончательная секуляризация которых последует в 1764 г.), а церковная юрисдикция была резко ограничена. Все эти меры, проводившиеся по инициативе абсолютистского государства, привели к потере Церковью своей независимости.
Если прямое (и далеко не всегда благотворное) государственное руководство Православной Церковью сформировалось уже в первой четверти XVIII в., то общеимперское управление духовной жизнью «иноверцев» начало принимать регулярные окормы лишь в последней трети этого столетия. Следует заметить, что отношение светской власти в России к представителям иных конфессий было традиционно гибким (серьезным исключением тут являлись, пожалуй, только старообрядцы, подвергавшиеся систематическим гонениям вплоть до 1905 г.). Со времен Древней Руси ни насильственное миссионерство среди неправославных инородцев, ни гонения на исконных представителей других вер не превращалось в выраженные цели внутренней политики русских князей и царей (при этом «иноверцам» было строжайше запрещено заниматься миссионерством).