Родители, усыновители или опекуны отвечают за ненадлежащее воспитание, в том числе и за ненадлежащий надзор за малолетними. Соответствующие учреждения несут ответственность за вред, который ребенок причинил в то время, когда находился под надзором этого учреждения.
Объем дееспособности несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет (за исключением тех, которые приобрели полную дееспособность до наступления совершеннолетия), ограничен в меньшей степени, чем объем дееспособности малолетних (ст. 26 ГК РФ). Несовершеннолетние этой группы вправе сами совершать сделки, получив на это согласие своих законных представителей (родителей, усыновителей или попечителей).
Новым Гражданским Кодексом расширен круг сделок, которые несовершеннолетние в возрасте от 14 до 18 лет вправе совершать самостоятельно: это все те сделки, которые разрешено совершать малолетним в возрасте от 6 до 14 лет. Кроме того, несовершеннолетние могут самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией/иными доходами, осуществлять авторские права (получить патент, заключить договор на издание своего произведения и т.д.), вносить вклады в кредитные учреждения и распоряжаться ими.
При наличии достаточных оснований, несовершеннолетний в возрасте от 14 до 18 лет может быть ограничен или лишен права самостоятельно распоряжаться своим заработком, стипендией или иными доходами и имеет право делать это лишь с согласия своих законных представителей. Необходимость такого ограничения может быть вызвана различными причинами: неразумная трата средств, расточительство, увлечение азартными играми и т.п. Это может сделать суд по ходатайству родителей, усыновителей или попечителей, либо органов опеки и попечительства. Ограничение дееспособности несовершеннолетнего по названных основаниям производится судом в порядке, установленном гл. 29 ГПК РФ.
Если попытаться вычленить из всего объема общественных отношений, регулируемых правом, лишь те, участниками которых являются несовершеннолетние граждане, то, при всем их многообразии, видны, тем не менее, наиболее значимые из них.
Эти отношения можно было бы классифицировать следующим образом:
1. Отношения, возникающие в связи с рождением ребенка, возникновением родительских прав и обязанностей по его воспитанию, необходимостью оказания на этом этапе социальной и медицинской помощи со стороны государства в лице органов исполнительной власти, а также органами местного самоуправления семье, детским учреждениям (в том числе бесплатное медицинское обслуживание).
2. Отношения, возникающие по поводу осуществления несовершеннолетним права на начальное и среднее общее образование, отдых, пользование достижениями культуры, науки и т.д.
3. Общественные отношения, складывающиеся в ходе дальнейшей социализации несовершеннолетнего: трудоустройство, трудовая деятельность, поступление в учебное заведение, учеба.
4. Отношения, возникающие по поводу нарушения несовершеннолетним правовых норм и запретов (нарушение норм уголовного, административного, трудового права).
Учитывая неполную правосубъектность несовершеннолетних граждан, даже в первом приближении очевидна необходимость гарантированной защиты их прав в процессе участия в каждой из перечисленных групп общественных отношений.
Следует заметить, что, особенно в раннем возрасте, защита прав и законных интересов детей возложена на родителей или лиц, их заменяющих. Однако на сегодняшний день в российском обществе сложилась ситуация, когда родители не всегда могут, в силу объективных причин, а в ряде случаев не желают (отказываются) защищать права несовершеннолетнего, а зачастую и выполнять родительские обязанности.
2. 2. Проблема эмансипации.
Эмансипация. Введение этого института настоятельно диктовалось реалиями рыночной экономики. Нередки случаи, когда лица, достигшие 16 лет и работающие в коммерческих структурах (кооперативах, СП, АО и т.д.), получают значительно более высокие доходы, нежели их родители. Подобная деятельность нередко связана с заключением сделок, которые вряд ли можно отнести к "мелким бытовым". Значит, требуется письменное согласие законных представителей несовершеннолетнего (ст. 26 ГК), что технически затруднено или вовсе невозможно. Иначе говоря, нормальные условия рыночного оборота могут быть нарушены. В силу этих причин ст. 27 ГК допускает эмансипацию лиц, достигших 16 лет и работающих по трудовому договору (контракту), т.е. на условиях, предусмотренных в ст. 15-18 КЗоТ. При этом требуется, по общему правилу, согласие родителей, усыновителей, попечителя. Однако если 16-летний выполняет работу по договору подряда, поручения, комиссии, то права на эмансипацию у него не возникает, т.к. не возникают при этом трудовые отношения. (5, с. 63)
Согласие родителей, усыновителей или попечителя требуется как на занятие 16-летним гражданином предпринимательской деятельностью, так и для эмансипации. Иначе говоря, если согласие на занятие предпринимательством было получено в установленном законом порядке (ст. 26 ГК), то 16-летний гражданин не считается автоматически получившим согласие и на эмансипацию. Форма согласия ст. 27 не определена. Таким образом, оно может быть выражено и в устной форме, например в ходе рассмотрения вопроса об эмансипации.
Ходатайство об эмансипации может быть подано в орган опеки и попечительства как гражданином, достигшим 16 лет, так и его законными представителями. Если же родители (усыновители, попечитель) несовершеннолетнего не дают согласия на эмансипацию, то он вправе сам просить суд принять решение о его эмансипации. С момента вступления решения органа опеки, суда в силу достигший 16 лет становится полностью дееспособным гражданином.
Пленум Верховного суда РФ в п.16 постановлении от 1.06.1996 года № 6/8 "О некоторых вопросах, связанных с применением части первой ГК РФ" определил, что при рассмотрении гражданского дела, одной из сторон которой является несовершеннолетний, объявленный в соответствии со ст. 27 ГК эмансипированным, необходимо учитывать, что такой несовершеннолетний обладает в полном объеме гражданскими правами и несет обязанности ( том числе самостоятельно отвечает по обязательствам, возникшим вследствие причинения им вреда), за исключением тех прав и обязанностей, для приобретения которых федеральным законом установлен возрастной ценз (например, ст.13 ФЗ РФ "Об оружии", ст. 19 закона РФ "О воинской обязанности и военной службе")
Различают две группы правовых последствий эмансипации.
Первая группа сдержит в себе положения, свидетельствующие об изменении в правовом статусе несовершеннолетнего лица. Основным последствием является возможность несовершеннолетнего совершать сделки без письменного согласия его законных представителей. Из этого следует другое последствие эмансипации: как указывает закон, данные лица не несут никакой ответственности по обязательствам эмансипированного. Это положение закона со всей очевидностью еще раз указывает на то, что эмансипация должна пониматься как мера исключительная. Ее не следует применять широко, поскольку, не каждый совершеннолетний обладает необходимыми для нее предпосылками.
Вторая группа последствий эмансипации связана не с приобретением эмансипированным лицом дееспособности в полном объеме, а с сохранением за ним статуса несовершеннолетнего. Так, эмансипированный несовершеннолетний не может быть назначен опекуном или попечителем (ст.35, ГК). Также он не вправе усыновить ребенка.
Следует отметить, что объявление несовершеннолетнего эмансипированным не влечет изменения его статуса в трудовом правоотношении. Согласно ст.134 К ЗоТ несовершеннолетние в трудовых отношениях приравниваются в правах к совершеннолетним, а в области охраны труда, рабочего времени, отпусков и т.д. пользуются установленными законом льготами.
С.Буткина делает вывод о том, что с эмансипацией связаны изменения лишь в отдельных гражданских и семейных правоотношениях. В остальном лицо продолжает оставаться ребенком и обладает всеми связанными с этим правами, в частности не его правовой статус распространяются нормы ФЗ "Об основных гарантиях прав ребенка в российской Федерации". (19, с. 37)
Из всего изложенного можно сделать вывод о том, что нормы института эмансипации недостаточны для урегулирования всех возникающих проблем и, кроме того, далеко не совершенны.
2. 3. Семейное законодательство РФ о проблеме основных прав несовершеннолетних.
Право ребенка на имя, фамилию и отчество. Право ребенка выражать свое мнение. Каждый ребенок в соответствии с Конвенцией имеет право на сохранение своей индивидуальности (ст. 8). Индивидуализирующими признаками являются имя, фамилия, гражданство, семейные связи.
Право ребенка на имя закреплено в ст. 58 СК. Имя ребенку дается по соглашению между родителями (п. 2 ст. 18 Закона «Об актах гражданского состояния»). При этом родители могут дать ребенку любое имя, какое они пожелают. Отчество ребенка определяется именем отца.
Однако новое семейное законодательство относит решение вопроса о присвоении ребенку отчества к компетенции субъектов Российской Федерации. Дело в том, что не все народы, населяющие Россию, имеют традицию именовать людей не только по имени, но и по отчеству. В советский период отчества были искусственно навязаны многим из них. В настоящее время субъекты Российской Федерации имеют право установить, что присвоение отчества на их территории необязательно и может осуществляться по желанию лиц, регистрирующих ребенка, если это соответствует их национальным традициям. (19, с.188)
Фамилия ребенка определяется фамилией родителей. Если родители носят разные фамилии, то вопрос о фамилии ребенку решается по соглашению между ними. Если родители не могут прийти к соглашению относительно выбора имени или фамилии ребенка, имя и фамилия ребенка записываются по указанию органа опеки и попечительства (п. 3 ст. 18 Закона «Об актах гражданского состояния»).
Однако эти органы сами могут оказаться в затруднительном положении. Лишь в некоторых случаях предпочтение одного из родителей имеет какое-либо объективное основание. Например, другой родитель хочет дать ребенку редкое и странное имя, что в дальнейшем может создать для ребенка трудности, особенно в детском коллективе. Если же каждый из них хочет, например, дать ребенку имя своего отца, органу опеки и попечительства, по-видимому, не останется ничего другого, как кинуть жребий.
Если отцовство в отношении ребенка не было установлено, имя ребенку дается по указанию матери, отчество присваивается по имени лица, записанного по указанию матери в качестве отца, а фамилия — по фамилии матери. Если мать ребенка, не состоящая в браке с его отцом, отказалась от внесения в свидетельство о рождении ребенка сведений о его отце, отчество ребенка записывается по указанию матери (п. 5 ст. 18 Закона «Об актах гражданского состояния»).
Родители вправе изменить имя или фамилию ребенка только до достижения им 16-летнего возраста. По достижении 16 лет лишь сам ребенок может в обычном порядке, предусмотренном для изменения имени или фамилии, ходатайствовать об их изменении. Если ребенку еще не исполнилось 16 лет, родители вправе по взаимному согласию обратиться в органы опеки и попечительства с просьбой об изменении ребенку имени или об изменении его фамилии на фамилию другого родителя. Орган опеки и попечительства разрешает вопрос исходя из интересов ребенка.
В случае, когда родители ребенка прекратили совместную жизнь, родитель, с которым проживает ребенок, вправе просить органы опеки и попечительства присвоить ему свою фамилию. Орган опеки и попечительства выясняет мнение другого родителя по этому поводу, взвешивает доводы обеих сторон и принимает решение, которое в наибольшей степени соответствует интересам ребенка. Учет мнения второго родителя необязателен, если невозможно установить место его нахождения, если он лишен родительских прав, признан недееспособным, а если он без уважительных причин уклоняется от воспитания и содержания ребенка.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10