Особенно важно сказать о том, что Конституционный Суд сделал вывод, что судебные акты, которые хотя и принимаются в гражданском судопроизводстве, но которыми дело не разрешается по существу и материально-правовое положение сторон не определяется, не охватываются понятием "осуществление правосудия" в том его смысле, в каком оно употребляется в п. 2 ст. 1070 ГК РФ, поскольку в таких актах решаются, главным образом, процессуальные вопросы — от принятия заявления и до исполнения судебного решения, в том числе при окончании дела путем прекращения производства по делу и оставления заявления без рассмотрения.
Следовательно, положение п. 2 ст. 1070 ГК РФ о вине судьи, установленной приговором суда, не может служить препятствием для возмещения вреда, причиненного действиями или бездействием судьи в ходе осуществления гражданского судопроизводства, если он издает незаконный акт или проявляет противоправное бездействие по вопросам, определяющим не материально-правовое, а процессуально — правовое положение сторон.
В таких случаях вина судьи может быть установлена не только приговором суда, но и иным судебным решением. Но при этом следует отметить. Конституционный Суд считает, что не действует общее правило о презумпции вины причинителя вреда, установленное п. 2 ст. 1069 ГК РФ.
При оценке конституционности п. 2 ст. 1070 ГК РФ Конституционный Суд принял во внимание то, что Россия является участницей Конвенции о защите прав человека и основных свобод и подчиняется, вследствие этого, юрисдикции Европейского Суда по правам человека. Согласно, ст. 6 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, каждый человек имеет право при определении его гражданских прав и обязанностей или при рассмотрении любого уголовного обвинения, предъявляемого ему, на справедливое и публичное разбирательство дела в разумный срок независимым и беспристрастным судом, созданным на основании закона.
Из норм Конвенции следует, что за ошибку суда, которая повлекла вынесение незаконного приговора, государство несет ответственность и обеспечивает компенсацию незаконно осужденному независимо от вины судьи, и все же Конвенция вместе с тем не ставит в обязанность государств-участников возмещать на тех же условиях ущерб, который причинен при осуществлении правосудия в гражданском судопроизводстве. Конституционный Суд в своем постановлении также указал на то, что необходимо соблюдать разумные сроки судебного разбирательства.
Таким образом, российские суды, рассматривая иски о возмещении государством вреда, причиненного лицу незаконными действиями или бездействием суда или судьи в гражданском судопроизводстве, если они не относятся к принятию актов, разрешающих дело по существу, не должны увязывать конституционное право на возмещение вреда непременно с личной виной судьи, установленной приговором суда.
Уголовно ненаказуемые, но незаконные виновные действия или бездействие судьи в гражданском судопроизводстве, в том числе, нарушение разумных сроков судебного разбирательств, должны, исходя из смысла п. 2 ст. 1070 ГК РФ во взаимосвязи с положениями ст. ст. 6 и 41 Конвенции, рассматриваться как, нарушение права на справедливое судебное разбирательство, что предполагает необходимость компенсации лицу, которому причинен вред нарушением этого права.
В окончании данного параграфа автор полагает необходимым отметить, что в судебной практике существуют случаи возмещения вреда, когда действия никем не признаны незаконными, однако вред судом возмещается. По мнению автора, в том случае, если существует понятие "презумпция невиновности", действия должны быть обязательно признаны незаконными, а иначе каждое судебное решение по возмещению вреда, причиненного незаконными действиями, будет удовлетворено судом. Это приведет к тому, что граждане начнут обращаться с исками о возмещении вреда причиненного незаконными действиями, если им покажется, что действия, по их мнению, были незаконными.
1.3 Понятия государственных органов, их должностных лиц, органов дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда
В рассматриваемом деликте условием ответственности является то, что вред должен быть причинен не любыми лицами, органами кооперативной, общественной и другой организации, а именно государственными органами, их должностными лицами, органами дознания, предварительного следствия, прокуратуры и суда. Поэтому в данном параграфе необходимо более подробно рассмотреть, какие именно органы власти следует к таковым относить.
Под государственными органами, о которых идет речь в ст. 1069 ГК РФ подразумеваются любые государственные органы (т.е. органы федеральной исполнительной власти, представительные органы и органы суда, прокуратуры) Российской Федерации, упомянутые в Конституции и функционирующие на ее основе.
Государственные органы можно разделить по функциональному признаку на органы законодательной, исполнительной и судебной власти.
• Органами законодательной власти являются:
Федеральное Собрание РФ (Государственная Дума и Совет Федерации);
парламенты — органы законодательной власти республик в составе РФ;
законодательные (представительные) органы других субъектов РФ (краевые, областные, городские думы, законодательные собрания, и т.п.). Главная особенность определяется закрепленной функцией — осуществлением законодательной деятельности, то есть принятием актов высшей юридической силы — законов.
• К органам исполнительной власти относятся:
Указом Президента Российской Федерации установлено, что в систему федеральных органов исполнительной власти входят федеральные министерства, федеральные службы и федеральные агентства.
Федеральное министерство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в установленной актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации сфере деятельности.
Федеральная служба является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по контролю и надзору в установленной сфере деятельности, а также специальные функции в области обороны, государственной безопасности, защиты и охраны государственной границы Российской Федерации, борьбы с преступностью, общественной безопасности.
Федеральное агентство является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в установленной сфере деятельности функции по оказанию государственных услуг, по управлению государственным имуществом и правоприменительные функции, за исключением функций по контролю и надзору.
• Судебную систему Российской Федерации составляют:
Конституционный суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, институт мировых судей. Судебная власть осуществляется посредством конституционного, гражданского, административного и уголовного судопроизводства.
В настоящее время, развернутое понятие должностного лица содержится в примечании ст. 285 Уголовного Кодекса Российской федерации "...должностными лицами признаются лица, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющие функции представителя власти либо выполняющие организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях....
Данное определение практически охватывает всех должностных лиц государственных органов РФ, ее субъектов. Однако при использовании данного определения, в какой либо из отраслей права следует учитывать особенности этой отрасли.
Если применять данное определение к описываемому деликту, то круг должностных лиц необходимо значительно сузить. Представляется, что вред, как гражданам, так и юридическим лицам могут причинять изданием неправомерных актов только те должностные лица, которые постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляют организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в отношении лиц, по службе им не подчиненных.
Примером должностного лица могут быть представители власти (министры и их заместители, сотрудники оперативного состава милиции, таможни, санитарно — эпидемиологического надзора и т.п.); лица, осуществляющие организационно-распорядительные или административные функции (руководители государственных учреждений, их заместители и т.п.), а также лица, выполняющие властные функции в порядке исполнения возложенных на них полномочий (общественные контролеры, ревизоры и т.п.).
Под организационно-распорядительными обязанностями понимаются функции по осуществлению руководства трудовым коллективом, участком работы, производственной деятельностью отдельных работников (подбор и расстановка кадров, планирование работы, организация труда подчиненных, поддержание трудовой дисциплины и т.п.). Под административно-хозяйственными обязанностями понимаются полномочия по управлению или распоряжению имуществом.
Не могут рассматриваться в качестве должностных лиц работники государственных предприятий и организаций, выполняющие профессиональные или технические обязанности (инженеры, врачи, прорабы и т.д.).
Должностными лицами по ст. 1069 ГК РФ являются не все работники государственных органов, а только те, которые отнесены к должностным лицам в соответствии с ФЗ РФ "О федеральной гражданской службы Российской Федерации" от 27.07.2004 г. № 79-ФЗ, то есть те, которые наделены полномочиями распорядительного характера по отношению к лицам по службе им не подчиненным. Так, в соответствии со ст. 1 указанного закона, государственные должности — это должности, устанавливаемые Конституцией РФ, федеральными законами для непосредственного исполнения полномочий федеральных государственных органов, и должности, устанавливаемые конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации для непосредственного исполнения полномочий государственных органов субъектов Российской Федерации. Перечень государственных должностей дается в Реестре государственных должностей в Российской Федерации, который утверждается Президентом РФ.
Должностные лица находятся на государственной службе, под которой понимается профессиональная служебная деятельность граждан российской Федерации на должностях государственной гражданской службы Российской Федерации по обеспечению исполнения полномочий государственных органов.
Иными словами речь идет лишь о тех служащих, которых обычно именую представителями власти. Типичными представителями такого рода служащих являются работники милиции, таможни, налоговых органов, судебные приставы-исполнители и т.д.
Следует отметить то, что если вред причинен органами власти и должностными лицами не в сфере властно-административных отношений, а в результате хозяйственной или технической деятельности, ответственность наступает на общих основаниях. Поскольку в соответствии с п. 1 ст. 124 ГК РФ Российская Федерация, субъекты РФ: республики, края, области, города федерального значения, автономная область, автономные округа, а также городские, сельские поселения и другие муниципальные образования выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений — гражданами и юридическими лицами.
Кроме должностных лиц, которые являются государственными служащими, например в органах внутренних дел существует должность как внештатный сотрудник милиции, возникает вопрос, является ли внештатный сотрудник должностным лицом. Для того чтобы ответить на данный вопрос приведем пример из практики:
"Приговором Самарского областного суда внештатный сотрудник отдела по борьбе с экономическими преступлениями Макаренко осужден по пп. "б", "в" ч. 2 ст. 159, п. "б" ч. 4 ст. 290, ч. 1 ст. 286, ч. 1 ст. 325 УК РФ за мошенничество с использованием своего служебного положения, превышение должностных полномочий.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11