Институт омбудсмана в области защиты прав несовершеннолетних

Воспитанники колонии получают в подарок издание с текстом Конвенции, призы за активность и хорошее знание правовых норм. В 2004 г. по инициативе Уполномоченного по правам ребенка в Комитете по делам молодежи Администрации Волгоградской области создан областной банк данных на молодых людей, освобожденных из колонии. Областной центр социальной помощи семье и детям приступил к выполнению программы по ресоциализации освободившихся и готовящихся к освобождению воспитанников колонии. Проект «Детское право» направлен на правовое воспитание и образование детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — воспитанников детских домов и интернатных учреждений Волгоградской области.

Реализация проекта началась в январе 2004 г. Его первыми участниками стали Урюпинская школа-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Серафимовичский, Руднянский и Волжский детские дома. Дети-сироты приобретают определенную сумму знаний, вырабатывают и закрепляют соответствующие умения и навыки, чтобы подготовиться к решению жизненных правовых конфликтов, научиться предотвращать их, а также защищать свои права и интересы близких. Немаловажно, что правовое обучение проходят и воспитатели, учителя и администрация детских учреждений, в чьи обязанности входит подготовка детей к будущему выпуску из детского дома. При активной поддержке и участии Уполномоченного по правам ребенка в Волгограде при юридическом лицее № 6 открыта юридическая клиника, осуществляющая юридическое и правовое консультирование граждан, в том числе несовершеннолетних, с привлечением к работе старшеклассников лицея и студентов-волонтеров юридических специальностей из вузов города. Одно из главных направлений работы клиники составляет проведение семинаров по правозащитной тематике и курсов волонтеров для учащихся лицея с целью их подготовки к выездам в детские учреждения. В юридической клинике используются такие формы работы, как проведение диспутов, обсуждений, «круглых столов» с участием детей и взрослых, правовых уроков с элементами игры и постановочных сюжетов для детей разного возраста. Уже стал традиционным проводимый Уполномоченным по правам ребенка совместно с Комитетом по делам молодежи Администрации Волгоградской области конкурс среди СМИ «Журналист — в защиту детства», способствующий формированию общественного мнения в поддержку прав и интересов несовершеннолетних, воспитанию и образованию самих журналистов. Уполномоченный по правам ребенка регулярно принимает участие в программах радио и телевидения, готовит информационные материалы для местных газет и общероссийского журнала по правам ребенка «Защити меня!». В целях правового просвещения детей и взрослых выпущены издания «Почти все о твоих правах» (пособие для несовершеннолетних), «Детское право для учителей, воспитателей, руководителей детских учреждений», «Детское право для несовершеннолетних», «Детское право для детей и взрослых», «Психолого-педагогический аспект формирования правового сознания участников образовательного процесса в детских образовательных учреждениях» (методические рекомендации), «Воспитание в коллективе как отражение традиций национальной культуры» (методические материалы), «Правовые механизмы защиты прав и интересов детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» (сборник докладов участников научно-практической конференции). Все материалы распространялись по детским домам, органам и учреждениям, занимающимся вопросами семьи и детей, образования. [17, с. 88]

Взаимодействие Уполномоченного по правам ребенка с общественными организациями, проведение совместных акций. Поскольку деятельность Уполномоченного по правам ребенка Волгоградской области не подкреплена аппаратом, большую роль в ее поддержке выполняют общественные организации и фонды. Уполномоченный по правам ребенка служит связующим звеном между органами власти и гражданским обществом — пропагандирует и презентует ценности ребенка социуму, берет на себя задачу формирования и поддержки системы социальных отношений, социального взаимодействия различных групп, организаций, учреждений, занимающихся вопросами детства и его защитой.

В Волгоградской области последовательно укрепляется взаимодействие между органами власти и неправительственными организациями, работающими в интересах детей. При поддержке и активном участии Уполномоченного по правам ребенка создана Коалиция общественных однонаправленных организаций «Права — детям», объединяющая около 35 организаций.

Показательный уровень взаимодействия неправительственных организаций (НПО) и Уполномоченного по правам ребенка Волгоградской области прослеживается в проводимых совместных акциях и мероприятиях. Долгосрочность акций, организуемых в интересах детей, оказавшихся в кризисной жизненной ситуации, повышает их эффективность. В Волгограде ежегодно проводится благотворительная акция «Дети — не игрушки!» по сбору игрушек, книг, учебников, школьных принадлежностей для детей, находящихся на лечении в детском отделении психиатрической больницы №19 г. Волгограда. В данной акции приняли участие общественно активные школы №12, 24, 86, 100, 124, гимназии № 1, 6, 9 г. Волгограда), общественные организации (ВРМОО «Участие», клуб ЮНЕСКО «Достоинство ребенка», ВАНС «Надежда», МО ВОС Ворошиловского района г. Волгограда), Церковь христиан-адвентистов седьмого дня. В продолжение акции был проведен сбор игрушек для детских домов области (Урюпинской школы-интерната для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, приютов «Лучик», «Подросток» и др.). Организация, проведение и участие в мероприятиях по защите прав и интересов несовершеннолетних и молодежи. В Волгоградской области всеми структурами власти активно пропагандируется политика приоритетного отношения к детству, обсуждаются проблемы детского неблагополучия, предлагаются пути их решения, совместные планы действий.

Распространение опыта Волгоградской области по защите прав детей Работа Уполномоченного по правам ребенка Волгоградской области получила высокую оценку Представительства Детского фонда ООН (ЮНИСЕФ) в Российской Федерации, которое направило его на ежегодные встречи Европейской сети детских омбудсманов (ENOC) в Швеции (2003 г.) и Уэльсе (2004 г.). Уполномоченные из Москвы и Волгограда выступили на встречах с докладами о развитии в Российской Федерации и субъектах Российской Федерации института уполномоченного по правам ребенка. [17, с. 93]

Итак, подводя итоги, необходимо отметить, что деятельность Уполномоченного по правам ребенка Волгоградской области подтверждает тот факт, что только повышение уровня ответственности всех руководителей и должностных лиц, родителей и законных представителей детей за судьбу каждого ребенка приводит к улучшению положения детей. Народная мудрость гласит: «Если вы хотите иметь то, что имели всегда, можете продолжать делать то, что делали всегда». Если мы не перестанем скрывать факты нарушения прав детей в детских учреждениях, будь то школа или интернатное учреждение, приют или детская колония, если мы не сделаем прозрачными (доступными для общественного контроля) стены тех учреждений, через которые никак не пробьется голос обиженного ребенка, если мы не постараемся услышать мнение самих детей о проблемах, которые их тревожат, наши дети не будут нам доверять. А без их доверия и уважения мы не справимся и с детским неблагополучием.

Заключение


Итак, в заключение данной работы, необходимо подвести черту под нашим скромным исследованием.

Правовой институт детского омбудсмана появившись впервые в Скандинавии, за достаточно непродолжительное время своего существования убедительно доказал свою эффективность, предопределив тем самым его широкое распространение в мировой практике.

В зарубежных странах омбудсман по правам детей отстаивает нужды, права и интересы несовершеннолетних, борется за соблюдение Конвенции о правах ребенка и содействует ее распространению. Омбудсман там вправе проводить расследования, давать критическую оценку и публиковать свое мнение, однако он не вправе изменить административную меру или аннулировать административные решения. Омбудсман выступает независимо от юридических представителей, родителей или опекунов, защищая права ребенка во всех видах гражданских и уголовных дел, в которые дети прямо или косвенно вовлечены.

Что касается России, то этот институт для нас является новым, ещё недостаточно окрепшим и сформировавшимся.

По мнению автора данной работы, действующие в России комиссии, инспекции по делам несовершеннолетних, органы социальной защиты, благотворительные учреждения явно не справляются с возложенными на них задачами. Защитой прав ребенка сегодня в нашей стране занимаются множество различных государственных и общественных структур, однако их деятельность не скоординирована.

В России, институтом, призванным скоординировать и упорядочить деятельность структур занимающихся защитой прав ребенка как раз и должен стать уполномоченный по правам ребенка, представляющий собой российский вариант детского омбудсмана.

Важно отметить тот факт, что должности уполномоченных по правам ребенка с самого начала стали учреждаться на уровне субъектов Российской Федерации, в то время как на федеральном уровне такая должность не была учреждена, что на сегодняшний день является очень большим недостатком. Однако, если принять во внимание обширность российской территории, становится понятно, что отработать формы и приемы защиты прав и законных интересов ребенка первоначально проще на уровне отдельных субъектов Российской Федерации и муниципальных образований. А уже затем накопленный опыт может помочь при создании эффективно действующего федерального омбудсмана по защите прав детей.

Говоря в данной работе о правовом регулировании деятельности уполномоченного по правам несовершеннолетних в России, то, анализируя модели работы, основные права и полномочия, порядок назначения и организационно-правовой статус региональных уполномоченных, необходимо отметить, что в силу вышеназванных причин они различны, что, несомненно, является большим недостатком в организации деятельности этого института в нашей стране. Работа уполномоченных в каждом конкретном регионе опирается на разную нормативную - правовую базу. Институт уполномоченного по правам ребенка в субъекте Российской Федерации пока не интегрирован в систему федерального законодательства, что ограничивает его возможности осуществлять защиту прав детей, например, в суде или детей, находящихся в пенитенциарных учреждениях. Поэтому, введение должности уполномоченного по правам ребенка (детского омбудсмана) на федеральном уровне представляется весьма насущной задачей, для решения которой необходимо подготовить соответствующую законодательную базу.

Анализируя деятельность уполномоченного по правам ребёнка в Волгоградской области, можно отметить, что деятельность его в основном осуществляется по таким направлениям как: защита интересов конкретного ребёнка, защита прав детей в судах, защита прав детей в целом, без представительства интересов отдельного ребенка, правовое просвещение и социальная поддержка детей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, а также ва такхеность его в основном осуществляется по таким направлениям как защита интересов конкретного ребёнка, взаимодействие уполномоченного по правам ребенка с общественными организациями, проведение совместных акций.

Важно отметить также, что, несмотря на все трудности, этот, во многом ещё новый для нашего региона институт, уже с самого начала своего существования доказал свою эффективность в деле защиты прав и законных интересов детей, свою востребованность обществом и органами власти.

Подводя общий итог всей работе, автор считает необходимым отметить следующее:

Защита прав ребенка — важнейшая внутригосударственная и международно-правовая задача. Несмотря на то, что сама идея института омбудсмана по правам несовершеннолетних является в нашей стране заимствованной, но его философия и стиль деятельности будут формироваться в контексте типично российской экономической, политической и правовой среды. Традиции культурного и социального порядка в России складывались в несколько иных формах, чем в западных странах, но именно это обстоятельство будет способствовать формированию омбудсменовской службы в России. Российская традиция как продолжение византийской отличается от римской: в России нравственность и справедливость всегда оценивались выше, чем формальное право. Уполномоченный по правам человека и гражданина РФ, иные омбудсменовские институты будут защищать высшие человеческие ценности. Доводами против создания института омбудсмена могут являться лишь прагматические соображения экономии государственных средств, но не доказательства несостоятельности самой идеи. Аргумент экономии недопустимо использовать при обсуждении проблем прав человека, а особенно детей, ибо экономия здесь породит громадные потерн человеческих и материальных ресурсов. Ценность публичной деятельности омбудсмена нельзя измерять рыночными категориями. Омбудсмен — не искусственная инструментальная конструкция, а живой, постоянно обновляющийся институт.

Думается, весь потенциал институтов гражданского общества должен быть направлен на то, чтобы не оставить без внимания ни одного ребенка, взять на контроль судьбу каждого ребенка в неблагополучных семьях, поддержать его, помочь вырасти здоровым и образованным.

Существенным ресурсом по соблюдению прав детей и улучшению их положения в Российской Федерации может и должна стать деятельность уполномоченных по правам ребенка.


Список литературы


1.                 Конвенция о правах ребенка (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.

2.                 Конституция РФ. Принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. (с изм. от 30.12.2008) // СЗ РФ от 28.02.2009, № 30, ст. 3051.

3.                 Закон Кемеровской области «Об уполномоченном по правам ребёнка при губернаторе Кемеровской области» от 14. 03. 2001 г. № 25‑ОЗ // СЗ Кемеровской области от 29. 05. 2001 г. № 255, ст. 84

4.                 Закон города Москвы «Об уполномоченном по правам ребёнка в городе Москве» от 3. 10. 2001 г. №43 // Бюллетень правительства Москвы от 15. 10. 2001 г. № 2 (15), ст. 24

5.                 Закон Самарской области «Об уполномоченном по правам ребёнка в Самарской области от 6. 05. 2002 г. №18 ‑ ГД (в ред. от 29. 06. 2004 г. № 111 - ГД) // СЗ Самарской области от 22. 07. 2004 г. № 8, ст. 2084

6.                 Закон Краснодарского края «Об уполномоченном по правам ребёнка в Краснодарском крае» от 26. 06. 2002 г. № 498‑КЗ // СЗ Краснодарского края от 22. 07. 2002 г. № 451, ст. 135

7.                 Закон Республики Саха (Якутия) «Об уполномоченном по правам ребёнка в Республике Саха (Якутия)» от 5. 02. 2003 г. 4‑З № 5‑III // СЗ Республики Саха (Якутия) от 9. 03. 2003 г. № 596 ст. 3210

8.                 Закон Красноярского края «Об уполномоченном по правам ребёнка в Красноярском крае» от 21. 10. 1997 г. № 15‑585 // Сборник законодательства Красноярского края от 22. 05. 1998 г. № 183.

9.                 Временное положение «Об уполномоченном по правам ребёнка в Волгоградской области» Утверждено Постановлением Главы Администрации Волгоградской области от 8. 05. 1998 г. №232 // «Волгоградская правда» от 19.01.2007 г. № 9

10.            Положение «Об уполномоченном Государственного совета Республики Дагестан по правам ребёнка» Утверждено Указом Государственного Совета Республики Дагестан от 25. 08. 2003 г. №205 // «Дагестанский Вестник» от 8. 09. 2003 г. № 15(183)

11.            Указ губернатора Ивановской области «Об утверждении Положения об Уполномоченном (комиссаре) по правам ребенка Ивановской области» от 20. 05. 2001 г. № 25‑ОЗ // «Ивановский рабочий» от 20. 06. 2001 г. № 6(219)

12.            Автономов А. С. Институт уполномоченного в регионах Российской Федерации: Опыт, проблемы, потенциал развития. Учебное пособие. – М.: Статут, 2005. - 186 с.

13.            Бойцова В. В., Бойцов Л. В. Правовой институт омбудсмена в условиях современного общественного развития. – М.: Юрист, 2008. - 280 с.

14.            Лукин В. П. О становлении института уполномоченного по правам ребёнка в России // Институт уполномоченного по правам ребенка в России: Сборник / Сост. и общ. ред. Г. В. Сабитова. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2005.— 184 с.

15.            Памфилова Э. А. О работе уполномоченных по правам ребёнка В РФ// Институт уполномоченного по правам ребенка в России: Сборник / Сост. и общ. ред. Г. В. Сабитова. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2005.— 184 с.

16.            Хаманева Н. Ю. Охрана прав граждан зарубежных стран: институт омбудсмена (сравнительный аспект). – Саратов.: Омега – Л, 1997. – 160 с.

17.            Алексеева Т. Н. О работе уполномоченного по правам ребёнка в Волгоградской области// Институт уполномоченного по правам ребенка в России: Сборник / Сост. и общ. ред. Г. В. Сабитова. — М.: ГосНИИ семьи и воспитания, 2005.— 184 с.


Периодическая литература


18.            Куприянова Е. И. Правовое обеспечение института детского омбудсмана в современной России // Современное право. 2008. № 2.

19.            Кикиоть В. А. О необходимости введения должности народного правозащитника // Конституционный вестник. 1991. № 8.

20.            Хаманева Н. Ю. Роль омбудсмена в охране прав граждан. // Советское государство и право. 1990. № 9.

21.            Шемшученко Ю. С., Мурашин Г. А. Институт омбудсмена в современных буржуазных государствах // Советское государство и право. 1991. № 1.


Страницы: 1, 2, 3, 4, 5



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты