Исследование трасологических следов, образующихся при наезде транспортных средств на пешехода

Постоянный шаг рисунка имеют шины мотоциклов, мотороллеров и всех грузовых автомобилей.

Переменный шаг означает, что элементы рельефного рисунка, составляющие шаг, одинаковы по форме, но различны по размерам (по длине и ширине) на соседних участках беговой дорожки, т. е. беговая дорожка, содержит определенное количество неравных по длине участков.

Переменный шаг рисунка изготавливают на шинах для легковых автомобилей в целях уменьшения шума при высоких скоростях.

Автомобильные шины также классифицируют по конструктивным и эксплуатационным характеристикам.

В зависимости от величины внутреннего давления (т. е. давления в камере) различают два вида шин:

— высокого давления;

— низкого давления, которые в свою очередь, подразделются на балонные и сверхбалонные.

Шины высокого давления отличаются высокой прочностью и применяются на тяжелых грузовых автомобилях и автобусах.

Балонные шины эксплуатируют при давлении от 1,75 до 5,5 атмосфер (чем больше размер шины, тем больше давление). Эти шины получили наибольшее распространение. Их устанавливают на легковых и грузовых (кроме тяжелых) автомобилях.

Сверхбалонные шины применяют при давлении от 0,8 до 1,75 атмосфер. Такие шины повышают проходимость по песку, снегу, вспаханному грунту и т. д., но быстро изнашиваются, а на мощеных дорогах не обеспечивают быстрого торможения.

В настоящее время для повышения проходимости автомобиля в трудных дорожных условиях используют арочные, широкопрофильные шины и шины с регулируемым давлением воздуха.

Арочные шины отличаются от обычных тем, что они в 2—2,5 раза шире. Их устанавливают только на заднюю ось грузового автомобиля вместо спаренных. Давление воздуха в этих шинах составляет от 0,5 до 2,0 атмосфер, вследствие чего они подвергаются значительной деформации и быстро изнашиваются.

Широкопрофильные шины также шире обычных шин, но уже арочных. Конструкция их прочнее. Используются аналогично арочным шинам.

Шины с регулируемым давлением воздуха применяют на автомобилях, имеющих специальное устройство, позволяющее на ходу изменить давление воздуха в шине. При уменьшении давления площадь контакта шины с дорогой увеличивается, следовательно, улучшается проходимость.

Шина имеет следующие размерные характеристики:

а)наружный диаметр;

б)внутренний (посадочный) диаметр;

в)ширина профиля;

г)ширина беговой дорожки.

Иногда обозначение шины состоит из двух чисел, одно из которых выражает ширину профиля.

Шины одной размерной группы различаются по моделям. Основными отличительными признаками модели являются строение рисунка протектора (его форма, размеры и расположение элементов рисунка) и ширина беговой дорожки. Модель шины обозначают сочетанием букв и цифр.

Помимо указанных, существуют шины со съемным протектором. Эти шины эксплуатируют только на грузовых автомобилях. Они состоят из каркаса и одного или трех съемных протекторных колец. После износа их заменяют, а шину продолжают использовать.

Рассмотренные выше следообразующие детали и части транспортных средств при взаимодействии с объектами окружающей среды вносят в них определенные материальные изменения, т. е. оставляют следы.

В широком смысле, следы — это любые изменения окружающей обстановки, причинно связанные с расследуемым событием. С таких позиций под следами транспортных средств нужно понимать:

1)                отображения внешнего строения отдельных деталей и частей транспортного средства на различных объектах в результате контакта с ними;

2)                отображения внешнего строения различных объектов, образовавшиеся в ходе происшествия на самом транспортном средстве;

3)                части, составлявшие с транспортным средством единое целое и отделившиеся от него при происшествии;

4)                вещества, используемые при эксплуатации транспортных средств (масла, тормозная жидкость и т.д.), а также попавшие на транспортное средство в результате происшествия (пятна крови, наслоения грунта и т. д.).

В дипломной работе в основном рассматриваются следы как объект трасологической экспертизы, т. е. следы-отображения внешнего строения автомототранспортных средств. Эти следы могут возникать при подготовке к преступлению (во время подвоза преступников и орудий преступления и т. д.), на стадии его совершения и при сокрытии следов преступления (в ходе вывоза украденных вещей).

По событиям, обусловившим их возникновение, выделяют несколько видов следов.

Следы столкновения образуются при встречном, боковом или одностороннем движении участвующих в столкновении транспортных средств либо при ударе транспортного средства о неподвижный объект. В результате на столкнувшихся объектах появляются следы вдавливания, скольжения, наслоения или отслоения, образуемые выступающими участками транспортных средств.

Следы переезда образуются в результате качения колес по лежащему предмету и проявляются в виде погнутостей, поломок или продавливания поверхности деталей транспортного средства. На них могут остаться царапины, соскобы, следы скольжения или части объектов, по которым проехало транспортное средство.

Следы наезда как бы объединяют следы столкновения и неполного переезда. Если в нем участвуют транспортное средство и человек, то следы остаются на транспорте, совершившем наезд, в виде вмятин от удара о тело потерпевшего, отпечатков рук и одежды или следов скольжения тела (одежды) по поверхности транспортного средства. Обычно такие следы расположены спереди — на передних крыльях, капоте, радиаторе и т. д. На теле и одежде потерпевшего образуются следы наслоения, оставленные транспортным средством,— грунт с колес, краска, а также следы в виде разрывов, разрезов или размятия участков тела и одежды.

Следы качения возникают при поступательно-вращательном движении колеса и представляют собой развертку круга на плоскости. Механизм их образования аналогичен механизму образования статических следов, поскольку в каждый конкретный момент отображение отдельных особенностей колеса происходит в виде статического контакта — в период кратковременного покоя объекта. Однако колеса при прокатывании по следовоспринимающей поверхности слегка проскальзывают (особенно ведущие), тем самым внося в процесс следообразования элементы динамики. Это выражается в том, что длина следа иногда бывает несколько короче или длиннее (при торможении) участка колеса, которым данный след образован.

При образовании объемных следов качения происходит деформация отображений некоторых элементов рельефного рисунка протектора, а именно поперечных углублений и выступов. Чем рельефнее эти выступы и уже промежутки между ними, тем больше деформируются их отображения в следе. На деформацию отображения особенностей колеса в следе также оказывают влияние физическое состояние и свойства следовоспринимающего объекта — его пластичность, упругость, плотность и т. д.

По объекту происхождения можно выделить: следы ходовых частей (колес) и неходовых частей (бампера, кузова, капота и т. д.).

Типичными примерами следов ходовых частей являются следы юза и заноса, образованные вследствие торможения (их нельзя смешивать с тормозным путем).

1.3 Получение розыскной и доказательственной информации по следам транспортных средств, их фиксация и изъятие


Обнаружение следов и их предварительное исследование. Основными задачами специалиста криминалистического подразделения, участвующего в собирании доказательств на месте дорожно-транспортного или иного происшествия, связанного с использованием транспортных средств, следует считать обнаружение и предварительное исследование следов с целью получения по ним розыскной и доказательственной информации, которая могла бы способствовать скорейшему раскрытию преступления, пресечению его последствий и предупреждению подобных преступлений. Для обнаружения следов требуется хорошее освещение и тщательный осмотр местности. Осмотру подвергаются: полотно дороги; предметы, обнаруженные на месте происшествия; подъезды к нему, обочины, кюветы; места стоянки автотранспорта. Следы необходимо осматривать на возможно большем протяжении для отыскания участков с четким отображением признаков. Чтобы судить об особенностях шин всех колес, надо изучить следы на повороте или в месте разворота транспорта.

Закончив осмотр места происшествия, эксперт проводит исследование обнаруженных следов, в результате которого могут быть предварительно установлены:

1. Групповая принадлежность транспортного средства:

а)тип;

б)вид;

в)модель.

2. Взаиморасположение транспортных средств перед столкновением.

3. Повреждения, причиненные транспортному средству в результате происшествия (разбита фара, деформирован бампер и т. д.).

4. Вещества, попавшие на транспортное средство (пятна крови, краска, частицы грунта).

5. Направление движения транспортного средства, которое определяют по ряду признаков.

а)При переезде транспортным средством лужи, жидкой грязи брызги от передних колес отлетают вперед в сторону по направлению движения. В этом случае влажный след от колес, идущий в сторону движения, постепенно будет сходить на нет. Аналогичные следы образуются при переезде колесом какого-либо красящего вещества.

б)В объемном следе (вязкая глина, влажный снег) на его стенках отображаются признаки направления вращения колеса. При вращении колеса на стенке следа образуются дугообразные бороздки и валики, расположенные в виде веера, вершина которого обращена в сторону направления движения.

в)Если шина колеса правильно смонтирована, то некоторые типы рисунков протектора также позволяют судить о направлении движения. Угол, образованный деталями рисунка, раскрыт обычно в сторону направления движения;

г)При вращении колеса со значительной скоростью пыль, песок, снег отбрасываются назад в сторону, образуя веерообразные отложения, обращенные вершиной в сторону направления движения. Вблизи такого следа иногда появляются валики в виде уступов, крутая сторона которых указывает на направление движения;

д) При переезде колесом через тонкую ветку, отдельные небольшие палочки, соломинки последние переламываются и образуют угол, раскрытый в сторону движения. Транспортное средство, двигающееся по траве, оставляет след примятой травы, наклоненной в сторону направления движения, а при буксировании, наоборот, — в противоположную сторону. При переезде через твердый предмет, например камень, находящийся на грунте, с противоположной направлению движения стороны обычно возникает небольшой зазор вследствие сдвига предмета вперед;

е) В месте поворота между следами передних и задних колес образуются углы. Более острый угол показывает направление движения.

Для решения вопроса о групповой принадлежности транспортного средства по следам колес необходимо установить модель шины, количество колес, их колею и базу.

Модель шины. С целью ее определения нужно изучить строение отобразившегося в следе рисунка протектора, измерить ширину и шаг беговой дорожки шины и ее наружный диаметр.

Рисунок протектора характеризуется формой и размерами его элементов, их количеством и расположением относительно средней линии шины и друг друга.

Ширину беговой дорожки измеряют в следе. Для этого отыскивают такой участок следа, в котором она отобразилась полностью. О полноте объемного следа можно судить при наличии вертикальных боковых стенок, являющихся его границами. Ширина дна следа, измеренная по перпендикуляру к продольной оси следа, будет шириной беговой дорожки.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты