Государство и право Франции Нового времени

Попытка королевской семьи бежать за границу, ухудшение социально-экономического положения страны и прежде всего Парижа вызвало восстание 10 августа 1792 г., в результате которого к власти приходит средняя и мелкая торгово-промышленная буржуазия ( т.н. жирондисты).

Законодательное Собрание было вынуждено издать закон о созыве нового представительного органа - Национального Конвента, выборы в который проходили на основе всеобщего мужского избирательного права (кроме лиц, находящихся в услужении).

В состав Конвента вошли 160 жирондистов, 100 якобинцев (представители мелкой буржуазии и городских низов). Остальные 500 депутатов представляли так называемое "болото", т.е. они склонялись на сторону победившей партии пока она была у власти. Конвент принял следующие законодательные акты:

новый аграрный закон отменивший выкуп поземельных повинностей;

упразднение королевской власти и объявление Францию республикой (сентябрь 1792 г.).

В итоге во Франции была установлена Первая республика и устранены все пережитки феодализма в сельском хозяйстве кроме общинного землевладения у крестьян.

2. Государственный строй Франции в период якобинской диктатуры. Конституция 1793 г.

франция государство революция якобинская конституция

Серьезнейшие политические изменения, продолжающаяся война с антифранцузской коалицией европейских стран, экономический кризис резко снизили уровень жизни парижского населения, обострили социально-экономические противоречия.

В результате восстания 31 мая - 2 июня 1793 г. из Конвента были изгнаны жирондисты и к власти в Париже приходят якобинцы -представители мелкой буржуазии и городских низов, которые установили свою диктатуру. Не считаясь ни с чем, применяя самый жестокий террор, впервые поставив смертные приговоры "на конвейер" якобинцы сокрушили вначале остатки феодального строя, а затем - основы буржуазной демократии.

Наиболее важными были аграрные декреты якобинцев, принятые в июне 1793 г.: о продаже конфискованных земель мелкими участками и в рассрочку и о разделе общинных земель если за это выскажется хотя бы 1/3 жителей общины. Благодаря этому капитализм в сельском хозяйстве Франции стал развиваться на основе мелкой частной земельной собственности.

Учитывая интересы городских низов Парижа якобинцы в июле 1793 г. ввели смертную казнь за спекуляцию предметами первой необходимости; в сентябре 1793 г. был введен максимум цен и зарплаты.

Благими пожеланиями якобинского Конвента стали декреты о бесплатном распределении среди нуждающихся конфискованного имущества, о введении системы государственных пособий для нищих, инвалидов, сирот, стариков, об отмене рабства в колониях.

При диктатуре якобинцев законодательная власть принадлежала Национальному Конвенту из которого были изгнаны противники якобинцев. Он стал постоянно действующим органом и принял большое количество законов.

Исполнительную власть осуществлял Комитет общественного спасения, роль которого возросла с июля 1793 г., когда его руководителем стал Робеспьер, в состав Комитета вошли его ближайшие соратники – Кутон и Сен-Жюст.

Для укрепления власти по всей стране ( хотя 60 из 83 департаментов Франции не признали власть якобинцев) в провинцию и в армию стали направляться комиссары Конвента из числа его депутатов с чрезвычайно широкими полномочиями. Они осуществляли контроль за исполнением декретов Конвента и могли отстранять от должности любых чиновников и генералов. Очень часто комиссары брали на себя непосредственное административное и военное руководство.

Т.к. не все местные органы власти, даже подчиняющиеся якобинцам применяли репрессивные методы управления, то Законом 4 декабря 1793 г. из ведения администрации департаментов были изъяты важнейшие вопросы, относящиеся к революционным законам и мерам управления и общественного спасения".

В каждой коммуне и ее секциях избирались специальные революционные комитеты, которые последовательно проводили политику центра в провинции.

Важное место в системе якобинской диктатуры занимали различные общества и клубы и прежде всего Якобинский клуб в Париже.

Так как добровольцев в армию шло мало, то в августе 1793 г. якобинцы приняли декрет о всеобщем ополчении по которому армия формировалась на основе обязательного набора. Причем армия применялась не только в борьбе с внешними врагами, но и при подавлении антиякобинских выступлений (в Лионе, Вадндее и других).

Важнейшую роль в диктатуре играл Комитет общественной безопасности, которому подчинялись полиция и революционные комитеты на местах. Наделенный правом расследования, ареста и суда этот комитет как и его структура довольно часто злоупотребляла своей властью. Этому способствовали: 1) закон 17 сентября 1793 года «О подозрительных», согласно которому все подозрительные должны быть арестованы и преданы суду трибунала. В понятие "подозрительный" включались лица, которые своим поведением, связями, речами, сочинениями проявляют себя как противники якобинцев; члены дворянских семей, в том числе и домашние слуги; лицам, которым отказано в выдаче свидетельства о благонадежности и т.д. 2) Декрет "О врагах народа" от 10 июня 1794 года, которые убрал из судебной процедуры элементарные демократические основы судопроизводства (адвокат, расследование до суда и прочее).

