Гражданское право

54 Право Общей собственности. ГП признаёт возможность права собственности нескольких лиц на одно имущество. В зависимости от формы объединения этих лиц такая собственность м.б общей и коллективной Общая делится на долевую и совместную. Право общей с – право нескольких лиц владеть, пользоваться и распоряжаться общим имууществом на основе их единого волеизъявления. Об долевая с-ть – может создаваться на основании совместного изготовления вещи совместного её приобретения по сделке и по другим основаниям не запрещённым законом. Общая собственность возникает в случаях предусмотрен законом (с-ть супругов) Общая совместная собственность имеет особенность в том, что доли собственников признаются равными, независимо от вклада отдельных собственников в такую общую

собственность. Так, при общей собственности супругов один из них может не вкладывать средств в общую собственность. При ведении крестьянского хозяйства на праве общей совместной собственности доли собственников равны независимо

от того, что один всю жизнь приумножал эту собственность, а другой к моменту ее раздела только родился и т.д. Режим общей совместной собственности обычно не допускает наследования, пока остается хотя бы один из собственников. Следующая особенность общей совместной собственности состоит в том, что владение, пользование и распоряжение общей собственностью может осуществляться любым из

собственников. При этом согласие других на действия первого предполагается. Из этого следует, что виндикация собственником общего имущества из чужого добросовестного владения возможна, если он (собственник) докажет, что отчуждение имело место против его воли. При разделе общей совместной собственности увеличение доли одного из собственников в денежном выражении за

счет доли другого возможно только по основаниям, предусмотренным законом. Раздел в натуре при этом производится с учетом идеально доли в имуществе, а также таких критериев, как главная вещь и принадлежность, делимых и неделимых вещей, порядка пользования имуществом и др.























11МЕСТО ЖИТЕЛЬСТВА. АКТЫ ГРАЖДАНСКОГО

СОСТОЯНИЯ 

По гражданскому законодательству местом жительства признается место, где гражданин постоянно или преимущественно проживает. Это место должно определяться с достаточной точностью (с указанием не только населенного пункта, но и улицы, номера дома и квартиры, где гражданин проживает).

Постоянное проживание не означает обязательно длительное проживание. Например, молодой специалист, приехавший по окончании вуза на работу в определенный населенный пункт, имеет местом жительства данный населенный пункт, а не город, где живут его родители.

Геологи, моряки и представители некоторых других профессий значительную часть жизни проводят в экспедициях, плавании и т.п. Местом их жительства признается то место, куда они постоянно возвращаются.

Каждый гражданин одновременно может иметь только одно место жительства.

Свобода выбора места жительства входит в содержание гражданской правоспособности, это важнейшее право человека, предусмотренное международными соглашениями. Граждане в возрасте от 15 лет и страше избирают место жительства по своему усмотрению.

Для лиц, не достигших 15 лет, место жительства определено самим законом - местом жительства их родителей (усыновителей). В случае проживания родителей (усыновителей) в разных местах местом жительства их детей в возрасте до 15 лет признается место жительства того из родителей (усыновителей), кому дети переданы на воспитание.

По закону место жительства граждан, находящихся под опекой, признается место жительства их опекунов.

Место жительства имеет существенное значение для осуществления и защиты прав граждан.Так, по месту жительства гражданина решается вопрос о постановке его на учет в исполком местного органа власти для улучшения жилищных условий (возможно обращение с этой целью и по месту работы). Местом открытия наследства признается последнее место жительства наследодателя. По месту жительства регистрируются акты гражданского состояния, устанавливается опека и попечительство, предъявляются иски и т.д.


12 БЕЗВЕСТНОЕ ОТСУТСТВИЕ ГРАЖДАНИНА

И ОБЪЯВЛЕНИЕ ЕГО УМЕРШИМ 

Безвестное отсутствие - удостоверенный в судебном порядке факт длительного отсутствия гражданина в месте его постоянного пребывания.

В соответствии с действующим законодательством гражданин может быть признан судом безвестно отсутствующим, если в течение одного года в месте, где он постоянно проживает, нет сведений о месте его пребывания. Заявление о признании гражданина безвестно отсутствующим подается в суд по месту жительства заявителя.

Годичный срок, необходимый для признания гражданина безвестно отсутсвующим, начинает течь со дня получения последних сведений о месте его пребывания. Если установить этот день невозможно, началом безвестного отсутствия считается первое число месяца, следующего за тем, в котором были получены последние сведения об отсутствующем, а при невозможности установить этот месяц — первое января следующего года.

Признание гражданина безвестно отсутствующим влечет определенные правовые последствия. Над его имуществом (по решению суда) устанавливается опека. Из этого имущества выдается содержание лицам, которых безвестно отсутствущий по закону обязан был содержать. Из этого имущества также погашается задолженность по другим обязательствам безвестно отсутствующего.

Иждивенцы безвестно отсутствующего приобретают право на получение пенсии по случаю потери кормильца.

Супруг безвестно отсутствующего имеет право на расторжение брака в упрощенном порядке через органы загса.

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, признанного безвестно отсутствующим, суд отменяет решение о призании его безвестно отсутствующим. Одновременно с этим отменяется опека над имуществом этого

гражданина и прекращаются другие правовые основания, возникшие из факта признания гражданина безвестно отсутствующим (например, прекращается выплата иждивенцам

пенсии по случаю потери кормильца).

Отсутствующий может быть в судебном порядке объявлен умершим, если в месте его постоянного жительства нет сведений о месте его пребывания в течение трех лет. Этот срок исчисляется по тем же правилам, что и годичный срок для признания гражданина безвестно отсутствующим.

Для объявления гражданина умершим не требуется, чтобы предварительно он был признан безвестно отсутствующим.

Днем смерти гражданина, объявленного умершим ,считается день вступления в законную силу соответствующего решения суда. В случае объявления умершим гражданина ,пропавшего без вести при обстоятельствах, угрожавших смертью или дающих основание предполагать его гибель от несчастного случая, суд может признать днем смерти этого гражданина день его предполагаемой гибели (например, день гибели самолета).

В случае явки или обнаружения места пребывания гражданина, объявленного умершим, решение, вынесенное в отношении этого гражданина, отменяется судом. Новое решение суда является основанием для аннулирования записи о смерти гражданина в органах загса.

         13Актами гражданского состояния являются юридические факты (действия или события), которые согласно закону подлежат регистрации в органах загса. Это - факты рождения, смерти, заключения и расторжения брака, усыновления, установления отцовства, перемены имени, отчества и фамилии.

С актами гражданского состояния закон связывает и прекращение семейных, имущественных и иных прав и обязанностей. Например, с фактом рождения связывается возникновение гражданской правоспособности, происхождение ребенка от определенных родителей, возникновение права на имя и т.д.

В городах и районных центрах регистрация актов гражданского состояния производится отделами загса, а также в поселковых и сельских исполкомах.

При регистрации актов гражданского состояния должны быть представлены документы, подтверждающие факты, которые подлежат регистрации, а также документы, удостоверяющие личность заявителя.

О совершении записи актов гражданского состояния заявителю выдается соответствующее свидетельство (свидетельство о рождении, браке и т.д.).


14ГОСУДАРСТВО КАК СИСТЕМА СУБЪЕКТОВ

ГРАЖДАНСКОГО ПРАВА  

Государство участвует в гражданских правоотношениях и как унитарный моносубъект, и в лице отдельных органов и лиц. Последние являются либо представителями государства, либо наделяются самостоятельными имущественными правами.

Так, представителем Республики Беларусь в гражданских правоотношениях может быть Совет Министров Республики Беларусь, Министерство финансов Республики Беларусь и др.

Но эти же органы могут выступать в гражданских правоотношениях и на основе облагаемых самостоятельных имущественных прав. Министерство финансов Республики Беларусь и его местные органы являются только представителем государства по вопросам владения, пользования и распоряжения казной. Оно представляет интересы государства по обязательствам из причиненного вреда, по спорам, связанным с конфискацией имущества, его арестом, описью и т.д. Здесь государство выступает унитарным субъектом.

Но это же министерство как юридическое лицо может заключать сделки от своего имени и нести по ним самостоятельную имущественную ответственность (например, покупка канцелярских принадлежностей и другого имущества для осуществления своих функций).

Государство в гражданских правоотношениях представляют, как правило, бюджетные учреждения. А по специальному поручению его могут представлять самостоятельные коммерческие предприятия и организации, а также организации смешанного характера, граждане.

Особенностью ответственности бюджетных учреждений и организаций является то, что они отвечают за причиненный вред только оборотными средствами и приравненными к ним. При недостаточности имущества бюджетной организации вред может компенсироваться потерпевшему из бюджетных источников (статья 34 Гражданского кодекса Республики Беларусь).

На уровне административно-территориальных образований государство представляют соответствующие Советы депутатов и исполнительные комитеты. Они также могут быть как представителями соответствующего административно - территориального образования, так и самостоятельными носителями гражданских прав и обязанностей как юридические лица.

15

Таким образом, объективно существующие объединения и выделенное имущество для удобства имущественных отношений были оформлены правом в качестве конструкции право —— и обязанности — несущего субъекта, получившей название "юридическое лицо".

Практическое применение конструкции "юридическое лицо" очень обширно, вследствие чего данная конструкция встречается в любом законодательстве (в том числе и в правовой системе Республики Беларусь), являясь одним из основных его элементов.

Какие же признаки необходимы для того, чтобы то или иное объединение лиц или имущества либо выделенное лицом имущество было признано юридическим лицом?

В качестве основного объективного признака, отличающего такое объединение (либо выделенное имущество) от другого до момента, когда государство придаст этому объединению (имуществу) статус юридического лица, выступает направленность воли создателей (учредителей) объединения (лица, выделяющего имущество) на установление такого положения, при котором объединение (имущество) имеет самостоятельную судьбу, отличную от судьбы его создателей (участников). Если такая воля присутствует у создателей объединения (лица, выделяющего имущество), то, используя законоуложения, государство придает такому объединению (имуществу) статус юридического лица (если таковой воли нет, то объединение (имущество) не становится новым самостоятельным субъектом права).

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты