Гражданское общество и политический режим

Как уже отмечалось, при реакционно-авторитарном, а также военно-диктаторском политическом режиме гражданское общество сохраняет свою самостоятельность и даже активность, несмотря на то, что правящая группировка через государство оказывает на него серьезное воздействие, налагает определенные ограничения, но полностью под свой контроль авторитарными методами поставить не может. Только в условиях тоталитарного политического режима государству удается подчинить себе гражданское общество, практически поглотить его. Государство пронизывает все поры общества, подвергает огосударствлению все стороны его жизнедеятельности. Правда даже при тоталитарном политическом режиме все же сохраняются ростки гражданского общества (примерами чего являются эпизодические индивидуальные акции протеста и различные формы самоорганизации по месту жительства или работы, как то: кружки, клубы, неформальные группы близких по взглядам или интересам людей и т.п.), которые способны прорасти и развиваться, едва сложатся благоприятные для этого условия. Государство пытается уничтожить или поставить под свой контроль и эти зачаточные элементы гражданского общества, однако полностью осуществить это не удается. Именно наличие таких зародышей гражданского общества при тоталитаризме позволяет при ликвидации тоталитарного режима перейти к демократии или авторитаризму, поскольку для этого требуется гражданское общество хотя бы на самых ранних ступенях формирования и развития, а из абсолютной пустоты гражданское общество возникнуть не может.

При тоталитарном режиме создается политическая система особого рода, которая замыкается на личности вождя, поддерживаемого и выдвигаемого некоей олигархической группировкой. Для обеспечения господства над обществом государства, возглавляемого вождем, используется целый комплекс мер и средств. Насилие здесь является не самым главным способом обеспечения власти. Активно применяются методы политического, экономического, идеологического, в том числе пропагандистского, воздействия. Репрессии же являются естественным следствием концентрации власти в руках одного человека, выражающего интересы достаточно узкой олигархической группировки и подчиняющего при помощи государственного и партийного (при наличии политической партии) аппарата все общество. Репрессиям подвергаются, прежде всего, те, кого не удалось подчинить другими способами. При этом благодаря различным как ненасильственным, так и насильственным методам на определенном этапе тоталитарному режиму удается создать довольно массовую социальную опору. Поэтому в условиях этого режима иногда проводят плебисциты и референдумы как доказательство наличия такой массовой опоры.

Признаками тоталитарного политического режима в современных условиях являются сосредоточение власти в течение длительного времени в руках одного человека (хотя возможны перевороты внутри олигархии), установление принудительной, как правило, однопартийной, системы, сращивание государственного аппарата с аппаратом правящей партии, превращение представительных органов и институтов непосредственной демократии в фикцию, огосударствление общественных организаций и всех без исключения средств массовой информации, дифференциация статуса (т.е. наличие разного объема прав и обязанностей) у разных иерархически расположенных групп населения в зависимости от того, какое место в системе властвования занимает данная группа, рассмотрение прав и свобод личности как некое благодеяние со стороны государства, отсутствие гарантий этих прав и свобод, за исключением соизволения самого государства.

Возможность подчинения государством общества (как и возможность противоборства гражданского общества и государства при авторитарном режиме) заключается в относительной самостоятельности государства, хотя оно само порождается объективными процессами, протекающими в обществе. Эволюция общества ведет к подрыву всемогущества государства и в конце концов к краху тоталитарного режима, хотя он не терпит краха сам по себе; для его уничтожения требуется активное противодействие.

В XIX-XX вв. тоталитарные режимы сохранялись в течение более коротких исторических периодов по сравнению со временем существования других политических режимов, поскольку для общества в условиях роста самосознания человека такое состояние противоестественно и устанавливается в результате неординарных обстоятельств. Тоталитарные режимы ведут к застою и деградации общества, тогда как внутренние процессы, протекающие в нем, требуют постоянного развития и, следовательно, ликвидации тоталитарных режимов как главных препятствий на пути развития. И хотя на первых порах после установления тоталитарного режима могут быть определенные успехи в экономической и иных областях, затем неизбежно следуют застой и упадок, что, в принципе, заложено уже в самой его сущности. Примерами тоталитарных режимов XX в. являются фашистские режимы, режимы, установленные в социалистических странах после второй мировой войны по примеру режима, утвердившегося в СССР на рубеже 1920-1930-х гг., причем в них строился антимарксистский социализм, хотя формально провозглашалась приверженность марксизму.


4. Демократическое государство - основная форма реализации полновластия народа


Государственную власть в масштабах Российской Федерации осуществляют Президент РФ, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство РФ и судебные органы. Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти.

В соответствии с конституционным принципом разделения властей представительные органы осуществляют законодательную деятельность, исполнительные органы - управленческую деятельность во всех сферах государственной жизни, судебные органы осуществляют правосудие в государстве.

Российское государство, осуществляя народовластие, делает волю народа общеобязательной путем ее закрепления в нормативно-правовых актах. Ни один другой элемент политической системы, исключая референдум, не наделен правом издания юридически обязательных актов. Конституция России, федеральное законодательство четко разграничивают круг полномочий государственных органов, по которым они могут принимать нормативно-правовые решения, а также устанавливают иерархию актов, издаваемых различными органами. В целях обеспечения действия нормативно-правовых актов, государство создает аппарат принуждения, являющийся составной частью государственного механизма, включающий суды, органы прокуратуры, органы внутренних дел, и уголовно-исправительные учреждения и др.

Большинство граждан исполняют требования законов сознательно и добровольно. Однако в отношении тех, кто не исполняет или исполняет ненадлежащим образом требования правовых норм, государство применяет принуждение, используя для этого принудительный аппарат.

Место государства в реализации полновластия народа определяется его функциями, под которыми понимаются основные, наиболее важные направления деятельности государства. В функциях выражается сущность государства, его роль в решении задач организации жизнедеятельности, в удовлетворении интересов всего населения.

Наличие и содержание функций определяется внутренними и внешними факторами, теми главными задачами, которые стоят перед государством. В зависимости от того, в какой сфере общественной жизни они действуют, функции государства подразделяются на внутренние и внешние.

Внутренними функциями Российского правового демократического государства являются:

1. Экономическая функция Российского государства, которая выражается в разработке, координации, поощрении основных направлений развития экономики страны. Для современного этапа развития России характерно сочетание государственного регулирования и развития рыночных товарных отношений, то есть регулирования экономическими, а не административно-командными методами.

Государственное воздействие на экономику осуществляется через законодательную деятельность Федерального Собрания Российской Федерации в области федерального бюджета; федеральных налогов и сборов; финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии и др. (ст.106 Конституции РФ).

2. Социальная функция государства выражается в деятельности по обеспечению социальной защищенности человека и гражданина. Необходимость этой функции непосредственно вытекает из статьи 7 Конституции РФ, в которой закреплено, что "Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека". В данной статье Конституции РФ по существу определено содержание социальной функции государства. В Российской Федерации, подчеркивается в п.2 ст.7 Конституции РФ, охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты.

3. Функция финансового контроля государства проявляется в учете им доходов, установлении системы налогов и сборов, формировании государственного бюджета и контроля над его исполнением. Государство осуществляет в рамках этой функции финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование и денежную эмиссию.

В осуществлении функции финансового контроля важную роль играет Федеральное Собрание - Парламент Российской Федерации, а также Правительство Российской Федерации. В этих целях образованы Министерство финансов, Государственная налоговая служба, Департамент налоговой полиции, Государственный таможенный комитет и другие федеральные органы исполнительной власти.

4. Функция охраны законности и правопорядка - это деятельность государства, его органов, направленная на обеспечение строгого и точного исполнения требований законодательства всеми физическими и юридическими лицами. Одной из основ конституционного строя Российской Федерации является требование ст.15 Конституции РФ о том, что "органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, граждане и их объединения обязаны соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы".

В реализации этой функции участвуют органы всех ветвей государственной власти. Представительные органы делают это путем законодательной деятельности и контроля. На исполнительно-распорядительные органы возлагается задача непосредственной организации ее осуществления. Так, согласно ст.114 Конституции РФ, Правительство Российской Федерации "осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью".

Для реализации этой конституционной задачи создаются и действуют такие органы исполнительной власти, как Министерство юстиции, Министерство внутренних дел, Федеральная служба контрразведки и др. Особое место в деятельности государства по осуществлению функции охраны законности и правопорядка занимают органы судебной власти и прокуратуры. Так, статья 1 Федерального Закона "О прокуратуре Российской Федерации" в редакции от 17 ноября 1995 года устанавливает, что "Прокуратура Российской Федерации - единая федеральная централизованная система органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов".

5. Экологическая (природоохранительная) функция государства представляет собой совокупность мер по охране и научно обоснованному, рациональному использованию земли и ее недр, водных ресурсов, растительного и животного мира, атмосферного воздуха.

Внешними функциями Российского государства являются:

1. Функция сотрудничества с другими государствами - представляет собой деятельность государства по организации международного экономического сотрудничества; политического сотрудничества, особенно в вопросах войны и мира; культурного и научно-технического сотрудничества; сотрудничества в области использования и охраны окружающей среды. Реализация этой функции осуществляется как на основе национального законодательства, так и международно-правовых договоров и соглашений.

В реализации функции сотрудничества с другими государствами ведущее место занимает Президент, который определяет согласно Конституции Российской Федерации основные направления внешней политики, представляет Российскую Федерацию в международных отношениях; осуществляет руководство внешней политикой, ведет переговоры и подписывает международные договоры Российской Федерации; подписывает ратификационные грамоты, принимает верительные и отзывные грамоты аккредитируемых при нем дипломатических представителей (ст.86 Конституции РФ).

2. Функция обороны страны (защиты Отечества) - представляет собой систему политических, экономических, военных, социальных, правовых и иных мер по обеспечению готовности государства к защите от вооруженного нападения, а также собственно защиты населения, территории и суверенитета Российской Федерации.

Демократическим оно является потому, что признает носителем суверенитета и единственным источником власти многонациональный народ Российской Федерации.

Конституционное определение Российской Федерации как светского государства означает, что государство и религиозные объединения отделены друг от друга. Никакая религия в России, согласно ст.14 Конституции РФ, не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Особое значение для многоконфессиональной страны, каковой является Россия, имеет конституционное закрепление равенства всех религиозных объединений перед законом. Хотя Конституция РФ не закрепляет положение об отделении школы от религии, Закон о свободе вероисповедания от 25 октября 1990 года содержит норму о светском характере государственного образования (ст.9 Закона).


Заключение


Гражданское общество должно способствовать тому, чтобы личность могла наиболее полно раскрыть свою индивидуальность, добилась успехов на каком-либо поприще, получила общественное признание. В настоящее время наше общество не в состоянии создать необходимые условия для того, чтобы каждый индивидуум мог сформировать себя как личность сообразно своим способностям, интересам, потребностям, хотя определенные благоприятные предпосылки для этого есть (возможность выражать свое мнение о конкретных государственно-правовых решениях, возможность стать единоличным или коллективным собственником промышленного предприятия, оборудования, сырья, предприятий торговли и т.д.).

Гражданское общество - это система самостоятельных и независимых от государства общественных институтов и отношений, которые призваны способствовать реализации интересов индивидов и коллективов. Эти интересы и потребности выражаются и осуществляются через такие институты гражданского общества, как семья, церковь, система образования, научные, профессиональные объединения, организации, ассоциации, осуществляющие свою деятельность на основе реального самоуправления (территориальные, производственные, просто по интересам). Имеются в виду объединения, созданные "снизу", а не по указке вышестоящих органов; политические партии, функционирующие на основе соглашения (консенсуса) с другими институтами гражданского общества. Во всех случаях речь идет о структурах, основанных на единстве интересов и осуществляющих свою деятельность на основе горизонтальных связей. Правовое государство может формироваться только в органической связи с гражданским обществом, обеспечивая его функционирование. И поскольку такое общество создается или будет создаваться, в той же степени складывается и правовое государство.


Список литературы


1.     Большой юридический словарь. М., 2008.

2.     Гегель Г. Философия права. М., 1990.

3.     Гражданское общество в России: западная парадигма и российская реальность. М., 2006.

4.     Гражданское общество и перспективы демократии в России. М., 2004.

5.     Гражданское общество и правовое государство: предпосылки формирования / Отв. ред. Г.Н. Маков. М., 1991.

6.     Дж. Локк. Избранные философские произведения: В 2 т. - М.: Наука, 1980.

7.     Исследования теоретических проблем правового государства. М., 1996.

8.     Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. М 1994. Т.1. С.95.

9.     Конституционное право зарубежных стран: учебник - М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.

10. Лазарев Б.М. Что такое правовое государство. М., 1990.

11. Леушин В.И., Перевалов ВД. Гражданское общество и правовое государство, 2003.

12. Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения.2-е изд. М., 1989

13. Мартышин О.В. Несколько тезисов о перспективах правового государства в России // Государство и право. 1996. № 5.

14. Омельченко ОА. Идея правового государства: истоки, перспективы, тупики. М., 1994.

15. Скакун О.Ф. Теория правового государства в дореволюционной России // Советское государство и право. 1990. № 2.

16. Социалистическое правовое государство. Проблемы и суждения / Под ред. ВЛ. Казимирчука, М.М. Славина, Б.Н. Топорнина. М., 1989.

17. Социалистическое правовое государство: концепция и пути реализации / Отв. ред. B. C. Нерсесянц. М., 1990.

18. Теория государства и права: Учебник / Под ред. В.К. Бабаева. - М., 2006.

19. Федоров В.П. Истоки идей правового государства. Владивосток, 1994.



[1] Аристотель. Сочинения: В 4 т. М., 1983. Т. 4. С. 63

[2] Кант И. Идея всеобщей истории во всемирно-гражданском плане. М 1994. Т. 1. С. 95.

[3] Дж. Локк.  Избранные философские произведения: В 2 т. - М.: Наука, 1980.

[4] Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 227.

[5] Маркс К. и Энгельс Ф. Сочинения. 2-е изд. М., 1989.

[6] Большой юридический словарь. М., 2008.

[7] Гегель Г. Философия права. М., 1990. С. 227.

[8] Конституционное право зарубежных стран: учебник – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2007.


Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты