· Нормативно-правовое и документальное обеспечение органов управления для повышения обоснованности и оперативности принимаемых решений.
· Оперативное информирование населения о деятельности муниципалитета для удовлетворения его информационных потребностей, обеспечения конструктивного взаимодействия населения с органами управления.
Обобщенная структура муниципальной информационной системы (рис 4) состоит из следующих компонентов:
· ИСЦАА — информационная система центрального аппарата администрации;
· ИСГД — информационная система городской Думы;
· ИСТОМУ — информационная подсистема территориальных органов муниципального управления;
· ИСООМУ — информационная подсистема отраслевых органов муниципального управления;
Рис. 4. Структура муниципальной информационной системы
· ИСФОМУ — информационная подсистема функциональных органов муниципального управления;
· МИП — муниципальный интернет-портал;
· ЦБД — центральная база данных;
· ЕИП — единое информационное пространство города.
Если учитывать частные и основные задачи МИС, то структуру системы, приведенную на рис. 4, можно дополнить следующими функционально обособленными комплексами и подсистемами
· подсистема бюджетного процесса;
· подсистема нормативно-правового обеспечения органов местного самоуправления;
· локальная вычислительная сеть мэрии;
· подсистема документооборота и делопроизводства;
· комплекс учета муниципальной собственности;
· информационная подсистема «Население»;
· мониторинговая подсистема социально-экономического развития города;
· информационно-аналитическая система;
· геоинформационная система города;
· государственная автоматизированная система «Выборы»;
· комплекс взаимодействия с глобальной сетью Интернет;
· подсистема регистрации юридических лиц и предпринимателей;
· автоматизированная информационная система городского хозяйства;
· муниципальная телекоммуникационная сеть.
Информационная система муниципального образования должна строиться, исходя из принципов:
· масштабируемости (сохранение работоспособности системы при увеличении числа пользователей и объемов обрабатываемой информации, возможности последующей адаптации к растущим нагрузкам и дополнительным функциям: расширяемость для обеспечения возможности подключения к вновь появляющимся внешним системам);
· открытости (возможность расширения функционального наполнения системы за счет открытого прикладного программного интерфейса);
· модульности (деление системы на независимые модули с возможностью простого сопряжения).
Итак, информационная система муниципального образования представляет собой комплекс сложных программных систем. Выше мы рассмотрели понятие муниципальной информационной системы, виды и принципы построения информационной системы в государственном и муниципальном управлении, обобщенную структуру информационной системы.
ГЛАВА 2. ПРОЦЕССЫ ИНФОРМАТИЗАЦИИ В ПЕРМСКОМ КРАЕ
2.1. «Концепция информатизации управленческой деятельности администрации города и администраций районов
города Перми до 2008 года»
В последние годы в Пермском крае проделана большая работа по созданию условий для широкого внедрения информационных и коммуникационных технологий в деятельность органов государственной власти и местного самоуправления по управлению социально-экономическим развитием территории.
В нашем регионе принят ряд нормативных актов, определяющих стратегию информатизации: Концепция областной целевой программы «Электронное Прикамье (2004-2010 гг.)» (постановление Законодательного Собрания Пермской области от 20 ноября 2003 г. № 1105), Концепция политики формирования и развития единого информационного пространства Пермской области, принятая постановлением Законодательного Собрания Пермской области от 19 июня 2003 г. № 890); Краевая целевая программа «Электронное Прикамье на 2008-2010 годы».
В рамках реализации федеральной программы «Электронная Россия» в Перми была разработана «Концепция информатизации управленческой деятельности администрации города и администраций районов города Перми до 2008 года».
Данный документ определил систему взглядов на построение и перспективное развитие единой муниципальной информационно-управляющей системы (МИУС), и определил стратегию, приоритеты и основные направления информатизации управленческой деятельности администрации города Перми на период до 2008 года.
Предполагалось, что информатизация управленческой деятельности администрации города Перми позволит повысить эффективность, прозрачность управления городским хозяйством и создать предпосылки для повышения уровня жизни населения, будет способствовать интенсификации процессов информатизации в различных сферах деятельности общества.
Применение информационных технологий должно обеспечить:
• повышение эффективности управления муниципальной собственностью за счет автоматизации учета объектов муниципальной собственности, нематериальных активов, анализа их эффективного использования,
• повышение качества и доступности муниципальных услуг для граждан и организаций, результативности деятельности администрации на основе внедрения технологий «электронного муниципалитета» и формирования городской корпоративной сети,
• снижение операционных затрат на содержание административного аппарата, повышение эффективности управления муниципальными информационными ресурсами на основе создания и развития систем:
- управления финансовыми, материально-техническими, кадровыми ресурсами, документационного обеспечения деятельности муниципалитета, групповой работы муниципальных служащих с документами, планирования и мониторинга деятельности структурных подразделений, управления проектной деятельностью.
- контроля целевого использования бюджетных средств, выделяемых на реализацию целевых программ информатизации,
- анализа ключевых показателей эффективности и результативности деятельности администрации.
• рост квалификации муниципальных служащих на основе создания и развития информационной системы поддержки непрерывного профессионального образования, системы управления знаниями,
• совершенствование взаимодействия органов исполнительной, законодательной, судебной власти и органов местного самоуправления на основе создания общей защищенной информационной среды.
Политика в сфере информатизации управленческой деятельности администрации основывается на следующих принципах:
1. Принцип координации.
Координация с федеральной целевой программой «Электронная Россия» и с областной программой «Электронное Прикамье (2004-2010 годы)». Проведение единой политики информатизации. Централизация финансирования закупок, разработок и внедрения программно-технических средств.
Координация может быть обеспечена путем создания структуры управления информатизацией с возложением оперативного руководства отделами информатизации структурных подразделений администрации города, администраций районов города, муниципальных предприятий и учреждений по вопросам телекоммуникаций и информатизации, обеспечения соответствия действующим стандартам и нормативам, установленным для унификации взаимодействия информационных систем при их разработке.
2. Принцип приоритетности.
Подчинение процессов информатизации решению приоритетных задач социально-экономического развития, модернизации системы муниципального управления, обеспечения контроля общества за муниципальной властью. Приоритетное использование местного научно-технического и производственного потенциала при решении задач информатизации.
3. Принцип системности.
Системный подход позволяет объединить множество компонентов городской инфраструктуры в единую муниципальную информационно-управляющую систему. МИУС строится как совокупность технических средств накопления и обработки информации, нормативно-правовой базы, централизованной организационно-финансовой поддержки и кадрового обеспечения.
4. Принцип открытости.
Обеспечение открытости, доступности, информационной полноты и прозрачности деятельности администраций города и районов.
5. Принцип востребованности.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10