· дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
· дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
· дети - жертвы насилия;
· дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
· дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
· дети, проживающие в малоимущих семьях;
· дети с отклонениями в поведении;
· дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Помимо вышеперечисленных, ряд норм касающихся гражданско-правового положения несовершеннолетних содержится и во многих других законодательных актах РФ.
Например, Федеральный закон от 27 мая 1998 г. N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" определяет права несовершеннолетних членов семьи военнослужащего на бесплатный проезд к месту проведения отпуска и обратно; получение медицинской помощи в военных лечебных учреждениях и т.д., устанавливает льготы при поступлении военные образовательные учреждения.
Федеральный Закона от 21 июля 1997 года N 123-ФЗ "О приватизации государственного имущества и об основах приватизации муниципального имущества в Российской Федерации" определяет право несовершеннолетних граждан на жилые помещения. (14, с. 234)
1.3 Общая характеристика правового статуса несовершеннолетних граждан.
Нормы права, непосредственно посвященные правам несовершеннолетних детей, впервые появились в российском законодательстве лишь с принятием Семейного кодекса. До этого времени права детей рассматривались сквозь призму правоотношений родителей и детей. При этом часто несовершеннолетние в силу недееспособности оказывались не в положении самостоятельных носителей прав, а в положении пассивных объектов родительской заботы. Включение в Семейный кодекс отдельной главы, посвященной правам несовершеннолетних детей, явилось шагом на пути преодоления такого подхода.
Основы правового статуса личности в Российской Федерации закреплены в главе 2 Конституции России; Законе РФ "О гражданстве Российской Федерации" других законодательных актах Российской Федерации и ее субъектов.
В статье 64 Конституции России зафиксирован правовой статус личности, основанный на правах и свободах, утвержденных в главе 2 Конституции. Личный статус выражает индивидуальное существование человека и гражданина в конкретных правоотношениях, в которых он состоит (семейные, трудовые, имущественные и т.д.). Личный статус изменяется в течение человеческой жизни (статус ребенка, трудоспособной личности, инвалида, пенсионера).
Конституция России провозглашает равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств, запрещает любые формы ограничения граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. (4, с. 11)
Представляется уместным определить понятийную базу и правовую основу рассматриваемого явления – гражданско-правовой статус несовершеннолетнего гражданина России.
Толковый словарь русского языка определяет объем понятий следующим образом:
· "несовершеннолетний" - не достигший совершеннолетия;
· "совершеннолетие" - возраст, по достижении которого человек становится дееспособным гражданином;
· "совершеннолетний" - достигший совершеннолетия. (30, с.10)
Определение понятия ребенка дается в ст. 1 Конвенции и в п. 1 54 СК. По российскому законодательству ребенком является лицо, не достигшее 18 лет. Признание ребенка полностью дееспособным до достижения совершеннолетия, в том числе его эмансипация, не влияет, за исключением случаев, указанных в законе, на возможность рассматривать его в качестве ребенка.
Принятый в 1998 году Федеральный Закон "Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации" устанавливает основные гарантии прав и законных интересов ребенка, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, в целях создания правовых, социально - экономических условий для реализации прав и законных интересов ребенка. (11, с. 5)
Государство признает детство важным этапом жизни человека и исходит из принципов приоритетности подготовки детей к полноценной жизни в обществе, развития у них общественно значимой и творческой активности, воспитания в них высоких нравственных качеств, патриотизма и гражданственности.
Указанный закон впервые определяет важнейшие в рассматриваемой сфере правоотношений понятия. Такие, например, как:
· ребенок - лицо до достижения им возраста 18 лет (совершеннолетия);
· дети, находящиеся в трудной жизненной ситуации;
· дети, оставшиеся без попечения родителей;
· дети - инвалиды;
· дети, имеющие недостатки в психическом и (или) физическом развитии;
· дети - жертвы вооруженных и межнациональных конфликтов, экологических и техногенных катастроф, стихийных бедствий;
· дети из семей беженцев и вынужденных переселенцев; дети, оказавшиеся в экстремальных условиях;
· дети - жертвы насилия;
· дети, отбывающие наказание в виде лишения свободы в воспитательных колониях;
· дети, находящиеся в специальных учебно-воспитательных учреждениях;
· дети, проживающие в малоимущих семьях;
· дети с отклонениями в поведении;
· дети, жизнедеятельность которых объективно нарушена в результате сложившихся обстоятельств и которые не могут преодолеть данные обстоятельства самостоятельно или с помощью семьи.
Глава 2 Конституции Российской Федерации по сравнению с другими главами имеет особый механизм защиты, поскольку Российская Федерация приняла на себя обязательства соблюдать Всеобщую декларацию прав человека, пакты о правах, ряд конвенций, среди которых Конвенция против пыток и других жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения и наказания, Конвенция о правах ребенка.
К признакам, которые обусловливают специальную правосубъектность несовершеннолетних граждан России, в первую очередь следует отнести возраст этой категории граждан. С возрастным признаком неразрывно связаны основные элементы, составляющие правовой статус гражданина: правоспособность и дееспособность. Причем, для того, чтобы с помощью правовых норм обозначить правовой статус несовершеннолетнего в совокупности присущих ему прав, обязанностей, особого (с точки зрения охраны его прав и законных интересов государством) положения в обществе, целесообразно использовать категории правоспособности и дееспособности в их административно-правовом и гражданско-правовом понимании.
В соответствии с темой дипломной работы необходимо сформулировать юридическую модель правового статуса несовершеннолетнего гражданина, такой подход представляется вполне оправданным. К тому же большая часть и прав и обязанностей, приобретаемых несовершеннолетними в гражданско-правовой сфере, как впрочем и в других сферах, регулируемых семейным, жилищным и другими отраслями права, реализуются затем непосредственно через взаимодействие с органами исполнительной власти, то есть в сфере, регулируемой нормами административного права. Таким образом, правовое регулирование статуса несовершеннолетнего гражданина осуществляется с помощью разнообразных правовых средств.
Важно определить место, которое занимают несовершеннолетние среди других индивидуальных субъектов гражданско-правовых отношений. Учитывая чрезвычайную социальную значимость проблемы воспитания подрастающего поколения, с одной стороны, и защиты прав и законных интересов несовершеннолетних граждан, с другой, представляется, что для обоснования выделения их в качестве категории граждан, обладающих специальным административно-правовым статусом, могут быть взяты следующие положения:
1. Неполная правосубъектность несовершеннолетних граждан порождает особый характер взаимодействия этой категории с системой исполнительной власти, в связи с чем необходим особый процессуальный порядок правового регулирования статуса несовершеннолетних;
2. Невозможность в реальной жизни несовершеннолетними самостоятельно обеспечивать защиту своих прав и законных интересов предполагает наличие государственных гарантий и правового обеспечения этой функции;
3. Участие несовершеннолетних, как специальных субъектов, в большом количестве общественных отношений, регулируемых различными отраслями права, обусловливает необходимость более четкого правового регулирования статуса этой категории граждан.
Несмотря на конституционные гарантии прав и свобод для всех граждан, независимо от возраста, факты ущемления прав молодежи встречаются гораздо чаще, чем по населению в целом. В этой связи представляется не всегда обоснованным курс на децентрализацию правового регулирования обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних путем передачи этих функций полностью в ведение субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, так как сегодняшнее финансовое положение многих из них ставит под угрозу выполнение этой важной социальной задачи.
На современном этапе развития нашего общества защита прав детей должна быть предметом особой заботы государства в лице законодательной, исполнительной и судебной власти, а также органов местного самоуправления. В органах внутренних дел на учете состоят более 125 тысяч родителей, уклоняющихся от надзора за детьми, их воспитания или причиняющих им вред. В результате увеличилось число детей, уходящих из дома, занимающихся бродяжничеством, попрошайничеством, совершающих правонарушения и преступления. (35, с. 18)
В числе многих неблагоприятных факторов, характеризующих нынешнее положение несовершеннолетних, относящихся "к группе повышенного риска" и дающих наибольшее число безнадзорных детей, следует отметить социально-демографические, психологические и криминальные, способствующие возникновению социальных отклонений в поведении детей и росту их дезадаптации.
Ежегодно из-за разводов около 470 тыс. детей остаются без одного из родителей. Возрастает численность детей, рожденных вне брака (около 23% общей численности всех рожденных).
В 2000 г. по сравнению с 1997 г. на 7,2% возросло число исков о лишении родительских прав, удовлетворенных судами Российской Федерации, всего 27 640 человек лишены родительских прав.
Приведу пример из судебной практики Островского городского суда Псковской области. (33)
В Островский городской суд поступило исковое заявление по вопросу лишения родительских прав и взыскания алиментов. Распоряжением Палкинского района Псковской области от 20.04.2000 г. Акулова О.А. назначена опекуном без назначения опекунского пособия.
Михайлова О.А. нигде не работает, злоупотребляет спиртными напитками. Написала официальный отказ от родительских прав на ребенка. Нередки были случаи, когда маленький ребенок был оставлен один без присмотра в нетопленом доме, голодный. Михайлова О.А. же появлялась дома через сутки.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10