Чрезвычайно активную роль в системе органов якобинской диктатуры играл революционный трибунал, куда судьи, присяжные заседатели, обвинители назначались конвентом. За все преступления, которые рассматривал трибунал, назначалась смертная казнь.

Постепенно диктатура якобинцев стала все больше превращаться в диктатуру Робеспьера, что ярко проявилось в казнях как правых якобинцев (Дантона и других), так и левых - Шометта, Эбера и их сторонников.

Политика откровенного террора с целью сохранить власть оттолкнула от якобинцев всех, кто их вначале поддерживал. Поэтому довольно легко удался переворот 9 термидора, когда 27 июля 1794 года по приказу Конвента Робеспьер и его соратники были арестованы и вскоре казнены.

В начале своей деятельности, 24 июля 1793 года якобинский Конвент принял новую декларацию прав человека и гражданина и новую Конституцию. В отличие от прежних актов, где главенствовал» идеи Лежка и Монтескье, в этих документах чувствовалось влияние Руссо.

К естественным правам человека якобинцы относили равенство, свободу, безопасность, собственность. В ст.16 Декларации право собственности определяется как возможность пользоваться и располагать по своему усмотрению своим имуществом, своими доходами, плодами своего труда и промысла.

По ст.122 Конституции каждому французу обещалось всеобщее образование, государственное обеспечение, неограниченная свобода печати, право петиций и объединений.

Ст.35 Декларации допускала восстание народа как право и обязанность для восстановления нарушенных правительством прав народа.

Конституция 1793 года отвергла принцип разделения властей и федеративного устройства Франции; упразднила деление граждан на активных и пассивных, узаконив всеобщее избирательное права для мужчин старше 21 года.

Стремление сочетать представительные органы с непосредственной демократией (идея Руссо) нашла отражение в том, что избираемый на один год законодательный корпус (Национальное собрание) мог издавать декреты, имеющие силу закона только по маловажным вопросам, а по более значительным (финансы, гражданское и уголовное законодательство и т.д.) мог лишь предлагать законы. Принятый национальным собранием проект приобретал силу закона лишь в том случае, если через 40 дней после его рассылки в департаменты в большинстве из них десятая часть первичных собраний не отклоняла данный законопроект.

Правительственная власть должен был осуществлять Исполнительный совет республики, который избирался Национальным собранием в составе 24 человек, из списков кандидатов, выдвинутых первичными собраниями. Совет нес ответственность перед Национальным собранием.

Но ни Декларация, ни Конституция не вступили в силу, так как якобинцы отложили этот момент до лучших времен.


3. Основные этапы развития государства во Франции в 1974 -1970 г.г.


С 27 июля 1794 года по 9 ноября 1799 года - к власти возвращаются жирондисты и фельяны.

В августе 1795 года принимаются новая Конституция Франции и Декларация прав человека и гражданина. По этим документам восстанавливался избирательный имущественный ценз, создавался двухпалатный законодательный корпус.

Нижняя палата - Совет 500 - имела инициативу законодательства и обсуждала законопроекты. Верхняя палата - Совет Старейшин (250 депутатов старше 40 лет) - принимала или отвергала предложенные законопроекты. Избирательное право сделалось снова цензовым, а выборы двухстепенными.

Избиратель, миссия которого ограничивалась избранием выборщиков, должен был платить налог. Выборщик полномочный избирать депутатов обеих палат и других выборных должностных лиц должен был обладать имуществом, приносящим доход равный по меньшей мере 150- дневной заработной плате.

Исполнительная власть вручалась особому комитету - Директории из 5-ти человек. Ей подчинялись министры, администрация департаментов, военное командование. Члены директории избирались Законодательным Корпусом и периодически менялись.

В практической деятельности Директория вынужденная бороться с одной стороны с монархистами, с другой стороны , со сторонниками более радикальных преобразований, проводила политику "качелей", тем самым сужая и без того маленькую социальную базу.

В такой неспокойной и тревожной обстановке все более настоятельней становятся требования "сильной власти". Это стремление было реализовано переворотом 18 Брюмера У111 года Республики (9 ноября 1799 года ). В результате началось правление генерала Наполеона Бонапарта, талантливого полководца и политика, выдвинувшегося еще при якобинцах. Устанавливается сильная центральная власть опирающаяся на армию, отражающая интересы прежде всего крестьянства и торгово-промышленной буржуазии.

