Государство и право Франции Нового времени
ВОЛГОГРАДСКАЯ АКАДЕМИЯ МВД РОССИИ
Кафедра теории права и прав человека
Государство и право Франции Нового времени
(3 часа)
ЛЕКЦИЯ
по истории права и государства зарубежных стран
Подготовлена:
д.ю.н., профессором Епифановым А.Е.
Обсуждена и одобрена на заседании кафедры
(протокол № « ____ » от _____________________2010 г.
Волгоград 2010
ПЛАН
1. Причины и начало буржуазной революции во Франции. Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Конституция 1791 г.
2. Государственный строй Франции в период якобинской диктатуры. Конституция 1793 г.
3. Основные этапы развития государства во Франции в 1795-1870 годах
1. Причины и начало буржуазной революции во Франции. Декларация прав человека и гражданина 1789 г., Конституция 1791 г.
Во второй половине ХVIII в. во Франции были налицо все признаки кризиса и разложения феодального строя; зародившимся в недpax феодализма капиталистическим производственным отношениям были тесны рамки абсолютной монархии.
Расширение внутреннего рынка упиралось в натуральное хозяйство крестьянина: надо было ликвидировать феодальные отношения в деревне - феодальную собственность на землю дворян, общинное землепользование у крестьян, личные и поземельные повинности крестьян, лишающие крестьян возможности расширять производство. В этом были заинтересованы как крестьяне, так и торгово-промышленная буржуазия. Совершенствование производства, свобода предпринимательской деятельности и торговля тормозилась мелочной регламентацией, цеховыми и корпоративными ограничениями. В ликвидации цехового строя были заинтересованы как промышленная буржуазия, так и пролетариат. Торговая буржуазия также нуждалась в отмене внутренних таможенных сборов, в ликвидации торговых монополий, в установлении единого и свободного рынка, единой системе мер, весов, банковского кредита, единой правовой системе.
Третье сословие в целом требовало равного налогообложения, гласного суда, местного самоуправления.
В политической сфере недовольство вызывало опора абсолютной монархии на самые реакционные круги дворянства и духовенства и отсутствие перспектив реформ в социально-экономической и политической областях в связи с рядом отставок министров, предлагавших такие реформы. Сыграли свою роль и торгово-промышленные кризисы и неурожаи. В конце 80-х годов ХУ111 в. они усилили недовольство третьего сословия и ослабили финансовое положение государства.
В отличие от английской революции ХVII в. французская имела собственную светскую революционную идеологию, основанную прежде всего на учении французских философов-просветителей о народном суверенитете, разделении властей, естественных прав и свобод человека.
В начале 1789 г. король Людовик ХУ1 был вынужден созвать Генеральные штаты. Несчастья, порожденные реакционным политически режимом, спелись к этому времени в единый клубок: казна настолько опустела, что не стало денег для выплаты жалования чиновникам и офицерам; торговый договор с Англией выгодный одному дворянств: привел к разорению промышленников и массовой безработице; в деревне царил голод - следствие неурожаев, рутинной техники земледелия, разорительных поборов.
Генеральные штаты состояли как и прежде из трех сословий и поэтому король не видел для себя особой опасности, но третье сословие решило реализовать на практике свои требования, пользуясь нуждой правительства в утверждении новых налогов.
Основную массу депутатов третьего сословия составили представители французской буржуазии, в том числе:158 судей, 80 купцов, 50 промышленников, адвокаты, некоторые аристократы и священники.
Просвещенные, активные, опиравшиеся на наказы своих избирателей, все эти депутаты смогли захватить руководство революцией -на протяжении ее первых двух лет. Сломив сопротивление двора сословия стали заседать не раздельно, как было прежде, а вместе. Решения принимались не по большинству голосов сословий, а по большинству голосов депутатов. Это было первой из наиболее важных побед третьего сословия над королем, духовенством и дворянством.
В ответ на попытку короля распустить Генеральные Штаты депутаты третьего сословия с частью делегатов от дворянства и духовенства объявляют себя Национальным собранием, а 9 июля 1789 г. -Учредительным Собранием. Начался первый этап революции, продлившийся до 10 августа 1792 г.
В ответ на попытку короля разогнать Учредительное собрание в Париже началось восстание, символом победы которого стало взятие крепости-тюрьмы Бастилии 14 июля 1789 г.
В итоге Учредительное собрание становится органом верховной власти во Франции. В его составе преобладают представители либерального дворянства и крупной торгово-финансовой буржуазии (сторонники ограниченной монархии - фельяны).
В течение 1789-1791 гг. Учредительное собрание принимает ряд важнейших законодательных актов:
- аграрные декреты 4-11 августа упразднившие феодальную собственность на землю, личные повинности крестьян и все феодальные институты;
- Декларацию прав человека и гражданина 26 августа 1789 г.;
- декреты о национализации и распродаже земель церкви;
- введены избирательные цензы, поделившие всех французов на активных и пассивных граждан;
- закон о запрете всех феодально-сословных и профессиональных корпораций и союзов (закон Ле-Шапелье);
- Конституция Франции от 3 сентября 1791 г.
Основными из них были Декларация прав человека и гражданин, 1789 г. и Конституция 1791 г.
Название Декларации означало, что понятия "человек" и "гражданин" отныне неразделимы.
В принятой 26 августа 1789 г. Декларации прав человека и гражданина были сформулированы важнейшие политико-юридические основы будущего конституционного режима. После торжественного вступления, провозглашающего, что причиной общественных бедствий является "забвение естественных, неотъемлемых и священных прав человека", Декларация в 17 статьях излагает основные требования :
- Человек - существо от природы наделенное естественными и неотчуждаемыми правами (свобода - т.е.делать все, что не причиняет вреда другому);
- собственность ( неприкосновенность частной собственности);
- безопасность ( неприкосновенность личности);
- сопротивление угнетению ( право на восстание);
- Государственная власть есть выражение национального суверенитета: любая власть может быть только от народа.
- Закон - есть выражение общей воли;
- Все граждане имеют право участвовать лично или через своих представителей в управлении государством;
- Всем гражданам в равной мере открыт доступ ко всем государственным должностям.
- Предоставляются свободы слова и печати.
- В праве должны действовать следующие принципы:
- все что не воспрещено законом то дозволено,
- никто не может быть наказан иначе как в силу закона,
- принцип презумпции невиновности.
Таким образом, в принятом акте были продекларированы те цели и задачи которые ставило перед собой третье сословие в революции.
Конституция принятая 3 сентября 1791 г. закрепила сложившиеся за 2 года революции политико-правовые порядки. Но король отказался ее утвердить. Положение конституционного монарха его не устраивало. Он рассчитывал выиграть время и покончить с революцией. Его братья, возглавив дворян-эмигрантов, готовили армию вторжения у самых границ Франции (в немецком городе Кобленце), им помогали правительства Пруссии, Австрии, Англии. Король пытался бежать из Парижа, но был арестован и возвращен. Парижские республиканцы попытались подписать массовую петицию с требованием ликвидации монархии. Но это не удалось, однако, напугало короля, который утвердил Конституцию, которая имела следующие основные положения:
1. В области прав человека и общих вопросов:
отменялись сословные отличия и дворянские титулы; ликвидировались цехи и ремесленные корпорации;
упразднялась система продажности и наследования государственных должностей и другие феодальные пережитки;
к правам и свободам изложенным в Декларации 1789 г. были добавлены: свободы передвижения и мирных собраний; обращения к властям; вероисповедания;
введение частично бесплатного начального образования;
частичная социальная помощь сиротам, инвалидам, безработным.
2. В области государственного управления и судопроизводства:
исполнительная власть принадлежала королю (верховный главнокомандующий, поддерживал дипломатические отношения, утверждал объявление войны);
король назначал и увольнял министров, руководил их действиями;
-король имел право отлагательного вето в отношении решение Законодательного собрания, кроме актов финансового или конституционного характера;
королевские указы требовали обязательной подписи соответствующего министра;
законодательная власть осуществлялась однопалатным НАЦИОНАЛЬНЫМ ЗАКОНОДАТЕЛЬНЫМ Собранием, которое избиралось на два года и не могло быть распущено королем;
относительно Собрания в Конституции содержались следующие положения: о гарантии созыва депутатов и начале работы собрания, депутаты Собрания не могли подвергаться преследованиям за выраженные мысли или за действия, совершенные ими при выполнении! своих депутатских обязанностей, оно имело право ежегодно устанавливать налоги, а министры были обязаны отчитываться в расходовании государственных средств, оно могло возбуждать дела о привлечении министров к суду за совершенные ими преступления, только Собрание обладало правом законодательной инициативы, принятия законов, объявления войны; Конституция закрепила новое административное деление Франции на департаменты, дистрикты (округа), кантоны (районы); местная администрация формировалась на выборной основе. Но королевская власть сохраняла важное право отменять распоряжения администрации департаментов и отстранять ее чиновников от должности;
Конституция делила всех граждан на активных (тех кто имел избирательное право) и пассивных (тех кто не имел этого права).
К активным гражданам относились мужчины старше 25 лет, проживающие определенное время в одном месте, уплачивающие прямой нaлог в размере не менее стоимости трех рабочих дней, не являющиеся домашними слугами и включенные в список Национальной гвардии муниципалитета;
выборы в Законодательное Собрание были двухстепенными:
первичные собрания активных граждан избирали выборщиков, которые на департаментских собраниях избирали депутатов. Для выборщиков был еще более высокий имущественный ценз - доход или аренда имущества, равные стоимости 100 - 400 рабочих дней (в зависимости от местности);
1/3 Законодательного собрания избиралась в соответствии с размерами территории; 1/3 - пропорциональности численности активных граждан; 1/3 - в соответствии с суммой уплачиваемых налогов;
Конституция не распространялась на колонии Франции.
В результате введения в действие Конституции 1791 г. во Франции была установлена конституционная монархия носившая дуалистический характер.
Узаконив новый порядок, Учредительное Собрание свою миссию посчитало выполненной.
Однако сложившимся положением были недовольны как сторонники абсолютной монархии, считавшие революцию нарушением "божественного .порядка управления", так и представители средней и мелкой торгово-промышленной буржуазии, крестьянства и городских низов, т.к. не были учтены их политические и экономические интересы.
В апреле 1792 года началась война между Францией и Австрией, к которой присоединилась Пруссия. Французская армия стала терпела поражение за поражением. Враг продвигался к Парижу. Политическая ситуация делала возможным свержение монархии , чем и воспользовались сторонники республики.
Страницы: 1, 2