Интеллект как собственность

Возможные решения существующих проблем

Обеспечение международно-правовых условий

До конца 2002 г. желательно завершить процесс принятия законодательных актов (включая внесения изменений и дополнений к действующим законам), которые привели бы украинское законодательство в соответствие с требованиями Соглашения ТРИПС, что является одним из ключевых условий вступления Украины в ВТО.

Одновременно следует дополнить действующую Программу интеграции Украины к Европейскому Союзу - в части уточнения институционных и финансовых ресурсов, необходимых для реализации мероприятий по охране интеллектуальной собственности.

Следует изучить вопрос о целесообразности присоединения Украины к ряду международных конвенций и договоров, включая Лиссабонское соглашение о защите названий мест происхождения и их международной регистрации 1958 г.; Договор о международной регистрации аудиовизуальных произведений (FRT) 1989 г.; Вашингтонский договор об интеллектуальной собственности относительно интегральных микросхем 1989 г.; Евразийская патентная конвенция (ЕПК) 1994 г. Кстати, по последнему из названных вопросов на “круглом столе” развернулась горячая дискуссия. Категорически против ратификации ЕПК выступил ряд участников, в т.ч. патетные поверенные, чье мнение озвучила Т.Кукшина.

Важно также изучить вопрос о целесообразности разработки долгосрочной (на пять лет) программы сотрудничества с Европейским патентным ведомством и Ведомством по гармонизации на внутреннем рынке (товарные знаки ЕС). Следует разработать комплекс долгосрочных мероприятий по адаптации национальной патентной системы к параметрам европейской патентной системы и европейской системы товарных знаков;

На основе активного участия в работе, проводимой Всемирной организацией интеллектуальной собственности в вопросах охраны интеллектуальной собственности в сети Интернет, в сферах биотехнологии, фольклора, традиционных знаний, нужно будет внести соответствующие дополнения к Программе развития государственной системы охраны интеллектуальной собственности в Украине на 2001-2004 гг., направленные на подготовку нормативно-правовых актов в этих сферах.

Аналогичным образом следует внести в перечень актов законодательства Украины, по которым необходима адаптация к законодательству ЕС, нормативные документы ЕС по вопросам охраны интеллектуальной собственности в информационном обществе, сети Интернет.

Обеспечение развития внутреннего правового поля

В данной области приоритет номер один - ускорение принятия Книги IV “Интеллектуальная собственность” новой редакции Гражданского кодекса Украины, проведение работы относительно ликвидации несогласований между отдельными нормативно-правовыми актами по вопросам интеллектуальной собственности.

Практически перезревшим является вопрос о принятии закона о создании Патентного суда Украины как органа специальной компетенции, уполномоченного рассматривать спорные вопросы в сфере интеллектуальной собственности в порядке административного судопроизводства, включая вопросы защиты от недобросовестной конкуренции, связанные с правами интеллектуальной собственности.

Специалистами поддерживается идея внесения изменения в Закон Украины “Об охране прав на изобретения и полезные модели”, Уголовный кодекс Украины относительно уголовной ответственности за подачу заявок на изобретения в иностранные государства до подачи их в национальное патентное ведомство.

Следовало бы обеспечить до конца 2002 г. подготовку законопроектов относительно: охраны коммерческой тайны, включая вопросы ноу-хау; правовой охраны рационализаторских предложений; трансфера технологий (включая регулирование вопросов патентования изобретений за границей, вопрос передачи технологий при выезде физических лиц за границу); оценки интеллектуальной собственности; а также разработать методику оценки стоимости прав интеллектуальной собственности.

К этому следует добавить, что в ходе дискуссии на “круглом столе” первый заместитель председателя Государственного департамента интеллектуальной собственности В.Жаров высказался за принятие специального законодательного акта по вопросам служебных изобретений, т.е. изобретений, сделанных при выполнении работником своих служебных обязанностей. Одновременно он выступил за то, чтобы вернуться к рассмотрению вопроса о защите авторов научных открытий в рамках работы по подготовке новой редакции Гражданского кодекса Украины.

Организация управления и развитие инфраструктуры в сфере охраны интеллектуальной собственности

Важными задачами в данной области является обеспечение надлежащего уровня координации деятельности министерств и ведомств путем регулярного проведения заседаний Межведомственного комитета по проблемам защиты прав на объекты интеллектуальной собственности, а также принятие постановления о создании в министерствах и ведомствах структурных подразделений по вопросам интеллектуальной собственности.

Вместе с тем следует сделать акцент на внедрении современных технологий управления процессами охраны интеллектуальной собственности. Этому способствовало бы создание централизованного компьютерного банка данных относительно фирменных наименований, зарегистрированных на территории Украины; внедрение новейших информационных технологий, в частности относительно патентной библиотеки общественного пользования.

Необходимы мероприятия по расширению сети региональных организаций в области предоставления широкого комплекса услуг в сфере охраны интеллектуальной собственности, с участием Всеукраинской ассоциации патентных поверенных, Общества изобретателей и рационализаторов Украины, с использованием, в случае необходимости, сотрудничества с региональными отделениями Торгово-промышленной палаты Украины. Необходимо также разработать меры по приведению национальной статистики относительно интеллектуальной собственности в соответствие с международными стандартами в этой сфере.

Но зарубежный опыт показывает, что создать эффективную систему охраны интеллектуальной собственности, опираясь исключительно на государственные структуры, невозможно. Поэтому собственникам интеллектуального продукта (юридическим и физическим лицам), а также творческим союзам Украины важно ускорить процесс создания негосударственных организаций по вопросам охраны интеллектуальной собственности, а наиболее мощным из них - изучить вопрос о вхождении в соответствующие международные негосударственные организации.

Наконец, в данной сфере необходимо принять меры в отношении урегулирования вопросов “интеллектуального наследства” бывшего СССР.

Защита прав собственников и потребителей от недобросовестной конкуренции

В этой области следует предоставить Государственному комитету стандартизации, метрологии и сертификации Украины соответствующие полномочия для эффективной защиты потребителей от недобросовестной конкуренции, связанной с неправомерным использованием товарных знаков и других объектов интеллектуальной собственности. Функции Госкомстандарта в данной области должны ограничиваться компетенцией в области защиты прав потребителей и не должны ограничивать роль Антимонопольного комитета в данной области.

Необходимо также принять меры к усилению координации деятельности органов исполнительной власти, в т.ч. правоохранительных органов, с целью создания целостной системы обеспечения (в т.ч. информационного) соблюдения законодательства об охране интеллектуальной собственности.

Усовершенствование экономических рычагов охраны интеллектуальной собственности

Эти вопросы требуют самого пристального внимания, поскольку обусловливают массовость и устойчивость нарушений прав интеллектуальной собственности. Без решения этих проблем (а они теснейшим образом связаны с вопросами доходов населения, реальной заработной платы в стране) и при полагании исключительно на карательные меры придется сделать то, что афористично изобразила во время дискуссии на “круглом столе” руководитель юридического департамента Украинского национального комитета Международной торговой палаты Н.Котигоренко - “закупить в Китае дешевую арматуру и всем поставить решетки на окна”. Нельзя не согласиться с ее мнением о том, что многие граждане Украины просто финансово “не потянут” покупки лицензированных продуктов, и, следовательно, нужны меры технической и финансовой помощи в решении данной проблемы.

Следует разработать систему экономических стимулов (налоговых, кредитных, страховых) коммерциализации запатентованных научно-технических достижений. В частности, назревшим является вопрос о создании Фонда содействия патентованию украинских изобретений за границей, с его частичным финансированием из Государственного бюджета в рамках отдельной статьи бюджетных затрат на охрану интеллектуальной собственности. В Государственном бюджете следует также предусмотреть надлежащее финансирование затрат на развитие инфраструктуры охраны интеллектуальной собственности, модернизацию технической базы государственных учреждений этой сферы и внедрение в них новейших информационных технологий.В контексте этой категории проблем достаточно актуально прозвучало замечание руководителя Центра интеллектуальной собственности и передачи технологий президиума НАН Украины Ю.Капицы о нерешенности в Украине вопроса относительно порядка и эффективного регулирования размеров вознаграждения авторам изобретений, из-за чего “изобретать в Украине невыгодно”.

Образование и формирование общественного сознания

Актуальным вопросом стало проведение в украинских СМИ широкомасштабной образовательной кампании, направленной на формирование у населения Украины правовой культуры, уважения к интеллектуальной собственности и базовых знаний о правах собственников интеллектуального продукта и механизмах его охраны, в т.ч. за границей. В рамках Концепции реформирования системы образования в Украине было бы желательно предусмотреть внедрение в средней школе ознакомительных курсов (разделов) с основами интеллектуальной собственности и соответствующих спецкурсов в высших учебных заведениях. Это является достаточно непростым вопросом в условиях, когда в школах на сегодня отсутствуют даже элементарные курсы по вопросам экономики.

В целом следует позаботиться о разработке системы организации обучения, подготовки и переподготовки специалистов в сфере интеллектуальной собственности, научно-методического обеспечения этого процесса.

Наконец, эффективным решением может стать введение разветвленной системы дистанционного обучения специалистов в области интеллектуальной собственности с помощью Интернета с использованием опыта Всемирной организации интеллектуальной собственности (ВОИС). Важно также проработать вопрос относительно более широкого использования возможностей Всемирной академии ВОИС для подготовки специалистов высшего уровня квалификации.

По мнению экспертов УЦЭПИ, реализация этих предложений будет содействовать дальнейшему развитию и качественному усовершенствованию системы охраны интеллектуальной собственности в Украине, ускорению экономического развития и повышению международного имиджа нашего государства.





Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты