Предоставить свободу во всех сферах политической жизни, установить в обществе принципы демократии, свободы слова и совести, идеи гуманизма и общечеловеческих ценностей.
Создать основу для многопартийной системы, которая является необходимым условием демократии. Как мной было подчеркнуто выше, многопартийность в действительности – это дискуссия между различными взглядами и идеями, место политической конкуренции для различных партий, в том числе для противоборствующих.
Создать национальную демократическую государственность на основе конституционного принципа деления на законодательную, исполнительную и судебную ветви власти.
Расширить функции органов самоуправления местных хокимиятов и граждан, поэтапно передать им часть государственных полномочий, осуществить концепцию «От могучего государства – к сильному обществу», предусматривающую расширение прав и поднятие статуса негосударственных и общественных структур.
Создать необходимые условия для их активного участия, полностью отвечающие принципам гражданского общества, управления и организации жизни граждан и всего общества, развития органа самоуправления – махалли, чуждого Западу, но близкого нашей национальной природе, и повышения ее статуса.
Создать равноправие всех граждан перед законом и верховенство закона, правовое государство, гарантирующее защиту общественных интересов и безопасность населения.
Укрепление семьи, являющейся основой общества. Формирование справедливого общества, базисом которого является материально обеспеченная, морально устойчивая семья.
Всесторонне развивать воздействие независимых и свободных средств массовой информации, обеспечивающих права и свободы граждан, выполняющих функцию общественного контролера, на повышение политического, правового и экономического образования нашего народа.
Экономической основой строящегося в Узбекистане общества является социально ориентированная рыночная экономика. Нам следует хорошо осознать, что сегодня многие страны движутся по этому пути и служат для других образцом достигнутого благополучия. Своеобразной особенностью этого развития является то, что, с одной стороны, приветствуется инициативность и предприимчивость, вера человека в собственные силы и возможности, приобретаются навыки продуктивного ведения хозяйства, производство подчиняется интересам потребителя. Функцию мощного фактора выполняет непрерывное развитие сфер производства и обслуживания, основанных на взаимозаменяемости, конкурентоспособности, внедрении в производство современных достижений науки и техники. В результате, содействует высоким темпам роста уровня нашей жизни, повышению ее качества. Выражаясь простым языком, обеспечивает непрерывное повышение благосостояния народа, уровня его жизни. Эта истина доказана историей. В нашей стране за последние восемь-девять лет было покончено с системой, построенной на основе централизации и единовластия и не оправдавшей себя. На пути к рыночной экономике, при закладке ее фундамента, были проведены правовые и практические мероприятия, соответствующие новой системе.
Были сделаны большие шаги на пути создания экономики, включающей в себя многоукладные, то есть разнообразные формы собственности. Следует подчеркнуть, что в целях предоставления свободы предпринимательству была проведена ощутимая работа по созданию конституционных, правовых и экономических условий и гарантий, формированию класса собственников, усилению их прав, повышению и закреплению их статуса.
Поощрение инициативности и предприимчивости, воспитание в людях чувства хозяина, непрерывное развитие среднего и малого бизнеса значительно расширяет источники роста благосостояния и доходов населения, решает проблему безработицы.
На сегодняшнем этапе развития, при еще большем высвобождении экономики, ее саморегулировании, первостепенное значение приобретает широкое использование рыночных механизмов, основанных на спросе и предложении, предоставление свободы предприятиям, ведущим хозяйственную деятельность, создание конкурентной среды, недопущение прямого вмешательства государства, различных проверяющих, контролирующих органов в хозяйственную деятельность предприятий.
1.3 Цель, задачи и значение «Идеи национальной независимости». Формирование национальной гордости, патриотизма и народолюбия
Во-первых, любое государство или общество, которое строит свое будущее, обязательно должно опираться в этом на свою национальную идею.
Естественно, что государственная система, ее управление и проводимая политика прежде всего должны строиться на основе конкретно сформулированной идеологии. То есть противоестественно такое положение, когда сначала строится государство, а затем появляется идеология. Нам нужно это хорошо осознать. То есть сначала появляется идея, затем на ее основе возникает идеология, на основе идеологии строится система, политика.
Если нам критически взглянуть на нашу сегодняшнюю жизнь, политику, можно увидеть аналогичное положение. Напрашивается такой вывод: еще раз конкретизировать свои ответы на вопросы, прежде всего, какое мы хотим построить общество, каким представляем свое будущее, а потом уже необходимо объединять людей вокруг этих благих целей. Мы не должны забывать, что общество, которое не опирается на свою национальную идею, обречено, оно непременно сойдет со своего пути. Еще один аспект данного вопроса заключается в том, что без изменения сознания, мышления невозможно достичь намеченной нами великой цели – создания свободного и благоустроенного общества. Нация только тогда способна на великие перемены, когда полностью осознает себя.
Во-вторых, мы сегодня живем в эпоху исторических перемен, то есть в условиях перехода от деспотического, тоталитарного строя к свободному обществу. Нам всем должно быть ясно, что в такой переходный период неизбежны столкновения со своеобразными, огромными препятствиями, жестокая борьба. Чтобы в такой период вести, призывать наш народ, общество к новым горизонтам, наши цели должны быть конкретны. А такие цели можно выработать, прежде всего, на основе глубоко продуманной и основательно проработанной идеологии.
В-третьих, среднее и старшее поколения пережили времена старого строя и хорошо знают, какие трудности мы преодолели за последнее десятилетие. Многие из нас – живые свидетели вчерашней жизни, вчерашней истории. Не только свидетели, но и непосредственные участники тех процессов.
Но на основе какой идеи должна воспитываться молодежь, растущее ныне поколение, к каким благим целям стремиться?
В-четвертых, для того чтобы нам не сойти со своего пути в вопросах нравственности и морали, этических норм, надо последовательно проводить отвечающую национальным интересам политику, нельзя допускать никакого идейного вакуума. Потому что наиболее жесткая борьба из происходящих в мире ведется на идеологической арене. На победу в ней брошены большие средства, возможности и силы. Я и раньше неоднократно говорил, и сейчас хочу подчеркнуть: у нас военного потенциала, сил государства достаточно для надежной охраны границ страны, обеспечения их неприкосновенности, защиты мира и спокойствия наших граждан. Но меня беспокоит то, что еще не окрепшие наши дети, у которых сознание только формируется, могут подпасть под влияние чуждых нам идей. Не будет преувеличением сказать, насколько велика опасность, когда молодые люди подвержены ложным идеям.
И потому нам надо их беречь, всерьез задуматься о национальной идее, национальной идеологии, которые как воздух и вода необходимы для нашего настоящего и будущего.
В-пятых, еще одно важное значение национальной идеи в том, что она должна служить росту самосознания нации, народа, чтобы он не растерял своих национальных ценностей, обычаев, а восстанавливал их, сохранял, почитал, передавал новому, подрастающему поколению.
В-шестых, если речь зашла об основных требованиях, предъявляемых к национальной идее, то тогда должны поразмыслить о двух ее опорах.
В первую очередь, национальная идеология должна опираться на исконные традиции, обычаи, язык, религию, духовность народа, словом, на свои национальные ценности, мировоззрение и мышление народа. Вместе с тем она должна вбирать в себя все современные достижения человечества, служить прогрессу страны, процветанию Родины, интересам народа, его благополучию.
В-седьмых, национальная идеология ни в коей мере не должна стать на уровень государственной идеологии, превратиться в нее. Еще раз хочу подчеркнуть, что этому вопросу надо уделить особое внимание. Должен быть сохранен плюрализм мнений, разнообразие идей, не должно быть препятствий или оказываться давление на проведение дискуссий, споров, борьбу идей, чтобы любая партия, движение, любой человек, гражданин могли свободно высказывать свои мнения и защищать их. Думаю, целесообразно свою работу в области формирования национальной идеи, национальной идеологии проводить в соответствии с вышеизложенным.
Здесь считаю уместным вспомнить, какое серьезное внимание уделялось при прежнем строе идее, идеологии. Возникает естественный вопрос: почему старый строй всеми силами держался за идеологию? Причина в том, что тогда хорошо уяснили: любая идея, даже заведомо ложная, фальшивая, но если ее непрерывно насаждать в сознание людей, обретет огромную силу. И поэтому деспотический строй, используя весь свой идеологический потенциал, все средства массовой информации, всегда и на все готовых прислужников, беспрестанно отравлял сознание людей ложными идеями.
Минувшее время – для нас история, следовательно, из этой истории мы должны сделать правильные выводы. В то же время, изучая опыт развитых государств, должны строить свое будущее. Из давней и недавней истории хорошо известно, что когда в какой-то стране, в каком-то государстве господствует единственная идея или идеология, такое общество, такое государство обязательно терпит крах. Нельзя забывать эту истину.
Те, кто жил в старое время, при прежнем строе, к тому же пострадавшие тогда люди, хорошо знают, что такое кабала.
Если нам сегодня удастся разъяснить людям нелепость, пагубность старого строя в политическом, экономическом и нравственном отношении, почему он абсолютно противоречит нашим национальным интересам, тогда люди найдут правильный путь.
Человек только тогда может полностью реализовать свой потенциал, выбрать отвечающий своим стремлениям путь, когда он мыслит свободно, живет свободно. Свободно мыслящий человек, независимо от того, в какой сфере он работает, имеет возможность самому строить свою жизнь, защищать ее.
Если помните, в одном из выступлений я страстно призывал: «Если хочешь быть свободным – будь свободным! Если хочешь быть вольным – будь таким! Если хочешь быть независимым – будь независимым!» Скажите сами, можно ли построить новую жизнь, не освободившись от старых пут? Не изменив сознание, мышление людей, не воспитав молодое поколение, имеющее свое мнение, независимое мировоззрение, можно ли достичь наших благих целей – построить свободное и процветающее общество?
Все мы должны знать одну правду. Чем быстрее мы в новых исторических условиях освободимся от влияния ложной, властвовавшей и отравлявшей в свое время наше сознание идеи рабства, покорности, бездумности, тем быстрее мы, наряду с развитыми государствами мира, достигнем своих благих намерений.
Два года тому назад мы не зря выдвинули лозунг: «Против идеи можно спорить и бороться только идеей, против мысли – только мыслью, против невежества – только просвещением».
Если так, то как мы используем свои добрые идеи против чуждых нам идей? В частности, в школах, академических лицеях и профессиональных колледжах, высших учебных заведениях, во всех слоях общества что мы предпринимаем против чуждых нам ядовитых стремлений, угроз и действий?
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12