Информационные технологии в избирательном процессе
Федеральное государственное образовательное учреждение
высшего профессионального образования
«Северо-Западная академия государственной службы»
КАФЕДРА
Государственного и международного права
КУРСОВАЯ РАБОТА
студента 6 курса 235 потока
________________________________________________
по курсу: Избирательное право, избирательный процесс
на тему: «Информационные технологии в избирательном процессе»
Научный руководитель
к.ю.н., проф. Фомичев А.В.
Санкт-Петербург
2007 г.
Содержание
2.1 Принципы обеспечения гарантий избирательных прав граждан.
2.3 Проблемы использования Интернета в избирательном процессе.
Отличительной чертой механизма правового обеспечения выборов является объединение усилий материальных и процессуальных норм в регулировании избирательных отношений. Причем избирательный процесс получил такое отражение в законодательстве и такое признание в сфере практической реализации электоральных прав российских граждан, которое со всей очевидностью обусловливает его несомненную значимость в регуляции правового режима избирательных кампаний различного вида и уровня. Без образующих избирательный процесс действий и процедур полнота юридической картины организации и проведения выборов была бы просто немыслимой.
Одним из основных аспектов современного избирательного процесса можно считать его автоматизацию. С помощью системного подхода к избирательному процессу и с учетом взаимосвязанного характера правовых, организационных и технических средств была создана Государственная автоматизированная система Российской Федерации «Выборы» (далее - ГАС «Выборы»). Впервые в мировой практике была создана и получила развитие постоянно функционирующая государственная автоматизированная система, используемая при подготовке и проведении выборов и референдумов, которая охватывает территорию масштабов Российской Федерации. ГАС «Выборы» эффективно использовалась при подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, региональных и местных выборов, референдумов, стала неотъемлемым элементом избирательного процесса и важным инструментом позитивного развития политических и социальных реформ в российском обществе.
Несмотря на то, что большинство вопросов, связанных с регулированием отношений при использовании, эксплуатации и развитии ГАС «Выборы», полномочия избирательных комиссий всех уровней, групп контроля за использованием системы, условия придания юридической силы и обеспечения достоверности документов, подготовленных с использованием ГАС «Выборы», состав и правовой режим информационных ресурсов системы, требования к обеспечению безопасности информации, сертификации системы и ее средств, а также ответственность, достаточно детально урегулированы в Федеральном законе «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы»[1], процедура использования ГАС «Выборы» описана лишь в общих чертах, что не только создает определенные проблемы при ее исследовании, но и открывает дополнительные возможности для недобросовестных действий.
Объектом курсовой работы являются правоотношения в сфере информационного обеспечения избирательного процесса применительно к ГАС «Выборы». Предметом настоящей работы является законодательство об избирательном процессе, материалы юридической практики, процедура и способы информационного обеспечения выборов в Российской Федерации.
Целью работы является комплексное изучение вопросов, связанных с проблемами обеспечения гарантий избирательных прав граждан Российской Федерации и оптимального правового регулирования информационного обеспечения избирательного процесса применительно к ГАС «Выборы».
Поставленная цель обусловила следующие задачи:
- изучить историю создания и этапы развития ГАС «Выборы»;
- дать общую характеристику гарантий избирательных прав граждан применительно к ГАС «Выборы»;
- изучить специфику работы ГАС «Выборы» и способы обеспечения гарантий избирательных прав граждан Российской Федерации;
- проанализировать и дать юридическую характеристику проблем, возникающих при работе с ГАС «Выборы».
Теоретическую базу настоящей работы составляют исследования таких правоведов, как: С.А. Белова, А.А. Вешнякова, И.В. Выдрина, Ю.А. Дмитриева, А.В. Зиновьева, А.В. Иванченко, В.Б. Исраеляна, М.С. Матейковича, С.М. Пахоменко, И.С. Поляшевой, В.В. Пылина, В.Б., монографии их и других юристов, комментарии к законодательству, а также статьи в журналах: "Конституционное и муниципальное право", "Право и власть", "Информационное право", "Журнал российского права", "Юрист" и др.
Глава 1. Информационные технологии в избирательном процессе как гарантия реализации избирательных прав граждан
1.1 История создания и этапы развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»
Впервые идея использования средств автоматизированной обработки информации в ходе подготовки и проведения избирательных кампаний была официально выражена в Концепции создания Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы», утвержденной постановлением Центральной избирательной комиссии Российской Федерации 12 июля 1994 года. Идеи Концепции нашли свое нормативно-правовое подтверждение и развитие в принятых в 1994-1995 годах указах Президента Российской Федерации "О разработке и создании Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»[2], "Об обеспечении создания, функционирования и развития Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»[3] (на сегодняшний день утратил силу), "Об обеспечении деятельности Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»[4].
На основе этих документов была выстроена схема создания и управления ГАС «Выборы» с учетом особенностей страны - огромная территория, 89 субъектов Российской Федерации, большое количество часовых поясов, более 90 тысяч избирательных участков, образуемых в период проведения федеральных выборов. Очевидно, что подготовка и гласное проведение демократических выборов в таких условиях сопряжены с необходимостью решения множества сложных организационных и технологических проблем, немалыми финансовыми затратами.
Государственным заказчиком системы была определена Центральная избирательная комиссия Российской Федерации. В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 18 августа 1995 года № 861 при Центральной избирательной комиссии Российской Федерации создан Федеральный центр информатизации (ФЦИ), которому было поручено решать задачи организационного, технического, информационного и методического обеспечения ГАС «Выборы», включая разработку стратегии дальнейшей информатизации избирательной системы России. За ФЦИ закреплен на праве оперативного управления имущественный комплекс автоматизированной системы.
Разработка и создание ГАС «Выборы» в основном завершились в первом квартале 1996 года. После предварительных испытаний ГАС «Выборы» была принята в опытную эксплуатацию.
Начиная с 1996 года все мероприятия по разработке и опытной эксплуатации ГАС «Выборы» осуществлялись в соответствии с Федеральной целевой программой развития ГАС «Выборы» на 1996-2000 годы.
В постоянную эксплуатацию система принята в июне 2000 года после проведения государственных испытаний и подписания акта Государственной комиссией.
За прошедшее время ГАС «Выборы» эффективно использовалась при проведении не только выборов Президента Российской Федерации, депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, но и региональных кампаний, местных выборов и референдумов. Система стала неотъемлемым элементом демократического избирательного процесса, важным инструментом в развитии политических и социальных процессов в нашем обществе. ГАС «Выборы» зарекомендовала себя как уникальная система, обеспечивающая высокую степень надежности и работоспособности, беспристрастно и объективно отражающая ход каждой избирательной кампании и ее итоги.
Комплексы средств автоматизации ГАС «Выборы организованны в виде четырехуровневой иерархической структуры. Верхний (первый) уровень системы представляет собой комплекс средств ЦИК Российской Федерации, второй уровень системы – комплексы средств автоматизации избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, третий уровень – комплексы средств автоматизации окружных избирательных комиссий, четвертый уровень – комплексы средств автоматизации территориальных избирательных комиссий. Развитие системы предусматривает в дальнейшем автоматизацию участковых избирательных комиссий и создание комплексов средств автоматизации пятого уровня – комплексы средств автоматизации участковых избирательных комиссий.
Комплексы средств автоматизации всех уровней состоят из технического, программного и информационного обеспечения, объединенных в информационно - коммуникационную сеть передачи данных.
В Федеральном законе «О Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» перечислены основные принципы использования, эксплуатации и развития государственной автоматизированной системы, начиная именно с принципа соблюдения конституционных прав граждан, а в преамбуле закрепляется норма, по которой использование ГАС «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдума является одной из гарантий реализации прав граждан Российской Федерации на основе обеспечения гласности, достоверности, оперативности и полноты информации о выборах и референдуме.
В свое время великий языковед С.И. Ожегов определял понятие гарантии как "ручательство, порука в чем-нибудь, обеспечение"[5]. Собственно в этом смысле оно происходит от франц. garant - порука, поручительство, коими являются государство, учреждения, организации, любое физическое или юридическое лицо, предоставляющие гарантию.