Новый политический режим нашел свое юридическое закрепление в Конституции 1799 г., которая вводила всеобщее избирательное право для мужчин старше 21 года и многостепенные выборы, которые проходили следующим образом. Первичный ("коммунальный") округ избирал из своей среды 1/10 часть граждан. Вместе с делегатами других округов они составляли "окружной список" и собравшись избирали из своего состава 1/10 часть в "департаментский список". Из него избранная 1/10 часть попадали в общенациональный список, из которого рекрутировались депутаты, министры и т.п. Таким образом, данная система обеспечивала полную лояльность "избранных" к власти.

Прохождение законопроектов обставлялось сложнейшей процедурой: они составлялись и редактировались в Государственном Совете; обсуждались в Трибунате; принимались или отвергались без обсуждения и поправок Законодательным Корпусом.

Исполнительная власть сосредоточивалась в руках трех консулов, из которых только первый консул (Наполеон Бонапарт) получал право принимать решения. Его власть была больше той, которую получал Людовик ХУ1 по Конституции 1791 г.: первый консул руководил работой Государственного Совета, назначал и смещал министров, послов, офицеров, руководителей местной администрации. Он назначал уголовных и гражданских судей. Второй и третий консул имели только совещательный голос.

Последующие изменения данной Конституции имели одно направление: в 1802 г. Наполеон был объявлен пожизненным консулом, а в 1804 г. - императором французов. Соответственно с этим он получал право издавать декреты и указы. Трибунат был распущен.

Империя просуществовала до 1814 г., когда она пала под ударами антифранцузской коалиции европейских держав.

В 1814 г. была восстановлена монархия Бурбонов и на престоле оказался Людовик ХУ111, который в Хартии 1814 г. согласился признать происшедшие изменения. Фактически был установлен политический режим конституционной монархии, близкий к режиму установленному Конституцией 1791 г.

Вступивший на престол после Людовика ХУ111 его брат Карл X пытался восстановить полуабсолютистский режим. В 1830 г. он издал 6 указов (ордонансов) по которым разгонялась только что избранная нижняя палата, еще сильнее сужалось избирательное право, сокращалась законодательная компетенция нижней палаты, ликвидировались свободы печати и собраний. Ответом на это стало июльское восстание 1830 г. когда после кровопролитных уличных боев Карл X был свергнут и бежал, а руководившая восстанием крупная финансово-торговая буржуазия возвела на трон Луи-Филлипа Орлеанского.

Так называемая июльская монархия просуществовала до 1848 г., когда после февральской революции, вызванной попыткой правительства разогнать мирную демонстрацию рабочих, требующих "хлеба и реформ".

Созданная Учредительным собранием Конституция 1848 г. провозглашала Францию республикой, вводила всеобщее избирательное мужское избирательное право. Законодательная власть была у однопалатного Национального собрания, исполнительная - у президента. И национальное собрание и президент избирались на всеобщем голосовали - плебисците. Выборы были прямые и тайные.

Избранный в 1848 г. президентом Луи Наполеон сумел подготовить все условия для государственного переворота и совершил его 2 декабря 1851 г., распустив Национальное собрание; а в январе 1852 г. была принята новая Конституция, значительно усиливающая власть президента. В декабре 185Е г. на плебисците Луи Наполеона провозглашают императором под именем Наполеон 111.

Вторая Империя просуществовала до 1870 г. Первые же сражения франко-прусской войны обнаружили разложение правительства и армии Франции. Капитуляция 100-тысячной французской армии под Седаном вызвала взрыв возмущения. Восставшие парижане ворвались в Законодательное собрание и потребовал упразднить империю и восстановить республику, что и было сделано декретом 4 сентября 1870 г.

Власть оказалась в руках узкой кучки профессиональных политиков и военных, создавших правительство "национальной обороны". Свои усилия правительство сосредоточило главным образом, чтобы прекратить явно проигранную войну и заключить мир, что и было сделано в январе 1871 г. Правда мир этот оказался чрезвычайно невыгодный и унизительный для Франции.

Формирование буржуазного государства и права во Франции, начатое революцией конца ХУ111 в. оказалось длительным процессом, растянувшимся почти на 100 лет. При этом Франция переживала революции, перевороты, взлеты и падения ; но в целом надо иметь ввиду, что это было движение вперед, способствующее развитию во Франции демократии.



Использованная литература

1. Батыр К.И. История государства и права Франции периода буржуазной революции 1789-1794 гг. М., 1984.

2. История государства и права зарубежных стран. Часть 2. Под ред. Жидкова О.А. и Крашенинниковой Н.А. М. ,1991.

3. Манфред A.З. Великая французская революция. М., 1983.

4. Черниловский З.М. Всеобщая история государства и права М., 1995.


 



Страницы: 1, 2



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты