28. Понятие и виды некоммерческих организаций
Некоммерческой организацией является организация, не имеющая в качестве основной цели своей деятельности извлечение прибыли и не распределяющая полученную прибыль между участниками. Некоммерческие организации могут создаваться для достижения социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и управленческих целей, в целях охраны здоровья граждан, развития физической культуры и спорта, удовлетворения духовных и иных нематериальных потребностей граждан, защиты прав, законных интересов граждан и организаций, разрешения споров и конфликтов, оказания юридической помощи, а также в иных целях, направленных на достижение общественных благ. 1. Религиозные организации. Объединение граждан, имеющее основной целью совместное исповедание и распространение веры и обладающее соответствующими этим целям признаками. 2. Фонды. Неком. организация, основанная для достижения общественно полезных целей путем использования имущества, переданного в ее собственность учредителями. 3. Учреждение-организация созданная собственником для управленческих, социально культурных или иных функций некоммер. характера и финансируемая им полностью или частично. 4. Потребит. кооп- добровольное объединение граждан и юридических лиц на основе членства с целью осуществляемое путем объединения его членами имущественных паевых взносов.
5. Объединения юр. лиц– неком. Орг-ция, образованная неск. Юр. лицами для ведения деят-ти в их интересах. Физ. лица и гос-во участвовать не могут. Учредители: и ком., и еком. Объединение на добровольной основе. Виды: ассоциация и союз. Члены сохраняют само-сть. Уч. док. – уч. договор, устав.
Не могу осущ. Предприн. Деят-ть, финансируются участниками.
1. Общественные объединения (О. О) – добров-е, самоуправляемые неком. орган-и, созданные по инициативе гр-н, объединив-ся на основе общности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе о. о. По возрасту участников выдел-ся молодежные (от 14 лет) и детские (от 8 лет) о. о.. По террит-му признаку – общерос-ие, межрегион-ые, регион-е и местные. Закон, реглам-ий создание и деятельность о. о. – Ф. з. от 19 мая 1995 года № 82-ФЗ “Об общественных объединениях”. Срок регистрации – 1 месяц.
2. Религиозные объединения (р. о) – добров-е неком. Орган-и граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях прожив-щих на терр-ии РФ, образованные в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающие соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. Р. О. могут создаваться в 2 формах: религиозная группа (без государственной регистрации и приобретения правоспособности юридического лица), и религиозная организация (регистрируется в качестве юридического лица). По террит-му призн-у подразд-ся на местные (состоят из 10 и более участников от 18 лет, пост. Прожив-их в одной местности) и централизованные (состоят не менее чем из 3 местных Р. О., а также дочерние учреждения, учрежд-я професс-о религиозного образования и организации, созданные Р. О., имеющие аналогичные уставные цели).
Создание и деятельность Р. О. регламен-ся Ф. з. от 26 сентября 1997 года № 125-ФЗ “О свободе совести и религ-ых объеди-ях”.
Срок регистрации – 1 месяц.
3. Некоммерческие партнерства (Н. К. ) – основанные на членстве некоммерческие организации, учрежденные гражданами и (или) юр. лицами (не менее 2 человек) для содействия их членам в осуществлении деятельности, направленной на достижение социальных, благотворительных, культурных, образовательных, научных и иных целей.
Функц-ют за счет членских взносов, а также м. осуществлять предприним-кую деят-сть, способ-ую достижению целей, для кот. они создавались. Прибыль от комм-ой деятельности м. б. направлена только на цели, предусмотренные Уставом, и м/д учредит-ми не распред-ся.
4. Учреждения – неком. организации, созданные собственником для осущ-ия услуг неком-го характера конкретного вида: управленческих, социально-культурных и прочих. Финансируются полностью или частично собственником. Имущество, переданное собственником учреждению, закрепляется за последним на праве оперативного управления.
Одним из наиболее востребованных видов учреждений являются негосударственные образовательные учреждения (НОУ). НОУ создаются для преподавательской деятельности. В этом случае устав НОУ содержит ряд особенностей, начиная с определения образоват-го процесса, заканчивая указанием в уставе тех программ, по кот. Осущ-ся обучение.
5. Автономные некоммерческие организации (АНО) – не имеющие членства неком. орган-ии, учрежденные гражданами и (или) юр. лицами для осущ-я услуг в области образования, здравоохранения, культуры, науки, права, физической культуры и спорта на основе добровольных имущественных взносов.
АНО вправе осущ. -ть предприн-ую деят-ть, способствующую вып-ю целей, для достижения кот-х они созданы. Прибыль между учредителями не распределяется.
6. Фонды – не имеющие членства неком. организации, учрежденные гражданами и (или) юр. лицами на основе добр-ых имущ-х взносов, преследующие социальные, благотворительные, культурные, образовательные и др. общественно-полезные цели. Фонды м. осуществлять предприн-ую деят-ть в двух формах, в факультативном порядке: непосредственно (в пределах видов деятельности, перечисленных в Уставе), и путем создания и принятия участия только в хозяйственных обществах. Прибыль, полученная от участия, направляется на цели, предусмотренные Уставом.
7. Товарищества собственников жилья (ТСЖ) – неком. организации, объединения собственников помещений в многоквартирном доме для совместного управления комплексом недвижимого имущества в многоквартирном доме, обеспечения эксплуатации этого комплекса, владения, пользования, и, в установленных законодательством пределах, распоряжения общим имуществом в многоквартирном доме. Число членов товарищества собственников жилья должно превышать пятьдесят процентов голосов от общего числа голосов собственников помещений в многоквартирном доме.
8. Ассоциации (союзы) – неком. Объед-я юр. лиц, кот. создаются коммерческими и некоммерческими организациями с целью координации их предприним-ой деят-ти, представления и защиты общих имуществ-ых интересов. Члены ассоциаций (союзов) сохраняют всю самостоятельность и права юр. лица. В случае создания, слияния и присоединения неком. организаций в состав кот-х входит не менее двух коммерческих организаций, учредители обязаны в течение 45 дней уведомить Федеральную антимонопольную службу (ФАС).
29. Правовой статус государственных (муниципальных) предприятий
Унитарным предприятием (У. П. ) признается коммерч-ая организация, не наделенная правом собственности на закрепленное за ней собственником имущество, кот. является неделимым и не м. б. распределено по вкладам (долям, паям), в т. ч. м/д работниками предприятия. Устав У. П. д. содержать сведения о предмете и целях его деятельности, о размере уставного фонда, порядке и источниках его формирования, за исключ-ем казенных предприятий. В форме У. П. м. б. созданы только госуд-ые и муницип-ые предприятия. Имущество госуд. или муницип. У. П. находится в госуд. или муницип. собственности и принадлежит на праве хоз-го ведения или оператив-го управления. Фирменное наименование У. П. д. содержать указание на собственника его имущества. Руководитель У. П. назначается собственником либо уполномоченным собственником органом и им подотчетен. У. П. отвечает по своим обязат-вам всем принадлежащим ему имуществом. У. П. не несет ответств-ти по обязательствам собственника его имущества. У. П. основанное на праве хоз. ведения, создается по решению уполномоченного гос. органа или органа местного самоупр-я. Учредит-м докум-м У. П. является его устав, утверждаемый уполномоченным гос. органом или органом местного самоупр-я. Если по окончании финансового года стоимость чистых активов предприятия, основанного на праве хоз. ведения, окажется меньше размера уставного фонда, орган, уполномоченный создавать такие предприятия, обязан произвести в установленном порядке уменьшение уставного фонда. Если стоимость чистых активов становится меньше размера, определенного законом, предприятие м. б. ликвидир-о по решению суда. Собственник имущества У. П. не отвечает по обязательствам предприятия. На базе госуд. или муниципального имущества м. б. создано У. П. на праве оперативного управления (казенное предприятие).
30. Государство и публично-правовые образования как субъекты гражданского права
Наряду с физическими и юридическими лицами участниками отношений, регулируемых гражданским правом, являются государство и другие публично-правовые образования. Для решения стоящих перед ними публичных, общенациональных или иных общественных (региональных, местных) задач они во многих случаях нуждаются в участии в имущественных отношениях. При этом должны быть учтены особенности статуса таких образований, обладающих публичной властью, а в ряде случаев являющихся политическими суверенами, которые сами определяют правопорядок, в том числе случаи и пределы собственного участия в гражданских правоотношениях. С другой стороны, необходимо в полной мере соблюсти интересы участников имущественного оборота как юридически равных собственников (или иных законных владельцев) имущества, находящихся в частноправовых, а не в публично-правовых отношениях друг с другом. Этими обстоятельствами и определяются особенности участия публично-правовых образований в гражданском (имущественном) обороте.
К числу публично-правовых образований, участвующих в гражданских правоотношениях, относятся, во-первых, государство и, во-вторых, муниципальные образования. Особенности отечественного государственного и социально-экономического устройства имеют следствием то положение, что государство не выступает в качестве единого субъекта гражданских правоотношений, а, напротив, характеризуется множественностью субъектов. К их числу относятся как Российская Федерация (федеральное государство) в целом, так и ее отдельные субъекты - республики, края, области, города федерального подчинения, автономная область, автономные округа (ч. 1 ст. 65 Конституции РФ), являющиеся государственными образованиями.
Что касается городских и сельских поселений и других муниципальных образований, то в них осуществляются функции местного самоуправления (ст. 131 Конституции РФ), в связи с чем они не могут считаться государственными образованиями. Органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти. Несомненно, однако, что они обладают известными властными полномочиями, т. е. функциями публичной власти, которыми их наделяет закон (ст. 132 Конституции РФ). Поэтому как муниципальные, так и государственные образования охватываются общим понятием публично-правовых образований.
Особенности правового положения всякого государства обусловлены наличием у него политической власти и государственного суверенитета, в силу которых оно само регулирует различные, в том числе имущественные, отношения, устанавливая в качестве общеобязательных как правила поведения для всех участников, так и порядок разбирательства их возможных споров. При этом оно само определяет и собственную гражданскую правосубъектность, ее содержание и пределы. Вместе с тем, участвуя в имущественных (частноправовых) отношениях, государство должно соблюдать установленные им же правила, обусловленные самой природой регулируемых отношений. Оно не может использовать свои властные прерогативы для того, чтобы произвольно менять в своих интересах гражданско-правовые нормы или извязывать контрагентам свою волю в конкретных правоотношениях, иначе рыночный (имущественный) оборот не сможет нормально функционировать, а необходимая ему частноправовая форма будет разрушена.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24