Гражданство в Российской Федерации

В нем появились разделы об органах, принимающих решения по вопросам гражданства, о производстве по рассмотрению заявлений и представлений по этим вопросам, об исполнении и обжаловании решений. Тем самым Закон восполнил некоторые пробелы, имевшиеся в прежнем законодательстве и оставлявшие широкий простор для произвольного применения правовых установлений.

Полномочия принятия решений по вопросам гражданства, которые прежде возлагались на Президиум Верховного Совета СССР, перешли к Президенту СССР.

Таково в основных чертах правовое регулирование отношений гражданства в СССР, предшествовавшее становлению собственного законодательства о гражданстве Российской Федерации.

Принятие Декларации о государственном суверенитете России предопределило необходимость принятия Закона о гражданстве Российской Федерации (1991 г.). Он впервые обстоятельно урегулировал все отношения, связанные с российским гражданством.

Действовавший до 1 июля 2002 г. Закон РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве» (с изм. и доп. от 17 июня 1993 г. и от 6 февраля 1995 г.) разрабатывался в переходный период становления новой российской государственности и не мог учитывать особенностей последующего развития России и ее правовой системы, а также характера взаимоотношений с новыми независимыми государствами. Отдельные положения действующего Закона не полностью согласуются с соответствующими положениями Конституции РФ, которая была принята в 1993 г., после вступления его в силу. Содержащееся в действующем Законе положение о гражданстве РФ и гражданстве республик в составе РФ не согласуется с положениями Конституции РФ о суверенитете России и верховенстве федеральных законов, о равноправии субъектов РФ, о едином и равном гражданстве независимо от оснований его приобретения, об отнесении вопросов гражданства к ведению РФ. Действовавший Закон отличался чрезмерным либерализмом в сравнении с зарубежным законодательством в области гражданства. Это в особенности касается условий приема в российское гражданство, оснований отказа в его приобретении и трактовки двойного (множественного) гражданства. Кроме того, в 1997 г. РФ присоединилась к Европейской конвенции о гражданстве.[5]

Разработанный при участии европейских экспертов Федеральный закон о гражданстве РФ существенно отличается от ранее действовавшего Закона. Главы нового Закона по структуре и содержанию приведены в соответствие с современными российскими и международными требованиями законодательной техники. Исключены не применяемые на практике положения действующего Закона о почетном гражданстве; в отдельную главу выделены вопросы отмены решения по вопросам гражданства РФ. Новым является введение понятий «общего» и «упрощенного» порядка рассмотрения и принятия решений по вопросам гражданства. Исключены положения о приобретении гражданства в порядке признания и в порядке регистрации. Существенно изменены условия приобретения гражданства: с трех до пяти лет увеличен в качестве обычного условия приема в гражданство срок проживания на территории Российской Федерации до подачи заявления. Условия приобретения российского гражданства дополнены рядом обязательств (соблюдение Конституции и законодательства РФ, наличие законного источника существования, отказ от имеющегося иного гражданства). С учетом практики применения действовавшего Закона о гражданстве в специальную статью выделены льготные условия приема в гражданство в упрощенном порядке. Процедура восстановления в гражданстве приравнена в новом Законе о гражданстве к приобретению гражданства. При этом основным условием признается проживание на территории России. Конкретизирован и значительно расширен перечень оснований отклонения заявлений о приобретении гражданства, а также оснований отказа в выходе из российского гражданства. В более строгой логической последовательности с учетом российского законодательства, правоприменительной практики и международных стандартов изложены процедурные вопросы.

 

2.3 Принципы гражданства Российской Федерации


Конституция РФ и Закон о гражданстве устанавливают прежде всего те общие основы, которые определяют сущностные черты отношений гражданства. Среди них необходимо выделить следующие.[6]

1. Гражданство Российской Федерации является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип – один из важнейших и закрепляется в Конституции (ст. 6).

Единое гражданство в федеративном государстве – необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности.

2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

3. Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер. Во-первых, это выражается в том, что, согласно Закону, в РФ каждый человек имеет право на гражданство; в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осуществляемый к тому же на доступных для человека основаниях. В соответствии с международными документами о правах человека, призывающими государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства, Российская Федерация проводит в этом отношении активную политику, поощряя приобретение гражданства Российской Федерации проживающими на ее территории лицами без гражданства и не препятствуя приобретению ими иного гражданства.

В Законе установлено, что ребенок, родившийся на территории России от лиц без гражданства, является ее гражданином.

Во-вторых, свободный характер гражданства Российской Федерации выражается в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого права никто не может быть лишен. Присущая гражданству устойчивость связей лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве. Это ущемляло бы его свободу.

4. Гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства.

Все предшествующее советское законодательство, вплоть до Закона о гражданстве СССР 1990 г., закрепляло лишение гражданства как форму его утраты. Лишение гражданства – это расторжение гражданских связей по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина.

Лишение гражданства широко использовалось советским государством на протяжении всей истории его развития, являлось средством борьбы с инакомыслием, формой репрессий, непризнания за советскими гражданами права проживать за границей. Характерно, что законодательные акты о гражданстве до Закона СССР 1978 г. не содержали никаких указаний на основания, по которым могло применяться лишение гражданства, оставляя полный простор в решении этих вопросов компетентным органам.

Закон о гражданстве СССР 1978 г. впервые установил такие основания. К ним относились "действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР".

Закон о гражданстве СССР 1990 г., закрепляя положение о лишении гражданства, ограничил возможности его применения – только к тому гражданину, который проживает за границей, устранил такое расплывчатое основание, как "действия, порочащие высокое звание гражданина", и решил не регулируемый ранее вопрос о том, кто вносит представление о лишении гражданства.

Практика лишения гражданства в первые годы существования советского государства имела свою специфику. Лишение гражданства распространялось не на конкретных лиц, а на целые категории граждан. Гражданства лишались подданные бывшей Российской империи, покинувшие пределы государства без разрешения компетентных государственных органов, так называемые невозвращенцы, и др. Когда окончательно опустился "железный занавес", подобного рода основания для массового лишения гражданства утратили значение. Стал применяться в основном индивидуальный подход к решению вопросов о лишении гражданства. Оно касалось по преимуществу так называемых диссидентов. Однако в период "оттепели", когда "железный занавес" немного приоткрылся и советские граждане получили право выезжать на постоянное место жительства за границу, лишение гражданства в массовом порядке было реанимировано, хотя и под видом "выхода" из гражданства.

Президиум Верховного Совета СССР в 1967 году принял Указ "О выходе из гражданства лиц, переселяющихся из СССР в Израиль". Они считались выбывшими из гражданства с момента их выезда из СССР. Указ носил закрытый характер, не был опубликован, на него нельзя было ссылаться. Покровы секретности с этого Указа были сняты только в начале перестройки по заключению Комитета конституционного надзора СССР, на основе которого упомянутый Указ был официально опубликован через 24 года после его принятия.

Запрет в Конституции РФ и в Законе о гражданстве лишать человека гражданства вытекает из права человека на гражданство, двустороннего характера связи между человеком и государством, что предполагает расторжение этой связи как той, так и другой стороной только по взаимному согласию.

5. Гражданин Российской Федерации может иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство). Такая возможность предоставляется в соответствии с федеральным законом или международным договором Российской Федерации (ст. 62 Конституции РФ).

Ранее такое право в Советском государстве отвергалось. Двойное гражданство по закону не может возникнуть автоматически, хотя основания возникновения у гражданина Российской Федерации иностранного гражданства в жизни бывают нередко: рождение на территории государства, признающего родившихся своими гражданами, автоматическое распространение гражданства мужа на его жену и т.д. Подобного рода двойного гражданства российское законодательство не признает. В Законе указывается, что за лицом, состоящим в гражданстве Российской Федерации, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации. Приобретение гражданином РФ иного гражданства не влечет прекращения его российского гражданства.

Граждане РФ, имеющие также иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства Российской Федерации. Прохождение ими военной или альтернативной службы регулируется международными договорами РФ и федеральными законами.

6. Российское законодательство исходит из принципа сохранения гражданства Российской Федерации лицами, проживающими за ее пределами. Такого рода принцип вытекает из естественного права человека избирать место своего жительства, свободно выезжать за пределы Российской Федерации и беспрепятственно возвращаться, что закреплено в ст. 27 Конституции. Отрицание этой свободы в прошлом являлось грубым ущемлением прав и свобод человека.

7. Гражданство Российской Федерации основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином Российской Федерации с лицом, не принадлежащим к ее гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом. Этот принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства, без волеизъявления лица и соблюдения установленного порядка. Кроме того, подобная норма исходит из признания брака равноправным союзом, не допускающим, чтобы жена (муж) безусловно следовала гражданству мужа (жены). В равной мере брак, заключенный гражданином Российской Федерации с иностранным гражданином, не предоставляет последнему российского гражданства без надлежащей процедуры.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты