Гражданское общество и политический режим

Так, право граждан на объединение закреплено в ст.30 Конституции РФ. Как видно, право на объединение, по сути, есть право на свободный и самостоятельный выбор гражданами любых форм негосударственной деятельности, не противоречащих требованиям закона. Такие объединения - необходимый составной элемент гражданского общества. В рассматриваемом плане отметим и то, что гражданское общество возможно в условиях, когда экономическая система построена на правовых началах. Рынок возможен только при наличии свободных субъектов - собственников имущества. А это значит, что каждый из них должен быть защищен и гарантирован как от неправового влияния государства, так и от диктата поставщика. В этом также проявляется единство гражданского общества и государственно-правового регулирования общественных отношений.

Единство гражданского общества и государства видится и в том, что оно обеспечивает условия для самовыражения и свободы человека, его инициативы, предпринимательства и т.д. Заметим, в Конституции РФ закреплены многообразие форм собственности, включая частную, многопартийность, политический плюрализм, широкие экономические, политические и личные права и свободы человека и гражданина. Это говорит о том, что в новых условиях у российских граждан есть правовые возможности, позволяющие им не только осознать себя субъектами гражданского общества, но и реализовать свои личные и коллективные интересы.

Единство гражданского общества и правового государства обнаруживается также и в том, что они формируются одновременно.

Гражданское общество многогранно. Здесь сколько людей и объединений, столько и интересов и способов их представления. Правовое государство едино, олицетворяет собой "становой хребет" и одновременно форму ("обруч") общества. В государстве важен момент общего интереса (или интегрированного интереса) и воли большинства граждан. Если "убрать" правовое государство, то и общество "развалится" на конкурирующие и борющиеся между собой части. Без правового государства общественные объединения, как структурные элементы гражданского общества, могут растрачивать свою энергию на выяснение отношений, бесконечные споры, столкновения. Наконец, единство рассматриваемых социальных и государственно-правовых явлений находит свое выражение в демократическом политическом режиме. Содержание такого режима составляют цивилизованные приемы, способы осуществления государственной власти и предоставляемая гражданам мера их свободы, активного участия в политической, экономической, социально-культурной и иных областях жизни общества.

Различия гражданского общества государства заключены в их структуре, специфических функциях. Правовое государство - это организация публичной власти, обеспечивающая, "обслуживающая" гражданское общество. В этом смысле можно сказать о государстве как форме гражданского общества.

Таким образом, сущностная черта гражданского общества - существование в его рамках различных социальных сил, общественных образований. Главным действующим лицом такого общества является человек со всей его системой потребностей и интересов.

Одно из отличий государства от гражданского общества состоит в его способности принимать законы и другие нормативно-правовые акты и возможности применять меры государственного принуждения на основаниях, предусмотренных законом.

Государство и гражданское общество взаимодействуют друг с другом, образуют определенное единство. Взаимодействие гражданского общества с государством осуществляется и в более конкретных организационно-правовых формах. Это:

1) государственно-правовая регламентация функционирования субъектов гражданского общества, закрепление их конституционно-правового статуса;

2) участие субъектов гражданского общества и прежде всего тех из них, которые составляют политическую систему, в организации и деятельности органов государственной власти;

3) запрет тотального и мелочного вмешательства органов государственной власти и их должностных лиц в законную частную и личную жизнь человека и гражданина;

4) законодательное закрепление обязанности государства по обеспечению экономической, политической и социальной безопасности человека, его прав и свобод, которые в совокупности составляют содержание конституционного статуса личности в Российской Федерации.

Таким образом, правовое государство может формироваться только в органической связи с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование. И поскольку такое общество создается или будет создаваться, в той же степени складывается и правовое государство.


3. Гражданское общество и политический режим


3.1 Понятие политического режима. Классификация политических режимов гражданского общества

Политический режим представляет собой совокупность методов правления и служит одной из важнейших характеристик формы государства. Политический режим относится к функциональным аспектам политической системы общества. При рассмотрении политического режима речь идет о степени политической свободы в обществе, гарантиях прав личности, методах деятельности государственных органов, взаимоотношениях институтов общества и государства.

Выделяют три основных вида политических режимов: демократический, авторитарный и тоталитарный, которые, в свою очередь, можно подразделить на определенные разновидности.

Признаками демократического политического режима являются верховенство представительных органов власти, широкое распространение институтов непосредственной демократии и самоуправления, провозглашение и защита прав и свобод личности, правовой характер государства. Вместе с тем можно различить две разновидности такого режима: демократический политический режим в наиболее развитой форме и ограниченно демократический политический режим.

В настоящее время с демократическим политическим режимом в наиболее развитой форме мы встречаемся в таких странах, как Великобритания, Швеция, Италия, Португалия, Швейцария и др. Ограниченно демократический политический режим сохраняет основные черты, присущие демократии, однако не в полной мере. Так, в США существует демократический политический режим, но до настоящего времени в 12 штатах сохраняет запрет, например, на регистрацию Коммунистической партии в качестве легальной политической партии; сохраняются различные формы расовой дискриминации; не получила достаточной поддержки и не вступила в силу поправка к Конституции, закрепляющая равноправие женщин и мужчин, и т.п. Под предлогом борьбы против терроризма в начале XXI в. в США предприняты законодательные и административные меры, влекущие за собой ограничение некоторых личных прав человека. К странам с ограниченно демократическим режимом можно отнести и ФРГ, где ограничение демократии проявляется, в частности, в практике "запретов на профессии". С 1956 по 1968 г. в этой стране под запретом находилась компартия.

В то же время в условиях демократического политического режима в любом случае главным фактором является активное и достаточно эффективное, во многом определяющее воздействие гражданского общества на деятельность государства, на весь механизм властвования.

Как отмечал Г. В.Ф. Гегель, "одним принципом гражданского общества является конкретное лицо, которое есть для себя как особенная цель, как целостность потребностей и смешение природной необходимости и произвола, но особенное лицо как существенно соотносящееся с другой такой особенностью, так что каждое из них утверждает свою значимость и удовлетворяется только как опосредованное другой особенностью и вместе с тем как всецело опосредованное только формой всеобщности, другим принципом гражданского общества"[7].

Высказанный Гегелем вывод дает нам ключ к правильному пониманию такого явления, как гражданское общество. В связи с этим важным представляется замечание современного итальянского ученого К. Мортати: "Попытка открыть приемлемый путь для восстановления доверительных отношений между отдельным человеком и государством означает акт доверия демократии"[8].

Итак, в условиях демократии в рамках гражданского общества определяются основные цели, которые преследует государство, формулируются принципиальные задачи, которые решает государство. Именно этим характеризуются взаимоотношения гражданского общества и государства при демократическом политическом режиме.

Для авторитарного политического режима характерна в отличие от демократического режима большая независимость государства по отношению к гражданскому обществу.

Гражданское общество сохраняется и стремится влиять на действия государства, но такое влияние ограничено, поскольку государство в условиях такого режима ищет опору не в гражданском обществе, а в самом себе. Государство порождено обществом, но в силу объективных потребностей общества превращается в самостоятельный социальный институт; именно в результате этого государство может оказывать воздействие на общество. Государство самостоятельно и при демократическом политическом режиме, но там оно действует под контролем гражданского общества. Гражданское общество реализует свои интересы через государство, а при авторитарном политическом режиме государство и гражданское общество находятся в постоянном противоборстве.

Признаком авторитарного политического режима выступает существенное ограничение полномочий или полное отсутствие представительных коллегиальных органов власти, преобладание по своей значимости в механизме реализации власти государственных органов, сформированных на основе назначения, по наследственному принципу, в результате выдвижения узкой олигархической группой и т.п., большее или меньшее ограничение прав и свобод граждан.

Авторитарный политический режим можно подразделить на две разновидности; авторитарно-либеральный и реакционно-авторитарный политические режимы. Авторитарно-либеральный политический режим характеризуется стремлением к преобладанию ненасильственных методов управления (хотя это не значит, что от насилия совершенно отказываются, - в случае угрозы правящей группировке насилие применяется самым решительным образом), к учету мнения различных слоев гражданского общества, с тем, чтобы снизить уровень конфронтационности, а также предоставлением гражданам определенных прав и свобод. Однако авторитарно-либеральный режим тем и отличается от демократического, что сроки предоставления и дозировку прав и свобод, степень их гарантированности определяет само государство, а не общество в соответствии со своим уровнем развития, причем государство считает себя вправе ликвидировать предоставленные права и свободы в том случае, когда это покажется ему необходимым.

Реакционно-авторитарный режим стремится опираться, прежде всего, на силу. И если авторитарно-либеральный режим в какой-то мере стимулирует развитие гражданского общества, хотя государство стремится делать это дозировано и под своим неусыпным контролем, то реакционно-авторитарный режим терпит гражданское общество как некое зло, с которым государство справиться полностью не может, хотя и старается поставить его под свой жесткий контроль. Примерами реакционно-авторитарного политического режима служат режимы, существовавшие в Бразилии с 1964 по 1979 г., в Испании с конца 1960-х гг. до смерти Франко, и др. В качестве одной из разновидностей авторитарного режима можно также назвать военные режимы. Их особенностью является то, что к власти полностью приходят военные. Различаются военно-революционные и военно-диктаторские политические режимы. Цели установления этих двух разновидностей военных режимов, как правило, прямо противоположны. Военно-революционные режимы устанавливаются с целью проведения прогрессивных преобразований и развития движения за национальное возрождение, освобождение, за социальную справедливость и т.п. (например, военный режим в Перу с 1968 по 1980 г.). Методы военно-революционных режимов во многом сходны с методами авторитарно-либеральных режимов, в отдельных случаях военно-революционные режимы идут гораздо дальше по пути стимулирования развития гражданского общества. Так, главной целью установления военно-революционного режима в Португалии (существовал с 1974 по 1976 г.) было создание условий для перехода от фашизма к демократии, что и было осуществлено.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты