Информационные технологии в избирательном процессе

Специальный порядок доступа к информационным ресурсам ГАС «Выборы» также направлен на их надежность. Так, согласно ст. 18 Федерального закона о ГАС «Выборы» право доступа к информационным ресурсам ГАС «Выборы», содержащим персональные данные, имеют:

- члены Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, члены избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, окружных, территориальных избирательных комиссий, комиссий референдума, работники аппаратов этих комиссий и работники, обеспечивающие использование ГАС «Выборы», если такая информация необходима для выполнения ими своих должностных или служебных обязанностей;

- граждане, запрашивающие персональные данные о себе;

- должностные лица органов государственной власти, государственных органов, органов местного само управления, которым доступ к такой информации предусмотрен федеральными законами.

Право доступа к информационным ресурсам ГАС «Выборы» всех уровней, не содержащим персональных данных, имеют члены и работники аппарата Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, работники Федерального центра информатизации.

Контроль за использованием ГАС «Выборы» (ст. 23) - система мер по обеспечению надежности информационных ресурсов ГАС «Выборы».

С принципом надежности тесно связано такое свойство ГАС «Выборы», как их исключительность, о чем указывается в п. 6 ст. 4 Федерального закона о ГАС «Выборы» - обязательное применение ГАС «Выборы» при подготовке и проведении выборов и референдума, недопустимость использования для этих целей вместо ГАС «Выборы» других автоматизированных систем и информационных технологий.

Согласно принципу достоверности информации процент ошибок и искажений при подсчете голосов должен быть настолько низок, что их ручной пересчет никак не должен повлиять на общий результат голосования. Для обеспечения достоверности информации необходимо поддерживать в высокой степени готовности системных администраторов избирательных комиссий всех уровней, своевременно проводить обучение и тренировки, снизить текучесть кадров и т.д. Для снижения влияния человеческого фактора на достоверность информации следует активнее использовать средства электронного голосования, особенно на участках с наибольшим количеством избирателей.

Правовой регламентации юридической силы и достоверности документов, подготовленных с использованием ГАС «Выборы», посвящена гл. III Федерального закона о ГАС «Выборы» (ст. 12 "Условия придания юридической силы документам, подготовленным с использованием ГАС «Выборы» и ст. 13 "Обеспечение достоверности документов, подготовленных с использованием ГАС «Выборы»).

Полнота информации - это, с одной стороны, достаточность технических, программных и информационных средств для выполнения основных задач системы, а с другой - сбор и обработка такого количества итоговых протоколов участковых избирательных комиссий, чтобы создавалась полная картина выборов. Например, если введены и обработаны более 90% протоколов, то на федеральном уровне и на уровне субъектов Федерации в базе данных должна быть собрана вся информация, относящаяся к федеральным, региональным избирательным кампаниям, а также об избирательных кампаниях на территориях субъектов РФ.

Безопасность информации определяется степенью ее защищенности от искажений вследствие нарушения работоспособности и несанкционированного доступа. Например, во время проведения федеральных выборов 2003 - 2004 гг. интернет-портал ГАС «Выборы» подвергся примерно 1800 атакам (из них 20% из-за рубежа), причем все они были успешно отражены подсистемой обеспечения безопасности информации, и неискаженная, достоверная информация оперативно размещалась на интернет-сайтах.


2.2 Обеспечение безопасности функционирования Государственной автоматизированной системы Российской Федерации «Выборы»

В процессе функционирования ГАС «Выборы» возникают следующие угрозы безопасности информации и угрозы воздействия на средства ее обработки и передачи:

- несанкционированный доступ к информационным ресурсам из других ЛВС;

- нерегламентированные действия системного администратора КСА ИКСРФ, ТИК, влекущие за собой утечку информации в сторонние ЛВС;

- несанкционированный доступ к активному сетевому оборудованию ЛВС и/или ПСПД;

- нарушение функционирования: сетевого оборудования и ПСПД в результате агрессивного потребления;

- ресурсов оборудования или пропускной способности каналов и др.

Требование безопасности информации в ГАС «Выборы» обеспечивается недопустимостью подключения ГАС «Выборы» к сети Интернет (п. 10 ст. 4 Федерального закона о ГАС «Выборы»).

Обеспечению безопасности информации в ГАС «Выборы» посвящена гл. VI Федерального закона о ГАС «Выборы» (ст. 21 "Обеспечение безопасности информации в ГАС «Выборы»), где указано, что безопасность информации в ГАС «Выборы» обеспечивается посредством применения организационных и технических мер защиты, а также посредством осуществления контроля за использованием ГАС «Выборы».

Согласно Концепции развития безопасности информации в Государственной автоматизированной системе Российской Федерации «Выборы» (одобрена Постановлением ЦИК России от 26 декабря 2005 г. N 163/1080-4) обеспечение безопасности информации в ГАС должно осуществляться по следующим направлениям:

- создание правовых и технических условий для внедрения юридически значимого электронного документооборота, в первую очередь для обмена электронными документами с электронной цифровой подписью в целях обеспечения текущей деятельности избирательных комиссий за исключением подведения итогов голосования;

- обеспечение необходимого уровня безопасности информации в ГАС «Выборы» при использовании ее ресурсов органами государственной власти, государственными органами, органами местного самоуправления и другими организациями для решения задач, не связанных с выборами и референдумом, в период между выборами;

- совершенствование механизмов своевременного выявления, прогнозирования, локализации и блокирования угроз безопасности информации, оперативного реагирования на проявления негативных тенденций в использовании информационных ресурсов и подсистем ГАС «Выборы», мониторинга состояния безопасности информации;

- создание комплексной системы обеспечения безопасности информации, консолидирующей правовые, технологические, организационные, технические меры и способы противодействия угрозам безопасности информации.

Выделим задачи обеспечения безопасности информации на рабочих станциях ГАС «Выборы»:

- контроль доступа к работе на компьютерах;

- защита операционной системы и программы от случайного или преднамеренного повреждения пользователями;

- обеспечение контроля над целостностью программ, исключение возможности их подмены;

- запрет установки любых дополнительных программ;

- обеспечение протоколирования всех действий пользователей системы.

Обеспечение безопасности информации в ГАС «Выборы»[14] осуществляется с помощью технических мер, описанных в таблице, приведенной в приложении 1 настоящей работы.

Неправомерное вмешательство или попытка вмешательства в работу ГАС «Выборы» членами избирательных комиссий, комиссий референдума, работниками аппаратов избирательных комиссий, комиссий референдума, в том числе работниками информационных центров избирательных комиссий субъектов Российской Федерации, другими работниками, принимающими участие в технологических процессах обработки информации, содержащейся в ГАС «Выборы», и имеющими право доступа к информационным ресурсам ГАС «Выборы», иными лицами, согласно ст. 24 Федерального закона о ГАС «Выборы», влечет дисциплинарную, административную, уголовную или материальную ответственность.

Лица, имеющие право доступа к информационным ресурсам ГАС «Выборы», в том числе к персональным данным, получающие и использующие их, несут ответственность в соответствии с федеральными законами за нарушение режима защиты, обработки и порядка использования этой информации.

Принцип ответственности за правонарушение в сфере обеспечения функционирования информационных возможностей ГАС «Выборы» помимо Кодекса об административных правонарушениях РФ[15] и Уголовного Кодекса РФ[16] реализуется в ч. 7 ст. 17 Федерального закона о ГАС «Выборы»: в случае нарушения целостности или утраты составляющей (составляющих) части (частей) информационных ресурсов ГАС «Выборы», искажения содержания таких информационных ресурсов соответствующие избирательные комиссии, комиссии референдума и информационные центры избирательных комиссий субъекта Российской Федерации принимают меры по восстановлению утраченной (утраченных) части (частей) и содержания информационных ресурсов за счет средств виновной стороны, устанавливаемой в предусмотренном федеральными законами порядке.


2.3 Проблемы использования Интернета в избирательном процессе

Данные об участии избирателей, участников референдума в выборах, референдуме, о предварительных и об окончательных итогах голосования должны быть оперативно доступны абонентам информационно-коммуникационной сети общего пользования Интернет. Однако такой доступ допускается исключительно в режиме "только чтение". Это означает, что абонентам неподвластно каким-либо образом изменять предоставляемые им для чтения данные. Они остаются пассивными участниками информационного обмена.

Такая ситуация обусловлена отсутствием непосредственной связи ГАС «Выборы» с сетью Интернет. Пользователям этой сети информация предоставляется в порядке и сроки, не противоречащие требованиям законодательства о выборах и референдуме. Правом получения любой информации, содержащейся в ГАС «Выборы», наделены лишь члены группы контроля за работой системы, члены соответствующих комиссий и наблюдатели. В соответствии с Федеральным законом РФ «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации»[17] и Федеральным законом РФ «О выборах Президента Российской Федерации»[18] введенные в государственную автоматизированную информационную систему данные об участии избирателей в выборах депутатов Государственной Думы, Президента РФ, о предварительных и об окончательных итогах голосования должны быть оперативно доступны (в режиме "только чтение") абонентам информационно-телекоммуникационных сетей общего пользования (в том числе сети Интернет) в порядке, устанавливаемом ЦИК России. Вместе с тем подсистема «Интернет-портал ГАС «Выборы» позволяет широко информировать общественность (через средства массовой информации), всех граждан о ходе голосования и результатах избирательных кампаний. В рамках подсистемы «Интернет-портал ГАС «Выборы» разработан комплекс электронных отчетных форм для публикации в сети Интернет на сайтах ЦИК России и избирательных комиссий субъектов Российской Федерации данных о проведении избирательных кампаний. В период проведения выборов федерального уровня было организовано также информационное наполнение ресурса интернет-портала сведениями, поступающими от избирательных участков, развернутых за рубежом. Решены задачи по разграничению доступа к внутренним ресурсам интернет-портала.

Головным сайтом интернет-портала является сайт ЦИК России, который существует с мая 1998 г.

Его создание было вызвано необходимостью получения гражданами страны объективной, официальной и своевременной информации о деятельности Центральной избирательной комиссии Российской Федерации, этапах подготовки и проведения выборов всех уровней и референдумов в Российской Федерации.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты