Глава 3. Экспериментальное исследование
3.1 Осмотр места дорожно-транспортного преступления при наезде транспортного средства на пешехода
Исследование трасологических следов, образующихся при наезде на пешехода начинается еще на стадии осмотра места происшествия.
Осмотр места происшествия (по дорожно-транспортным преступлениям) это не только наблюдение, но и производство различных измерений и вычислений, и сравнение наблюдаемых объектов как между собой, так и с другими объектами и явлениями, и экспериментирование в определенных пределах с исследуемыми объектами, и, наконец, описание и запечатлевание иными методами всего того, что обнаружили и выявили следователь и другие участники осмотра.
Для фиксации обстановки места происшествия производится фотофиксация в следующей последовательности.
Первой осуществляется ориентирующая съемка.
После определения границ места происшествия, фотофиксации в процессе общего осмотра дорожно-транспортного преступления производился общий осмотр обстановки происшествия (дороги, улицы); осматривались объекты внешнего окружения, а также дорожные знаки, сигнальные приборы пешеходного перехода; выявлялись предметы, имеющие отношение к происшествию.
3.2 Предварительное исследование трасологических следов, образующихся при наезде на пешехода
Предварительное исследование трасологических следов, образующихся при наезде на пешехода осуществлялось нами на реальных местах происшествий при наезде автомобиля на пешехода со смертельным исходом в соответствии с методами транспортной трасологии. Нами изучались закономерности отображения в следах информации о событии дорожно-транспортного происшествия и его участниках, при этом применялись разнообразные способы обнаружения и фиксации следов транспортных средств и следов на транспортных средствах с исследованием отобразившейся в них информации.
Следы контакта транспортных средств являются важным источником информации об обстоятельствах дорожно-транспортного происшествия, по которым можно восстановить не только процесс непосредственного взаимодействия автомобиля с пешеходом либо иным препятствием, но и механизм дорожно-транспортного происшествия в целом.
Наша задача как эксперта трасолога состояла в полном, последовательном осмотре транспортного средства в целях обнаружения и фиксации всех следов, а в необходимых случаях – их реконструкция для последующего установления механизма дорожно-транспортного происшествия.
Осмотр следов ходовой части транспортных средств
Важным объектом осмотра также являются следы ходовой части транспортных средств. При их изучении на реальном месте происшествия (см. Приложение Фототаблица 1) нами выдвигались частные версий о виде, модели, направлении и скорости движения транспортного средства.
Так как было известно, что наезд был осуществлен грузовым автомобилем, тот для грузового автомобиля нами был зафиксирован и изъят след длиной 30 см, что позволило получить полное отображение рисунка.
В момент наезда на человека транспортное средство отбрасывает тело потерпевшего вперед, и после падения оно скользит или прокатывается по дороге. В некоторых случаях возможно волочение тела потерпевшего за транспортным средством. Начало и окончание следа скольжения или волочения может быть использовано при решении вопроса о том, в какую сторону двигалось транспортное средство, наехавшее на потерпевшего (Рис. 6).
Во время наезда на пешехода, как правило, происходит непосредственный контакт частей транспортного средства с пешеходом, в результате которого на этих бампере автомобиля и других частях остаются царапины, заусенцы, вмятины, волокна одежды и т.п.
При остановке автомобиля из его агрегатов могут вытекать масло (Рис. 10), антифриз, вода и другие жидкости. По расположению пятен жидкости относительно отпечатков протекторов шин можно определить направление положения транспортного средства на дороге и вероятное направление его движения.
Следы торможения и их фиксация.
Следы торможения являются одним из наиболее важных объектов, подлежащих осмотру при дорожно-транспортном происшествии. Объясняется это тем, что следы торможения являются исходным пунктом для установления ряда обстоятельств: скорости и направления движения машины, взаимного удаления машины и человека при наездах на людей, транспортных средств при столкновении, остановочного пути автомобиля и других.
Различают два режима торможения – экстренное и служебное.
Первый вид торможения может привести к потере управляемости машины, в том случае, если она не оборудована антиблокировочной системой в тормозном приводе. При втором машина, как правило, не теряет управляемости и имеется возможность предотвращения наезда или столкновения не только торможением, но и маневром. По длине следа торможения можно определить скорость движения транспортного средства. Более объективно фотографическая фиксация следа торможения осуществлялась нами с применением квадратного масштаба .
С целью установления вида, модели и марки транспортного средства измеряются ширина колеи и база автомобиля, ширина беговой дорожки шины. В зависимости от вида транспортного средства (легковой, грузовой и т.п.) на месте происшествия остаются следы передних и задних шин одиночных – если это легковой автомобиль, передних одиночных и задних двойных – если автомобиль грузовой, узких передних и широких одиночных задних – если это был колесный трактор, а также широких одиночных передних и задних – если это грузовой автомобиль повышенной проходимости.
Ширина колеи автомобиля измерялась (Рис. 12, 13) между центрами одиночных передних или задних следов шин и между центрами промежутков правой и левой пары следов задних шин.
Измерения производились от центров следов шин, при этом центры следов оставались постоянными.
Следы передних шин часто уничтожаются следами задних. Поэтому для измерения ширины колеи передних шин необходимо пройти по следам транспортного средства в обе стороны от места происшествия (если это возможно) до поворота. В этом месте следы передних шин, как правило, заметны. При объезде выбоин на дорогах они также сохраняются. При этом следует учитывать, что кинематика передней подвески автомобиля такова, что при движении по кривой колея управляемых колес увеличивается, тем значительней, чем меньше радиус поворота.
Важное значение для установления модели имеет база автомобиля, т.е. расстояние между передней и задней осями. В зависимости от характера следов база определяется различными способами.
Наиболее точно она может быть измерена по следам разворота автомобиля с использованием заднего хода: между концами следов передних и задних шин при первой остановке и между концами следов задних и передних шин при второй остановке. При следах «юза» передних и задних колес до полной его остановки база автомобиля измеряется между концами следов «юза» передних и задних колес.
След движущегося в процессе торможения колеса машины имеет:
1) зону четкого отпечатка протектора шины, указывающую на движение машины без торможения;
2) зону более четкого рисунка протектора, соответствующую началу срабатывания тормозной системы;
3) зону постепенного исчезновения рисунка протектора, указывающую на продолжающееся торможение и нарастание замедления;
4) сплошную полоску скольжения, соответствующую прекращению вращения колес, их полной блокировке;
5) зону четкого отпечатка протектора и возвышения грунта или наслоений проезжей части, указывающих на окончание торможения и остановку машины.
Отобразиться могут следы отпечатка протектора, следы скольжения либо те и другие.
Характер следов служит ключом к расшифровке действий водителя и движения машины, ее технического состояния и т.д. Так, криволинейные следы отпечатков протектора могут свидетельствовать о попытке избежать происшествия путем торможения или маневра. Наличие следов скольжения может быть следствием внезапного обнаружения опасности и (или) панических действий водителя, полагающего, что резкое торможение более эффективно (особенно при высокой скорости автомобиля). Когда динамические следы следуют за статическими, то очевидно, что водитель понял бессмысленность резкого торможения и исключил блокировку колес, чтобы иметь возможность маневрированием избежать опасности.
На практике достаточно часто встречаются случаи наличия прерывистого следа блокировки колес. Это связано с тем, что в момент наезда или столкновения водитель на короткое время инстинктивно снижает усилие на педаль тормоза. Указанный факт позволяет более четко установить место наезда либо столкновения.
Отображения некоторых следов помогают установить техническое состояние автомобиля. Процесс торможения технически исправного автомобиля характеризуется равномерной блокировкой всех колес. Его движение в процессе торможения прямолинейно. Отклонение от прямой может быть объяснено, например, наличием поперечного уклона дороги. Если же не все колеса блокируются одновременно, то машина будет отклоняться в сторону ранее заблокированных (левых или правых) колес. Такие следы могут указывать на неправильную регулировку тормозов.
В настоящее время на территории России эксплуатируется значительное количество автомобилей, в основном иностранного производства, оборудованных антиблокировочными системами (АБС) в тормозном приводе, которые при торможении не допускают блокировки колес автомобиля. Следовательно следы юза и волочения в данном случае отсутствуют или выражены очень слабо, что нередко негативно отражается как на фиксации следов ДТП, так и на выдвижении версий о случившемся.
При торможении исправного автомобиля могут отобразиться следы торможения только левых или правых колес. Однако не следует сразу же строить версию о неисправности тормозной системы, поскольку такое явление наблюдается, например, при неравномерном распределении нагрузки на колеса. За счет смещенного центра тяжести следы остаются от колес, на которые приходится большая нагрузка.
Кроме того, следует учитывать, что в соответствии с п. 1.2.2 ГОСТ 25478-91 «Автотранспортные средства. Требования к техническому состоянию по условиям безопасности движения. Методы проверки» линейное отклонение автомобиля, имеющего исправную тормозную систему, при экстренном торможении со скорости 40 км/ч на горизонтальном, сухом участке дороги, имеющем асфальтобетонное покрытие проезжей части, не должно превышать 1,25 м.
Тщательное изучение следов торможения позволяет выявить и некоторые технические неисправности автомобиля, в частности, непригодные для эксплуатации шины. Форма шины колеса с неизношенным протектором округлая. Вызываемая торможением поперечная деформация уменьшает округлость беговой дорожки, увеличивая площадь контакта шины с дорогой. Стирание резины должно происходить равномерно по всей ее ширине. Если протектор полностью изношен, то беговая дорожка становится менее упругой, чем боковые части шины. Последние стираются в большей степени, чем середина, что обнаруживается в конце следа торможения. Форма окончания следа торможения шины с отсутствующим протектором имеет вид полуэллипса, обращенного открытой стороной в направлении движения автомобиля.
Следы торможения следует отличать от других следов. Внешне на след скольжения похож след волочения потерпевшего (Рис. 14, 15). По цвету он почти не отличается от следа торможения, однако в нем присутствуют частицы измельченной трением ткани, царапины от пуговиц, крючков, металлических предметов в карманах потерпевшего.
Со следами скольжения сходны также следы разгона машины, являющиеся результатом пробуксовывания колеса, при котором происходит интенсивное стирание резины шины. Вращающееся колесо отбрасывает на след частицы резины и грязи. При пробуксовывании автомобиль продвигается вперед неравномерно, и поэтому в следе чередуются участки разной контрастности. Границы следов разгона нередко образуют ломанную линию.
Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12