Иные преступления в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта

Часть 2 ст. 263 УК РФ предусматривает ответственность за то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, а ч. 3 -смерть двух или более лиц.


2.2 Нарушение правил дорожного движения и эксплуатации транспортных средств

Основной объект преступления — безопасность дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. Дополнительный объект — здоровье и жизнь человека.

С объективной стороны данное преступление состоит в нарушении правил дорожного движения или эксплуатации транспортных средств, влекущем наступление тех или иных (установленных ч. 1, 2 и 3 ст. 264 УК РФ) общественно опасных последствий. Между деянием и последствиями должна быть установлена причинная связь. Состав преступления материальный.

Статья 264 имеет бланкетную диспозицию. Поэтому для уяснения признаков состава предусмотренного ею преступления необходимо обратиться к нормам, устанавливающим правила дорожного движения и эксплуатации транспортных средств. К ним прежде всего относятся: Правила дорожного движения РФ и Основные положения по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по безопасности дорожного движения, утвержденные постановлением Совета Министров — Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090 «О правил ах дорожного движения».

Состав преступления охватывает нарушение правил движения и эксплуатации определенных видов механических транспортных средств. К ним относятся автомобили, трамваи либо другие механические транспортные средства. Под другими механическими транспортными средствами согласно примечанию к ст. 264 УК РФ понимаются троллейбусы, трактора, самоходные машины, мотоциклы и иные механические транспортные средства. Иные механические транспортные средства — это любые дорожные, строительные, сельскохозяйственные и другие специальные машины (экскаватор, грейдер, автокран, скрепер, автопогрузчик и т. п.).

К нарушению правил дорожного движения относятся, например превышение установленной скорости, неправильный обгон, выезд П. встречную полосу, управление автомобилем в состоянии опьянения Нарушения правил эксплуатации транспортных средств выражают в выезде на технически неисправном транспортном средстве, перевозке людей на необорудованном для этого транспорте, превышении тоннажа и габаритов перевозимых грузов и т. п.

Ответственность по ст. 264 УК РФ обусловлена наступлением тяжкого вреда здоровью потерпевшего. Таковым признается любой участник дорожного движения (за исключением лица, управляющего транспортным средством). При отсутствии этих последствий состав преступления отсутствует, однако возможно привлечение лица, причинившего вред, к административной, дисциплинарной, а также гражданско-правовой ответственности.

В случае причинения указанных последствий в результате нарушения иных правил, например погрузки или выгрузки грузов, ремонта транспортного средства, производства строительных, дорожных, сельскохозяйственных и иных работ, содеянное не должно квалифицироваться по ст. 264 УК РФ. Подобные деяния в зависимости от формы вины следует рассматривать как соответствующие преступления против личности либо как нарушение правил при производстве различного вида работ (ст. 216 УК РФ).

Особое внимание при анализе состава преступления, предусмотренного ст. 264 УК РФ, следует обратить на установление причинной связи между нарушением указанных правил и наступлением вредных последствий. Неисследованность этого важного обстоятельства приводит к ошибкам в квалификации.

Субъективная сторона преступления — вина в форме неосторожности. Определяющим моментом при установлении субъективной стороны состава преступления является психическое отношение лица, управляющего транспортным средством, к наступившим вредным последствиям. Преступление может быть совершено в результате как преступного легкомыслия, так и преступной небрежности.

Субъект преступления специальный — вменяемое лицо, достигшее 16 лет, управляющее транспортным средством (работник транспорта, лицо, обладающее водительскими правами или не имеющее таковых, либо лишенное их, владелец транспортного средства или лицо, самовольно его захватившее).

Частью 2 ст. 264 УК РФ предусмотрена ответственность за те же действия, повлекшие по неосторожности смерть потерпевшего, а по ч. 3 — за причинение смерти двум или более лицам.


2.3 Недоброкачественный ремонт транспортных средств и выпуск их в эксплуатацию с техническими неисправностями

Основной объект преступления — безопасность эксплуатации транспортных средств. Дополнительный объект — здоровье и жизнь человека. Предмет преступления — все виды транспорта (железнодорожный, автомобильный, морской, речной и воздушный), пути сообщения, средства сигнализации или связи или иное транспортное оборудование.

Объективная сторона преступления может заключаться в любом из двух указанных в законе способов его совершения, а именно:

а) в недоброкачественном ремонте транспортных средств, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо иного транспортного оборудования;

б) в выпуске в эксплуатацию технически неисправных транспортных средств.

Под недоброкачественным следует понимать такой ремонт, после которого транспортное средство, пути сообщения, средства связи и сигнализации предъявляются заказчику с неустраненными неисправностями, препятствующими его использованию по назначению. Под выпуском транспортного средства в эксплуатацию понимается выдача компетентным лицом, которому известно о неисправности транспортного средства, разрешения или предписания выехать в рейс, дача заключения о его технической исправности, непринятие мер к запрещению его эксплуатации. То есть необходимо, чтобы транспортное средство было неисправным. Перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, устанавливается постановлениями Правительства РФ и другими нормативными правовыми актами, в частности Основными положениями по допуску транспортных средств к эксплуатации и обязанности должностных лиц по обеспечению безопасности дорожного движения, утвержденными постановлением Правительства РФ от 23 октября 1993 г. № 1090.

Обязательными признаками состава рассматриваемого преступления являются последствия в виде тяжкого вреда здоровью, а также причинная связь между деянием и этими последствиями. Состав преступления материальный.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной виной в виде легкомыслия или небрежности.

Субъект преступления специальный — вменяемое лицо, достигшее 16 лет, непосредственно производившее ремонт, а также лицо, ответственное за выпуск в эксплуатацию транспортных средств (в том числе и владелец транспортного средства, разрешивший другому лицу эксплуатацию технически неисправного транспортного средства).

Часть 2 ст. 266 УК РФ предусматривает ответственность за те же деяния, повлекшие смерть человека, а ч. 3 этой статьи — смерть двух и более лиц.


2.4 Нарушение правил, обеспечивающих безопасную работу транспорта


Данная статья устанавливает ответственность пассажира, пешехода, другого участника движения (кроме лиц, указанных в ст. 263 и 264 УК РФ) за нарушение правил безопасности движения или эксплуатации любых видов транспорта, если это повлекло причинение вреда здоровью или гибель одного или нескольких лиц.

Основной объект преступления — безопасность движения и эксплуатации транспорта. Дополнительный объект — здоровье и жизнь человека.

Диспозиция ст. 268 УК РФ — бланкетная: в ней не содержится конкретный перечень правил, нарушение которых влечет ответственность. Эти правила устанавливаются специальными нормативными правовыми актами, к числу которых относятся, например, Правила дорожного движения РФ, а также правила поведения пассажиров на различных видах транспорта.

Объективная сторона преступления состоит в нарушении указанных правил и может выразиться, например, в переходе улицы в неустановленном месте или на запрещающий сигнал светофора, посадке или высадке пассажиров при движении транспорта, езде на велосипеде без тормозов или с превышением установленного расстояния от обочины (тротуара) и т. п.

Уголовная ответственность наступает при наличии указанных в статье последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека, а также причинной связи между этими последствиями и конкретным нарушением действующих правил безопасности движения или эксплуатации транспорта. Состав преступления материальный.

Субъективная сторона преступления характеризуется виной в форме неосторожности (как легкомыслием, так и небрежностью).

Субъектом преступления (субъект специальный) являются пешеходы, пассажиры, велосипедисты, погонщики скота и иные лица, за исключением перечисленных в ст. ст. 263 и 264 УК РФ.

По ч. 2 ст. 268 УК РФ квалифицируется то же деяние, повлекшее по неосторожности смерть человека, а по ч. 3 — смерть двух и более лиц.


Глава 3. Иные преступления в сфере безопасности движения и эксплуатации транспорта

3.1 Приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения

Основной объект преступления — безопасность движения и эксплуатации транспорта. Дополнительный объект — здоровье и жизнь человека, отношения собственности.

Предметом преступления могут быть транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи либо другое транспортное оборудование, а также транспортные коммуникации.

С объективной стороны преступление выражается:

а) в разрушении;

б) повреждении;

в) приведении иным способом в негодное для эксплуатации состояние транспортного средства, путей сообщения, средств сигнализации или связи либо другого транспортного оборудования;

г) блокировании транспортных коммуникаций.

Разрушение означает, что транспортные средства, пути сообщения, средства сигнализации или связи либо другое транспортное оборудование, а также транспортные коммуникации приведены в полную непригодность, после чего они не могут быть восстановлены и использованы по назначению.

Повреждение их — это такая порча (поломка), в результате которой они приводятся лишь в частичную негодность, сохраняя в известной мере свою хозяйственную ценность и полезность.

Разрушение и повреждение указанных предметов может совершаться различными способами (поджог, механическое разрушение, затопление, разборка рельсов и т. п.). Эти способы не влияют на квалификацию, но могут быть учтены при назначении наказания.

Под иным способом приведения в негодность предметов преступления понимается совершение действий, которые по сути не являются ни разрушением, ни повреждением, но приводят к невозможности их использования по назначению (например, удаление сигнальных знаков, предназначенных для обеспечения безопасности движения).

Блокирование транспортных коммуникаций представляет собой создание на путях и маршрутах движения транспортных средств значительных препятствий, исключающих их нормальное функционирование. Для этого могут быть использованы самые разные предметы, в том числе и сами транспортные средства. Блокированием является также перекрытие коммуникаций массами людей.

По своей конструкции состав рассматриваемого преступления материальный. Его обязательными признаками являются наступление указанных в законе последствий в виде тяжкого вреда здоровью человека либо крупного ущерба, а также причинная связь между преступным деянием и наступившими последствиями.

К последствиям преступления в ч. 1 ст. 267 УК РФ закон относит крупный ущерб. Признак этот — оценочный. Он может заключаться, например, в уничтожении транспортных средств и (или) перевозимых грузов, длительном перерыве в движении транспорта, продолжительном простое вагонов и т. п.

Субъективная сторона — вина в форме неосторожности.

Субъект преступления общий — как работники транспорта, так и другие лица, достигшие 14 лет.

Квалифицирующим признаком данного преступления (ч. 2 ст. 267 УК РФ) является наступление смерти человека, а особо квалифицирующим (ч. 3 ст. 267 УК РФ) — смерть двух и более лиц.


3.2 Нарушение правил безопасности при строительстве, эксплуатации или ремонте магистральных трубопроводов

Основным объектом преступления является безопасность магистральных трубопроводов в процессе строительства, ремонта и эксплуатации. Дополнительный объект — жизнь и здоровье человека.

Предмет преступления — магистральный трубопровод, по которому передается природное сырье (нефть, иные нефтепродукты, газ), а также технологически жестко связанные с ним различные объекты и сооружения, средства автоматики и связи.

Трубопроводный транспорт, предназначенный для передачи на расстояние различных жидких и газообразных материалов, получил в последнее время значительное развитие. Выведение его из строя в результате нарушения различных правил безопасности может привести к гибели людей, заражению окружающей среды и огромному материальному ущербу.

Объективная сторона преступления заключается в нарушении правил безопасности при строительстве, эксплуатации и ремонте магистральных трубопроводов. Диспозиция статьи — бланкетная, поэтому для уяснения признаков состава преступления необходимо обратиться к нормативным правовым актам ведомственного характера.

Нарушение указанных правил может быть признано преступлением лишь при условии, если оно повлекло причинение тяжкого здоровью. Обязательным признаком объективной стороны является также наличие причинной связи между фактом нарушения соответствующих правил и наступившими последствиями.

Состав преступления материальный.

Субъективная сторона преступления характеризуется неосторожной формой вины по отношению к наступившим последствиям.

Субъектом преступления, предусмотренного ст. 269 УК РФ, являются работники, обеспечивающие деятельность магистральных трубопроводов (субъект специальный).

Часть 2 ст. 269 УК РФ содержит квалифицированный состав и устанавливает ответственность за те же действия, повлекшие смерть человека, а ч. 3 ст. 269 УК РФ — особо квалифицированный состав, охватывающий смерть двух и более лиц.


3.3 Неоказание капитаном судна помощи терпящим бедствие

Объектом преступления является безопасность движения морского и речного транспорта.

Объективная сторона преступления состоит в бездействии — неоказании капитаном судна помощи людям, терпящим бедствие на море или на ином водном пути.

Обязанность капитана принять необходимые меры для спасения терпящих бедствие людей вытекает из ряда международных конвенций (например, Конвенции ООН по морскому праву) и национальных нормативных правовых актов (например, КВВТ РФ).

Ответственность наступает за непринятие мер по оказанию помощи именно людям, терпящим бедствие вместе с судном либо вне его. Место совершения преступления — не только море (акватория, причал, рейд), но и иной водный путь.

Условием наступления ответственности является то, что помощь терпящим бедствие людям могла быть оказана без серьезной опасности для собственного судна, его экипажа и пассажиров. Оценка конкретной сложившейся обстановки и возможностей капитана по оказанию помощи производится путем экспертизы с учетом соответствующих судоходных правил, профессиональных и моральных норм, а также морских обычаев.

Последствия неоказания помощи на квалификацию влияния не оказывают. По конструкции состав рассматриваемого преступления формальный.

Преступление считается оконченным с момента непринятия необходимых мерло оказанию помощи людям, терпящим бедствие.

С субъективной стороны преступление может быть совершено только умышленно. Виновный сознает, что люди терпят бедствие, им не-обходима помощь, которая может быть оказана без серьезной опасности для собственного судна, экипажа и пассажиров, и никаких мер по оказанию помощи не предпринимает.

Субъект преступления — специальный. Им может быть только капитан судна или лицо, в установленном порядке исполняющее его обязанности.


3.4 Нарушение правил международных полетов

Объект преступления — установленный порядок международных полетов, обеспечивающий безопасность движения воздушного транспорта.

Международным полетом признается полет, во время которого судно последовательно находится в воздушном пространстве более чем одного государства. Правила международных полетов изложены в ВК РФ, а также международных договорах о воздушном сообщении, заключенных Российской Федерацией с другими государствами.

Объективная сторона преступления может быть выполнена как путем действия, так путем бездействия и характеризуется:

а) несоблюдением указанных в полетном задании маршрутов, мест посадки, воздушных ворот, высоты полета;

б) иным нарушением правил международных полетов.

К иным нарушениям следует отнести, например, полет другого типа воздушного судна, нежели обозначено в разрешении; отсутствие надлежащих опознавательных знаков; сбрасывание на землю без соответствующего разрешения грузов или парашютистов и т. д.

Состав преступления по своей конструкции формальный.

Оконченным преступление будет считаться с момента совершения любого из вышеуказанных действий.

Нарушение правил полета в силу крайней необходимости, например в связи с метеорологической обстановкой или неисправностью воздушного судна, не образует состава данного преступления.

С субъективной стороны преступление может быть совершено только с прямым умыслом.

Субъект преступления специальный — лицо, управляющее воздушным судном (члены экипажа).


Заключение


Итак, преступлением против безопасности движения или эксплуатации транспорта (транспортным преступлением) признается общественно опасное виновное посягательство на безопасность транспорта, причинившее предусмотренные уголовно-правовыми нормами вредные последствия. Под безопасностью транспорта как интегрированным его свойством следует понимать такое состояние функционирования транспортной системы, которое обеспечивает неприкосновенность жизни и здоровья людей, целостность, сохранность материальных ценностей, окружающей среды, транспортных средств и коммуникаций.

Юридические основы обеспечения безопасности функционирования транспорта закреплены Федеральными законами от 20 июля 1995 г. «О федеральном железнодорожном транспорте», от 10 декабря 1995 г. «О безопасности дорожного движения», другими законами и подзаконными актами. В соответствии с ними государство разрабатывает комплекс мер политического, экономического, организационного и правового характера, направленный на обеспечение состояния безопасности движения и эксплуатации транспорта как средства охраны жизни и здоровья граждан, сохранности материальных ценностей, предупреждения транспортных происшествий, аварий, крушений и катастроф, уменьшения их возможных последствий.


Список литературы

1. Блинников, А.В. Уголовное право России. Части общая и особенная [Текст]: учеб. пособие / А.В. Блинников, А.В. Бриллиантов. – М.: Проспект, 2009. – 1232с

2. Долженкова, Г.Д. Уголовное право России. Части общая и особенная [Текст]: учеб. пособие / Г.Д. Долженкова, А.В. Бриллиантов. – М.: Проспект, 2009. – 849с

3. Жевлаков, Э.Н. Уголовное право России. Особенная часть [Текст]: учеб. пособие / Э.Н. Желваков, А.В. Бриллиантов. – М.: Проспект, 2008. – 475с

4. Захаров, А.Ю. Уголовное право России. Особенная часть [Текст]: учеб. пособие / А.Ю. Захаров, Е.Н. Федик. – М.: ЮНИТИ, 2009. – 511с

5. Кауфман, М.А. Части общая и особенная [Текст]: учеб. пособие / М.А. Кауфман, Г.Д. Долженков. – М.: Проспект, 2009. – 935с

6. Караханов, А.Н. Уголовное право России. Особенная часть [Текст]: учеб. пособие / А.Н. Караханов, О.А. Вагин. – М.: Проспект, 2008. – 877с

7. Клипицкий, И.А. Уголовное право России. Особенная часть [Текст]: учеб. пособие / И.А. Клипицкий, Э.Н. Жевлаков. – М.: ЮНИТИ, 2008. – 501с

8. Пудовочкин, Ю.Е. Уголовное право России. Особенная часть [Текст]: учеб. пособие / Ю.Е. Пудовочкин, А.Ю. Захаров. – М.: Проспект, 2009. – 491с

9. Федик, Е.Н. Части общая и особенная [Текст]: учеб. пособие / Е.Н. Федик, А.В. Бриллиантов. – М.: Проспект, 2009. – 998с

10. Яни, П.С. Уголовное право России. Особенная часть [Текст]: учеб. пособие / П.С. Яни, Н.Г. Иванов. – М.: Проспект, 2009. – 356с



Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты