Использование высоких технологий криминальной средой. Борьба с преступлениями в сфере компьютерной информации

Термин «технология» трактуется в большинстве энциклопедических изданиях как совокупность приемов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов или изделий, осуществляемых в различных отраслях промышленности, а также научно обоснованные приемы и способы их получения (обработки, переработки и хранения), которые являются основной составной частью производственного процесса, включая инструкции и наставления по его проведению.

Более узкую и несколько иную по содержанию трактовку дают авторы политехнического словаря: «Технология … совокупность методов обработки, изготовления, изменения состояния, свойств, формы сырья, материала или полуфабриката, применяемых в процессе производства, для получения готовой продукции, … наука о способах воздействия на сырье, материалы и полупродукты соответствующими орудиями производства».

Сравнивая данные формулировки предмета обсуждения, можно говорить о различных принципах подхода к обобщающим определениям. Так, например, в «Большой советской энциклопедии» технология понимается довольно широко и делится на объективную (действующую, функционирующую в различных отраслях народного хозяйства) и субъективную (научную). При анализе практической технологии ее нельзя оторвать от техники и средств труда. Из этого следует, что понятие «современная технология» неоднозначно по своей сути и имеет несколько аспектов. Важнейшие из них – объективный и субъективный.

Таким образом, мы сталкиваемся с проблемой объективного и субъективного в технологии, то есть с практической и теоретической технологиями. Может быть, именно в этом скрыта причина различного толкования термина в энциклопедических изданиях и отсутствия каких либо единых подходов в оценке противоправных действий физических или юридических лиц, совершенных или подготавливаемых с использованием современных технологий.

Так, например, в Законе РФ «О правовой охране топологий интегральных микросхем» понятие «технология» означало[4] сугубо научный аспект «4. Правовая охрана, предоставляемая настоящим Законом, не распространяется на идеи,… технологию или закодированную информацию, которые могут быть воплощены в топологии», а в постановлении Правительства РФ от 11 ноября 2002 г. № 817 «Об утверждении положения о лицензировании деятельности по изготовлению защищенной от подделок полиграфической продукции…» утверждается о практическом характере этого термина как законченного цикла «работ, включающего… технологию печати… с использованием высокозащищенных трудновоспроизводимых технологий производства защитных элементов».

В УК РФ в устранение разночтения термина «технология» (в вопросах предотвращения незаконного экспорта вооружений), понятия «…оборудование, технологии, научно-техническая информация, незаконное выполнение работ…» просто перечислены, как взаимодополняющие.

Обращаясь к Постановлению Правительства «О контроле за выполнением обязательств по гарантиям использования импортируемых и экспортируемых товаров и услуг двойного назначения в заявленных целях»[5], можно говорить о технологиях как о конечных результатах труда – товарах, под которыми законодатель подразумевает «сырье, материалы, оборудование, научно-техническая информация, работы, … результаты интеллектуальной деятельности, которые могут быть использованы при создании оружия…, иных видов вооружения и военной техники».

Таким образом, очевидно, что технологии в отечественной законодательной практике отмечены одновременно и как способ, и как средство, и как результат производственной деятельности. Что же объединяет в правовом поле термин в его различных ипостасях? На наш взгляд, объединяющим является высокая степень использования научных знаний, что и вызвало появление порождаемого понятия «высокие технологии».

Период развития общества принято обозначать в терминах главенствующей технологии: «каменный» и «железный» века вполне объясняют достигнутый пик технологии производства как способа, средства и результата производственной деятельности. В начале работы мы в который раз подчеркнули, что 21 век – век информации, это «камень/железо» эпохи. Здесь и сырье, и инструмент, и товар, без которого современный рынок не намного отличается от предшествующих периодов развития человечества. Попутно отметим, что помимо криминального интереса, этот «двигатель прогресса» удостоен и военного назначения: «чем выше технологические возможности государства и чем больше число его взаимодействий с другими группами (включая внутренние группы) или государствами, тем более государство уязвимо в информационной войне»[6].

Предпосылка такого положения вещей – объективно существующий факт наличия технологий, достижимых только при использовании современных наукоемких способов производства. По нашему мнению, изучение и выявление особенностей организации производства товаров и услуг, при использовании «высоких технологий», даст возможность эффективно препятствовать их противоправному применению, в том числе и на законодательном уровне.


1.2 Эволюция понятий «технология» и «техника»

Понятие «технология» впервые появилось в Европе по одним источникам – в 1772 г., по другим – в 1777 г. В отечественную научную литературу данный термин проник лишь в 1807 г. с выходом первой части учебника по химической технологии И.А. Двигубского «Начальные основания технологии, или краткое показание работ, на заводах и фабриках производимых». С публикацией первого тома книги В.И. Севергина «Начертание технологии минерального царства» (1821 г.), выпуска первого номера сборника «Технологический журнал» (1840 г.) и учебника П.А. Ильенкова «Курс химической технологии» (1851 г.) он утверждается в химии как специальный термин.

В остальных отраслях практической деятельности людей и в науке его заменяли такие термины, как «искусство», «инженерное искусство», «ремесло».

Россия в XVIII в. еще не располагала промышленностью как таковой. Процесс получения товарной продукции называли ремеслами. Лишь с зарождением в конце XVIII – начале XIX в. инженерной деятельности понятие «ремесло» заменяют сначала «делом», затем «искусством» и только в химии «технологией», причем термин «техника», по сути, заменял нынешнее понятие «технология». Под ним часто подразумевали профессиональную, целенаправленную, инженерную либо иную творческую деятельность в определенной области, и лишь в 40-е – 50-е годы 20-го столетия в отечественной литературе происходит дифференциация понятий технология и техника.

Выделение технологии в самостоятельную научную дисциплину, отграничение ее от практической, признание термина как самостоятельного понятия – явление вполне обоснованное, термин же «техника» растворился в первом.

В процессе эволюции понятий «техника» и «технология» можно установить особенности, характеризующие их сущность. Одна из них – объединение объективного и субъективного в приведенных понятиях, вторая – диалектическое единство их объективных частей в процессе развития формы и содержания.

Из этого можно сделать следующие выводы:

- при определении направлений развития общественного производства и экономики в целом отрывать технику от технологии нельзя;

- для изучения законов и закономерностей развития производства и отдельных производственных систем необходимо путем дифференциации технологии раскрыть ее противоположности и установить связь между ними;

- субъективная часть технологии не может быть однозначной, это разносторонняя и разноплановая система;

- содержанием диалектического единства технологии и техники, движущим началом остается технология.

При этом следует учесть, что на всех иерархических уровнях организации технология делится на практическую (объективную), научную и теоретическую (субъективную). С практической технологией непосредственно связана научная, а с научной – теоретическая.

Практическая технология – это отработанная опытом совокупность процессов и операций по созданию определенного вида потребительной стоимости. Данная технология может быть представлена, изображена, описана и т.д. Ее характерные признаки: динамизм, конкретность, материальная обусловленность и логичность (строгая последовательность действий, операций, движений).

Научная технология изучает и обобщает опыт создания потребительных стоимостей. Предмет ее изучения – процессы взаимодействия средств труда, предметов труда и окружающей среды при создании всего многообразия потребительных стоимостей. В области материального производства ее задачи следующие: изучение закономерностей протекания процессов преобразования предметов труда в продукцию или товары; изыскание прогрессивных способов воздействия на предметы труда, их проверка; разработка мероприятий по защите природы; выбор и проектирование наиболее эффективной и безопасной практической технологии.

Теоретическая технология изучает диалектику технологии и возможность использования законов развития природы и общества для преобразования материального и духовного мира человека. Предмет ее исследования – процессы развития познающей и преобразующей деятельности человека. Основные задачи: познание законов взаимодействия человека с природой; изучение возможностей и условий практического применения познанных законов или закономерностей; разработка, обоснование и экспериментальная проверка новых технологических процессов. С этой задачей связано много других проблем, таких как специализация и интеграция, систематизация процессов и их форм, классификация наук, естественных и технологических процессов. Теоретическая технология дала толчок возникновению синергетики, дословно – теории совместного действия, где подразумевается два смысла.

Первый – это подход, рассматривающий возникновение новых качеств у сложных систем, состоящих из взаимодействующих подсистем, которыми сами подсистемы не обладают.

Второй – это направление, развитие которого требует совместных усилий представителей различных научных дисциплин.

Синергетика технологических процессов прочно объединяет естествознание, с которым взаимодействует на низших уровнях (снизу), науку и технику (средние уровни иерархии), экономику, политику и управление (верхние). Технология как основа жизни общества дает те потребительные стоимости, образы которых формирует политика. Экономика, являясь своеобразным проводником и регулятором потоков материальных и духовных ценностей, в условиях глубокого разделения труда стала играть исключительную роль в развитии производительных сил общества. Поэтому разрыв связей между естествознанием, технологией, техникой, экономикой и политикой недопустим.


1.3 Информационная технология

Подлинная технологическая революция связана, прежде всего, с созданием электронно-вычислительных машин в конце 40-х годов, и с этого же времени исчисляется новая эра – эра развития компьютерных технологий[7], материальное ядро которой образует микроэлектроника. Именно успехи микроэлектроники обусловили бурное развитие современных информационных технологий (ИТ) приема, передачи и обработки информации, систем управления и связи:

- ИТ является важнейшим средством реализации так называемого формального синтеза знаний, память компьютера в таких системах представляет собой как бы энциклопедию, вобравшую в себя знания из различных областей;

- фактор научно-теоретического знания приобретает решающее значение для перестройки экономики в сторону наукоемкости (все входящие в этот комплекс отрасли сами по себе наукоемки);

- ИТ является своего рода преобразователем всех других отраслей хозяйства, как производственных, так и непроизводственных, основным средством их автоматизации, качественного изменения продукции и, как следствие, перевода частично или полностью в категорию наукоемких.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 15, 16, 17, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 32, 33, 34, 35, 36, 37



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты