Особенностью данного договора является то, что товары приобретаются заказчиком не для личного, семейного, домашнего потребления, а для потребностей государства. Однако субъект предпринимательства — поставщик по договору получает прибыль именно от профессиональной деятельности по реализации таких товаров.
Заключение государственного контракта обязательно для поставщика (исполнителя) лишь в случаях, установленных законом, и при условии, что государственным заказом будут возмещены все убытки, которые могут быть причинены поставщику (исполнителю) в связи с выполнением государственного контракта, за исключением казенного предприятия. Если заказ на поставку товаров для государственных нужд размещается по конкурсу, заключение государственного контракта с поставщиком (исполнителем), объявленным победителем конкурса, для государственного заказчика является обязательным.
При уклонении стороны, для которой заключение государственного контракта обязательно, от его заключения государственный заказчик вправе обратиться в суд с иском о понуждении этой стороны заключить государственный контракт.
Глава 4. Предпринимательские договоры по передаче имущества в пользование.
4.1. Договор аренды предприятия
Реализация подобного рода предпринимательских отношений возможна посредством использования определенных разновидностей договора аренды.
Наиболее типичными для предпринимательской деятельности являются договор аренды предприятия и договор финансовой аренды (лизинга).
Договор аренды предприятия — соглашение сторон, по которому арендодатель обязуется предоставить во временное владение и пользование за плату предприятие в целом как имущественный комплекс, используемый для предпринимательской деятельности, в том числе земельные участки, здания, сооружения, оборудование и другие входящие в состав предприятия основные средства, передать в порядке, на условиях и в пределах, определяемых договором, запасы сырья, топлива, материалов и иные оборотные средства, права пользования землей, водой и другими природными ресурсами, зданиями, сооружениями и оборудованием, иные имущественные права арендодателя, связанные с предприятием, права на обозначения, индивидуализирующие деятельность предприятия, и другие исключительные права, а также уступить ему права требования и перевести на него долги, относящиеся к предприятию (п. 1 ст. 656 ГК).
Права арендодателя, полученные им на основании разрешения (лицензии) на занятие соответствующей деятельностью, не подлежат передаче арендатору, если иное не установлено законом или иным правовым актом.
Арендодателями предприятия, как правило, выступают лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность, являющиеся его собственниками, а также Мингосимущество РФ, органы управления муниципальным имуществом.
Арендаторы по данному договору — субъекты предпринимательства (коммерческие юридические лица и индивидуальные предприниматели), так как аренда предприятия предназначена для предпринимательской деятельности.
Закон предъявляет требования к форме договора аренды предприятия, несоблюдение которой влечет недействительность договора.
Последний должен быть заключен в письменной форме путем составления одного документа, подписанного сторонами. Кроме того, он подлежит государственной регистрации и считается заключенным с момента такой регистрации (ст. 658 ГК).
Пример из арбитражной практики по данному виду договора приведен в приложении № 1.
4.2. Договор финансовой аренды
Договор финансовой аренды — соглашение сторон, по которому арендодатель обязуется приобрести в собственность указанное арендатором имущество у определенного им продавца и предоставить арендатору это имущество за плату во временное владение и пользование для предпринимательских целей. Арендодатель в этом случае не несет ответственности за выбор предмета аренды и продавца (ст. 665 ГК).
Предметом договора финансовой аренды могут быть любые непотребляемые вещи, используемые для предпринимательской деятельности, кроме земельных участков и других природных объектов. Исходя из этого, договор лизинга заключается только с предпринимательской целью и, соответственно, между субъектами предпринимательской деятельности.
В качестве арендодателей (лизингодателей) выступают лизинговые компании, создаваемые различными структурами: производителями техники и оборудования, банками и др.
Лизинговые компании (фирмы) — коммерческие организации (резиденты Российской Федерации или нерезиденты Российской Федерации), выполняющие в соответствии со своими учредительными документами функции лизингодателей и получившие в установленном законодательством Российской Федерации порядке разрешения (лицензии) на осуществление лизинговой деятельности (ст. 5 Федерального закона «О лизинге»).
Договор известен с давних времен и прошел длительный период развития. В доперестроечный период, несмотря на многочисленные указания в партийно-правительственных документах о необходимости повышения его роли в экономике, совершенствовании договорной работы, функции договора сводились по существу к конкретизации, детализации показателей, установленных в плановых актах.
В условиях рыночной экономики роль договора необычайно велика. Система договоров становится ядром рыночного механизма, дополняемым иными методами регулирования[8].
За это время существенно изменилась экономическая и правовая ситуация в России. Такие изменения влекут за собой и необходимость создания необходимых правовых условий существовании института договоров.
И в этом очень важную роль играют источники регулирования договоров – федеральные законы и подзаконные нормативные акты.
Источниками регулирования договоров являются также указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, именуемые «иными правовыми актами»; они не должны противоречить ГК и законам (п. 3 ст. 3 ГК РФ). Основное назначение указов Президента РФ — оперативное регулирование соответствующих отношений, не урегулированных законом. Постановления Правительства РФ, содержащие нормы гражданского права, могут быть изданы на основании и во исполнение ГК, иных законов, указов Президента РФ (п. 4 ст. 3 ГК РФ).
Возможность регулирования договорных отношений иными правовыми актами в ряде случаев прямо предусмотрена в ГК РФ (например, ст. 799; п. 3 ст. 539).
Среди источников регулирования договоров следует назвать также акты министерств, ведомств, иных федеральных органов исполнительной власти, именуемых «ведомственными актами». Они могут быть изданы в случаях и в пределах, предусмотренных ГК, другими законами и иными правовыми актами (п. 7 ст. 3 ГК РФ). Так, многочисленные нормативные акты принимаются Центральным банком РФ, Федеральной комиссией по рынку ценных бумаг, Министерством экономики РФ и др.
Специальным источником регулирования предпринимательских договоров являются обычаи делового оборота, предусмотренные ст. 5 ГК РФ. Обычаем делового оборота признается сложившееся и широко применяемое в какой-либо области предпринимательской деятельности правило поведения, не предусмотренное законодательством, независимо от того, зафиксировано ли оно в каком-либо документе. В п. 4 постановления Пленума Верховного Суда РФ и Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ от 1 июля 1996 г. № 6/8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» разъясняется, что правило поведения, признаваемое обычаем делового оборота, должно быть достаточно определенным по содержанию и широко применяемым в какой-либо области предпринимательской деятельности.
В иерархии источников регулирования обычай делового оборота занимает последнее место. Он применяется, если условие договора не определено сторонами или диспозитивной правовой нормой (п. 5 ст. 421 ГК РФ).
. В сфере предпринимательства складываются и деловые обыкновения — понятие, близкое к понятию обычая делового оборота. Однако между ними имеются различия. Как отмечается в литературе, деловые обыкновения содержат и общие правила, сложившиеся в какой-либо области предпринимательской деятельности, и правила, которые сложились и применяются во взаимоотношениях между двумя сторонами. В отличие от обычаев делового оборота деловые обыкновения применяются, только если стороны ссылаются на них в заключенном договоре[9]. Примером деловых обыкновений, применяемых как в международной купле-продаже, так и во внутренней торговле, являются разработанные Международной торговой палатой Международные правила толкования торговых терминов Инкотермс.
Согласно Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры являются составной частью правовой системы Российской Федерации (ч. 4 ст. 15).
Это положение воспроизведено в ГК РФ, в котором закреплен приоритет международных договоров по отношению к гражданскому законодательству. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусматривает гражданское законодательство, применяются правила международного договора (ст. 7).
В условиях, когда Россия включается в систему мировых хозяйственных связей, это правило имеет большое значение. Например, Россия присоединилась к Венской конвенции ООН «О договорах международной купли-продажи товаров», к Конвенции о международном финансовом лизинге и другим.
Высший Арбитражный Суд, и Верховный Суд РФ анализируют и обобщают судебную практику по отдельным категориям дел, в порядке судебного толкования дают разъяснения по применению законодательства. Их акты, хотя и не носят нормативного характера, но в ряде случаев восполняют пробелы в законодательстве и имеют большое значение для единообразного понимания и применения арбитражными судами соответствующих норм.
Общедоступность источников регулирования договоров и играет большую роль в становлении института предпринимательских договоров.
Об этом свидетельствует арбитражная практика за 2000-2001 г.. приведенная в приложении. Статистика такова, что количество рассматриваемых дел сократилась почти в два раза, это говорит о повышении правосознания контрагентов и точном соблюдении законодательства.
1. Конституция Российской Федерации – М.: Юридическая литература, 1993
2. Гражданский кодекс РФ. Части I и II. – М.: "Новая волна", 1997.
3. Кодекс торгового мореплавания Союза ССР от 17 сентября 1968 г. //Ведомости Верховного Совета СССР, 1968 №39 ст. 351.
4. Воздушный кодекс РФ //Российская газета, 1997 г. 26 марта.
5. Закон РФ "О страховании" от 27 ноября 1992 г. //Ведомости РФ. 1993 №2 ст. 56.
6. Закон РФ "О защите прав потребителей" //СЗ РФ. 1996 №3 ст. 140.
7. Закон РФ "О банках и банковской деятельности" от 02 декабря 1990 г. в редакции 03.02.96 //СЗ РФ. 1996 №6 ст. 492.
8. Закон РФ "О рынке ценных бумаг" от 27 апреля 1992 г. //СЗ РФ. 1996 №17 ст. 1918.
9. Закон РФ "О естественных монополиях" от 17 августа 1995 г.//СЗ РФ 1995 №34 ст. 3426
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17