Гражданско-правовое положение несовершеннолетних граждан в Российской Федерации

·       дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катаст­роф, стихийных бедствий;

·      дети из семей беженцев и вынужденных пере­селенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

·      дети - жертвы насилия;

·      дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в вос­питательных колониях;

·      дети, находящиеся в специальных учебно-вос­питательных учреждениях;

·      дети, проживающие в малоимущих семьях;

·       дети с отклонениями в поведении;

·      дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и кото­рые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.


Помимо вышеперечисленных, ряд  норм касающихся гражданско-правового положения несовершеннолетних содержится и во многих  других  законодательных актах  РФ.

Например, Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определяет права несовершеннолетних членов семьи военнослужащего на бесплатный проезд к месту проведения отпуска и обратно; получение медицинской помощи в военных лечебных учреждениях и т.д., устанавливает льготы при поступлении военные  образовательные учреждения.

Федеральный Закона от 21 июля 1997 года N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" определяет право  несовершеннолетних граждан на жилые помещения. (14, с. 234)

1.3 Общая характеристика правового статуса несовершенно­летних граждан.

Нормы права, непосредственно посвященные правам несовершен­нолетних детей, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием Семейного кодекса. До этого времени права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей. При этом часто несовершеннолетние в силу недееспособности оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении  пассивных объектов родительской заботы. Включение в Семейный кодекс отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, явилось  шагом на пути преодоления такого подхода.

Основы правового статуса личности в Российской Федерации закреп­лены в главе 2 Конституции России; Законе РФ "О гражданстве Россий­ской Федерации" других законодательных актах Российской Федера­ции и ее субъектов.

В статье 64 Конституции России зафиксирован правовой статус лич­ности, основанный на правах и свободах, утвержденных в главе 2 Конституции. Личный статус выражает индивидуальное существование человека и гражданина в конкретных правоотношениях, в которых он состоит (семейные, трудовые, имущественные и т.д.). Личный статус изменяется в течение человеческой жизни (статус ребенка, трудоспособ­ной личности, инвалида, пенсионера).

Конституция России провозглашает равенство прав и свобод челове­ка и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к обще­ственным объединениям, а также других обстоятельств, запрещает лю­бые формы ограничения граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. (4, с. 11)

Представляется уместным  определить  поня­тийную базу и правовую основу рассматриваемого явления – гражданско-правовой статус несовершеннолетнего гражданина России.

Толковый словарь русского языка определяет объем понятий следующим образом:

· "несовершеннолетний" - не достиг­ший совершеннолетия;

·  "совершеннолетие" - возраст, по достижении которого человек становится дееспособным гражданином;

·  "совершен­нолетний" - достигший совершеннолетия. (30, с.10)

Определение понятия ребенка дается в ст. 1 Конвенции и в п. 1 54 СК. По российскому законодательству ребенком является лицо, не достигшее 18 лет. Признание ребенка полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, в том числе его эмансипация, не влияет, за исключением случаев, указанных в законе, на возможность рассматривать его в качестве ребенка.

Принятый в 1998 году Федеральный Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" устанавливает основные га­рантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Консти­туцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально - экономических условий для реализации прав и законных интересов ре­бенка. (11, с. 5)

Государство признает детство важным этапом жизни человека и ис­ходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патрио­тизма и гражданственности.

Указанный закон впервые определяет важнейшие в рассматриваемой сфере правоотношений понятия. Такие, например, как:  

·      ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);

·      дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации; 

·      дети, оставшиеся без попечения родителей;

·      дети - инвалиды;

·      дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;

·       дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катаст­роф, стихийных бедствий;

·      дети из семей беженцев и вынужденных пере­селенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;

·      дети - жертвы насилия;

·      дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в вос­питательных колониях;

·      дети, находящиеся в специальных учебно-вос­питательных учреждениях;

·      дети, проживающие в малоимущих семьях;

·       дети с отклонениями в поведении;

·      дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и кото­рые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.

Глава 2 Конституции Российской Федерации по сравнению с другими главами имеет особый механизм защиты, поскольку Российская Феде­рация приняла на себя обязательства соблюдать Всеобщую декларацию прав человека, пакты о правах, ряд конвенций, среди которых Конвен­ция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенция о правах ре­бенка.

К признакам, которые обусловливают специальную правосубъект­ность несовершеннолетних граждан России, в первую очередь следует отнести возраст этой категории граждан. С возрастным признаком не­разрывно связаны основные элементы, составляющие правовой статус гражданина: правоспособность и дееспособность. Причем, для того, чтобы с помощью правовых норм обозначить правовой статус несовер­шеннолетнего в совокупности присущих ему прав, обязанностей, осо­бого (с точки зрения охраны его прав и законных интересов государством) положения в обществе, целесообразно использовать категории правоспособности и дееспособности в их административно-правовом и гражданско-правовом понимании.

В соответствии с темой дипломной работы  необходимо  сформулировать юридичес­кую модель правового статуса несовершеннолетнего гражданина, та­кой подход представляется вполне оправданным. К тому же большая часть и прав и обязанностей, приобретаемых несовершеннолетними в гражданско-правовой сфере, как впрочем и в других сферах, регулируе­мых семейным, жилищным и другими отраслями права, реализуются затем непосредственно через взаимодействие с органами исполнитель­ной власти, то есть в сфере, регулируемой нормами административного права. Таким образом, правовое регулирование статуса несовершенно­летнего гражданина осуществляется с помощью разнообразных право­вых средств.

Важно определить место, которое занимают несовершеннолет­ние среди других индивидуальных субъектов гражданско-пра­вовых отношений. Учитывая чрезвычайную социальную значимость проблемы воспи­тания подрастающего поколения, с одной стороны, и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, с другой, представ­ляется, что для обоснования выделения их в качестве категории граж­дан, обладающих специальным административно-правовым статусом, могут быть взяты следующие положения:

1. Неполная правосубъектность несовершеннолетних граждан порож­дает особый характер взаимодействия этой категории с системой ис­полнительной власти, в связи с чем необходим особый процессуальный порядок правового регулирования статуса несовершеннолетних;

2. Невозможность в реальной жизни несовершеннолетними самостоятельно обеспечивать защиту своих прав и законных интересов предпо­лагает наличие государственных гарантий и правового обеспечения этой функции;

3. Участие несовершеннолетних, как специальных субъектов, в боль­шом количестве общественных отношений, регулируемых различными отраслями права, обусловливает необходимость более четкого право­вого регулирования статуса этой категории граждан.

Несмотря на конституционные гарантии прав и свобод для всех граж­дан, независимо от возраста, факты ущемления прав молодежи встре­чаются гораздо чаще, чем по населению в целом. В этой связи представ­ляется не всегда обоснованным курс на децентрализацию правового регулирования обеспечения прав и законных интересов несовершенно­летних путем передачи этих функций полностью в ведение субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, так как сегодняшнее финансовое положение многих из них ставит под угрозу выполнение этой важной социальной задачи.

На современном этапе развития нашего общества защита прав детей должна быть предметом особой заботы государства в лице законода­тельной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления. В органах внутренних дел на учете состоят более 125 тысяч родителей, уклоняющихся от надзора за детьми, их воспитания или причиняющих им вред. В результате увеличилось число детей, ухо­дящих из дома, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, совершающих правонарушения и преступления. (35, с. 18)

В числе многих неблагоприятных факторов, характеризующих нынешнее положение несовершеннолетних, относящихся "к группе повышенного риска" и дающих  наибольшее число безнадзорных детей, следует отметить социально-демографические, психологические и криминальные, способствующие возникновению социальных отклонений в поведении детей и росту их дезадаптации.

Ежегодно из-за разводов около 470 тыс. детей остаются без одного из родителей. Возрастает численность детей, рожденных вне брака (около 23% общей численности всех рожденных).

В 2000 г. по сравнению с 1997 г. на 7,2% возросло число исков о            лишении родительских прав, удовлетворенных судами Российской Федерации, всего 27 640 человек лишены родительских прав.

Приведу пример из судебной практики Островского городского суда Псковской области. (33)

В Островский городской суд поступило исковое заявление по вопросу лишения родительских прав и взыскания  алиментов. Распоряжением  Палкинского района Псковской области от 20.04.2000 г. Акулова О.А. назначена опекуном без назначения опекунского пособия.

Михайлова О.А. нигде не работает, злоупотребляет спиртными напитками. Написала официальный отказ от родительских прав на ребенка. Нередки были случаи, когда маленький ребенок был оставлен  один без присмотра в нетопленом доме, голодный. Михайлова О.А. же появлялась дома через сутки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты