В зависимости от того, называет законодатель в определении преступления общественную опасность или противоправность в качестве признака преступления или нет, в науке уголовного права принято говорить о материальном, формальном либо материально-формальном определении преступления. В материальном определении преступления обязательно названа общественная опасность деяния и отсутствует указание на противоправность. В формальном определении преступления говорится о деянии, запрещенном уголовным законом, а общественная опасность как признак преступления не обозначена. В ст. 14 УК дано материально-формальное определение преступления: в нем наличествуют оба рассмотренных признака. Такое определение, указывая на закон как на источник признания деяний преступлением, объясняет основания отнесения их к уголовно противоправным деяниям — общественной опасностью для личности, общества, государства. Кроме того, оно имеет большое практическое значение: действие или бездействие, в силу малозначительности не представляющее общественной опасности, хотя формально и содержащее признаки предусмотренного УК преступления, таковым не является (ч. 2 ст. 14 УК).
Часть 2 ст. 14 УК имеет большое значение для характеристики материального признака (общественная опасность). В соответствии с ней деяние, которое не причинило существенного вреда объекту, охраняемому уголовным законом, или не угрожало причинением вреда, в силу малозначительности не обладает достаточной для преступления степенью общественной опасности и поэтому не рассматривается в качестве преступления. Вместе с тем такое деяние должно формально подпадать под признаки названного в УК преступления. Вопрос о малозначительности деяния решается с учетом фактических обстоятельств и относится к компетенции следствия и суда. По этому признаку Судебная коллегия по уголовным делам ВС РФ в порядке надзора прекратила дело в отношении Е., осужденного по ч. 1 ст. 222 УК. Действия Е. в силу малозначительности не представляли общественной опасности, поскольку он не имел цели приобретения ружья и патронов для себя, а пытался предотвратить самоубийство В., который получил тяжелую травму позвоночника и высказывал мысли о самоубийстве, в связи с чем жена В. попросила Е. временно хранить ружье у него.
Поиски критериев признания деяния малозначительным весьма значимы для эффективного применения уголовного закона. Следует согласиться с Н. Ф. Кузнецовой в том, что в основе признания деяния малозначительным должны быть и объективные, и субъективные факторы, т. е. «когда лицо желало совершить именно малозначительное деяние, а не потому, что по не зависящим от него обстоятельствам так в конкретном случае произошло».
Уголовное дело о малозначительном деянии не может быть возбуждено, а возбужденное дело подлежит прекращению за отсутствием состава преступления на основании п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК РФ.
Виновность как признак преступления не упоминалась в ст. 7 УК РСФСР. Указание на нее в ст. 14 УК подчеркивает, что российский законодатель стоит на позиции субъективного, а не объективного вменения. Это означает, что общественно опасное деяние признается преступлением лишь с учетом психического отношения лица к действию (бездействию) и преступным последствиям в форме умысла или неосторожности (ст. 24—27 УК).
Подтверждением признания приоритета субъективного вменения в противовес объективному вменению является введение в УК неизвестной ранее нормы о невиновном причинении вреда. Деяние признается невиновным, а следовательно, непреступным, если доказаны названные в ст. 28 УК условия (определенное субъективное отношение к деянию, наличие экстремальных условий или нервно-психических перегрузок).
Признание виновности самостоятельным признаком преступления, несмотря на прямое указание на это в законе, отрицается некоторыми учеными, которые считают его производным от признака противоправности.
Наказуемость, как и противоправность, названа в ст. 14 УК впервые. Только запрещенное уголовным законом «под угрозой наказания» деяние признается преступлением. Это означает, что в одних случаях наказание назначается реально в соответствии с санкцией конкретной нормы Особенной части УК, а в других случаях лицо может быть освобождено от уголовной ответственности или уголовного наказания (ст. 75-85 УК).
Следует заметить, что ряд ученых выступают против признания за наказуемостью качества самостоятельного признака преступления (Н. С. Таганцев, Н. Д. Дурманов, Н. Ф. Кузнецова).
Понятие «преступление» следует разграничивать с понятием «преступность». Их соотношение не означает соотношения единичного и целого, т. е. преступность не является только совокупностью преступлений. Понятие преступления, определяемого в качестве общественно опасного деяния, безусловно, лежит в фундаменте определения преступности и является законодательным ориентиром изучения и противодействия преступности. Преступность в отличие от преступления представляет собой социальное явление, включающее в себя совокупность преступлений, совершенных за определенный период, на определенной территории и характеризующееся качественными (структура, характер) и количественными (состояние, динамика) показателями.
1.2 Общая характеристика преступлений против безопасности движения и эксплуатации транспорта
Научно-технический прогресс, несомненно, является двигателем общественного развития и открывает перед человечеством огромные возможности в достижении общественно полезных целей.
Вместе с тем он порождает мощные силы (так называемые источники повышенной опасности), эксплуатация которых может повлечь причинение серьезного вреда жизни и здоровью людей. К таковым, в частности, относятся транспортные средства. Для предупреждения отрицательных последствий их использования разрабатываются правила безопасности и эксплуатации. За наиболее опасные нарушения таких правил предусмотрена уголовная ответственность нормами главы 27 УК РФ (так называемые транспортные преступления).
Таким образом, видовым объектом транспортных преступлений является безопасность движения и эксплуатации транспорта (воздушного, водного, железнодорожного, трубопроводного).
Объективная сторона большинства транспортных преступлений предполагает совершение действий или бездействия. Некоторые из этих преступлений могут быть совершены только путем действия (ст. 267 УК РФ), другие — только бездействием (ст. 270 УК РФ).
Характерной чертой большинства составов преступлений, предусмотренных в главой 27 УК РФ, является бланкетность их диспозиций. Поэтому для уяснения их содержания необходимо обращаться к тем законам и другим нормативным правовым актам, которые регламентируют соответствующие правила.
Составы большинства транспортных преступлений сформулированы по типу материального, т. е. предусматривают в качестве обязательного признака объективной стороны наступление общественно опасных последствий. Лишь два состава (ст. 270,271 УК РФ) по своей конструкции формальные.
Субъективная сторона преступлений с материальным составом характеризуется виной в форме неосторожности, а имеющих формальный состав — в форме умысла.
Субъект рассматриваемых преступлений — вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. Исключение составляет ст. 267 УК РФ, субъектом которой признается 14-летний. В отдельных составах предусмотрена ответственность специального субъекта (ст. 263, 266, 270 УК РФ).
Таким образом, преступления против безопасности движения и эксплуатации транспортных средств — это общественно опасные деяния, посягающие на безопасность движения и эксплуатации транспорта и причиняющие или способные причинить вред жизни и здоровью граждан, а также крупный материальный ущерб.
Все преступления, предусмотренные главой 27 УК РФ, можно условно разделить на две группы:
1) преступления, непосредственно связанные с нарушением правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 263, 264, 266, 268 УК РФ);
2) иные преступления в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта (ст. 267, 269—271 УК РФ).
Глава 2. Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств
2.1 Нарушение правил безопасного движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта
Основным объектом данного преступления является безопасность движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного или водного транспорта. Дополнительный объект — здоровье и жизнь человека.
Железнодорожный транспорт в соответствии со ст. 1 Федерального закона от 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» состоит из железнодорожного транспорта общего пользования, железнодорожного транспорта необщего пользования, а также технологического железнодорожного транспорта организаций, предназначенного для перемещения товаров на территориях указанных организаций и выполнения начально-конечных операций с железнодорожным подвижным составом для собственных нужд этих организаций.
Под водным транспортом понимается морской, речной и озерный транспорт независимо от его ведомственной принадлежности (за исключением военных кораблей) и формы собственности организации, которая его эксплуатирует.
К воздушному транспорту относятся самолеты, вертолеты, планеры и другие летательные аппараты, принадлежащие гражданскому воздушному флоту, различным организациям и отдельным гражданам.
С объективной стороны рассматриваемое преступление состоит в нарушении правил безопасности движения и эксплуатации железнодорожного, воздушного, водного (морского или речного) транспорта, наступлении указанных в законе последствий и причинной связи между фактом нарушения указанных правил и наступившими вредными последствиями.
Нарушение указанных правил может быть совершено как путем действия (например, превышение установленной скорости движения, формирование железнодорожного состава из неисправных вагонов), так и бездействия (например, несвоевременная подача предупреждающего сигнала, непринятие мер к устранению неисправности железнодорожного пути, средств связи или сигнализации). Состав преступления материальный.
Преступление, предусмотренное ч. 1 ст. 263 УК РФ, предполагает наступление последствий в виде причинения тяжкого вреда здоровью человека.
Для признания преступления оконченным необходимо реальное наступление указанных последствий.
Ст. 263 УК РФ — норма бланкетная. Основными нормативными актами, регулирующими безопасность движения железнодорожного и воздушного транспорта, являются: Федеральный закон 10 января 2003 г. № 17-ФЗ «О железнодорожном транспорте в Российской Федерации» и Воздушный кодекс РФ, принятый 19 февраля 1997 г. (далее — ВК РФ).
Безопасность на морском транспорте регламентируется, в частности, Конвенцией ООН по морскому праву (1982 г.) и Международной конвенцией об охране человеческой жизни на море (1974 г.). Правила безопасного использования водного транспорта установлены Кодексом внутреннего водного транспорта РФ (далее — КВВТ РФ).
С субъективной стороны преступление характеризуется неосторожной виной: лицо предвидит возможность причинения вредных последствий в виде тяжкого вреда здоровью, но самонадеянно рассчитывает на их предотвращение (преступное легкомыслие), либо не предвидит эти последствия, хотя должно было и могло их предвидеть (преступная небрежность).
Субъектом преступления (субъект специальный) может быть только работник железнодорожного, водного или воздушного транспорта, на которого непосредственно возложена обязанность по соблюдению правил безопасности движения и эксплуатации этого транспорта. Это прежде всего лица, непосредственно управляющие транспортным средством (машинисты, капитаны судов, пилоты), а также иные лица, отвечающие за соблюдение правил безопасности движения и эксплуатации транспорта (диспетчеры, стрелочники, механики).