Источники гражданского права

Действия нормативно-правового акта по кругу лиц распространяется на лиц проживающих на территории Российской Федерации.


2.3.Гражданский кодекс Российской Федерации и дополняющие его законы.

Основным законом гражданского права в большинстве стран является

 Гражданский кодекс, устанавливающий важнейшие нормы этой отрасли

права и предопределяющий систему и содержание других актов гражданского законодательства. Наличие кодекса обеспечивает единство законодательства и системы входящих в него законодательных актов, облегчает правоприменительную деятельность и свидетельствует о надлежащем уровне национального законотворчества.

В течение более 30 лет в Российской Федерации  действовал ГК РСФСР 1964г. ( с рядом последующих изменений), который насчитывал 569 статей и имел 8 разделов: 1) Общие положения, 2) Право собственности, 3) Обязательное право, 4) Авторское право, 5) Право на открытие, 6) Изобретательское право, 7) Наследственное право, 8) правоспособность иностранцев, применение законов иностранных государств. Раздел ГК РСФСР 1964г, о наследственном праве сохраняет свое действие до принятия части третьей нового ГК РФ.

ГК РСФСР отражал начала плановой социалистической экономики: закреплял в государственной собственности основные средства производства, признавал обязанность плановых заданий при заключении договоров и существенно ограничивал частную предпринимательскую деятельность. Вместе с тем в системе, общих цивилистических понятиях, нормах обязательственного и  наследственного права он учитывал исторический опыт развития гражданского законодательства и его и обусловленность товарно-денежными отношениями.


7

После провозглашения государственного суверенитета России и принятия Конституции РФ 1993г, был разработан новый ГК РФ, часть первая которого  вступила в силу с 1 января 1995г., а часть вторая- с 1 марта 1996г.  Новый ГК  опирается на принципы рыночной экономики, выраженные в Конституции РФ, и при сохранении общей системы ГК 1964г, и ряда норм, особенно в области обязательственного права, коренным образом обновляет гражданское право России. 

Часть первая ГК РФ включает три обширных раздела (1. Общие  положения, 2. Право собственности и другие вещные права, 3. Общая часть обязательственного права), часть вторая полностью посвящена отдельным

 видам обязательств. Содержание регулирования в новом ГК существенно

расширенно, он насчитывает 1109 статей. Наследственное право и нормы международного частного права должны стать предметом части третьей  ГК РФ, подготовка которой завершается.

Будучи основным законом гражданского права, новый ГК определяет предмет и основные начала этой отрасли права, закрепляет систему институтов гражданского права, и большинство из них достаточно подробно регламентирует. ГК содержит также указания о тех законах гражданского права, которые подлежат изданию. Согласно п.2ст.3 нормы гражданского права, содержащиеся в других законах, должны соответствовать ГК.

В новом ГК имеется развернутая система норм о предпринимательской деятельности общего характера (в части первой) и подробно урегулированы все основные предпринимательские договоры (в части второй). Это  исключает необходимость принятия специального хозяйства (предпринимательского) кодекса, рекомендуемого отдельными российскими юристами, продолжающими отстаивать идею самостоятельности хозяйственного права.

При подготовке нового ГК были использованы предшествующий опыт развития гражданского законодательства России, выводы отечественной цивилистической науки, а также достижения зарубежного права. Были приняты во внимание и важнейшие международные соглашения в области частного права, в которых участвуют РФ, прежде всего Конвенции ООн о


8

 договорах международной купли-продажи товаров 1980г. (Венская конвенция). Ее положения широко использованы в нормах гл.30 ГК об основном гражданско-правовом договоре – купли-продаже.

В новом ГК  названы более 30 законов, которые должны быть приняты в его развитие и дополнение. Большинство их издано, важнейшие из них- законы об акционерных обществах 1995г., общества с ограниченной ответственностью 1998г., о некоммерческих организациях 1996г., государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним 1997г.,несостоятельности (банкротстве)1998г.,новые транспортные кодексы и уставы о воздушных (1997г.), железнодорожных (1998г.), морских (1999г.)

 и водных (2001г.) сообщениях.

Сохраняют свою силу также отдельные законы, принятые еще до вступления в силу нового ГК (некоторые из них действуют в обновленной редакции): законы о залоге 1992г., защите прав потребителей 1992г., авторском праве 1993г. Гражданско-правовые нормы содержит также закон о конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках 1992г. ( с последующими изменениями).



2.4.Другие законодательные источники гражданского права.

Важную группу законодательных источников гражданского права образуют указы Президента РФ и постановления Правительства РФ. ГК именует  их «иные правовые акты» (п.6ст.3). Этот термин используется во многих статьях ГК.

В силу ст.80 Конституции Президент РФ определяет основные направления внутренней политики государства и, хотя его законодательная компетенция в Конституции специально не очерчена, указы издаются Президентом по широкому кругу  вопросов, прежде всего в области регулирования предпринимательской деятельности.

Важнейшими в области гражданского права являются указы Президента РФ от 22 июля 1994г. «Об основных положениях государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий  в


9

 Российской Федерации после 1 июля 1994 года», от 8 июля 1994г. « Об упорядочении государственной регистрации предприятий и

 предпринимателей на территории Российской Федерации», от 18 августа 1996г. « О мерах по защите прав акционеров и обеспечению интересов государства как собственника и акционера», от 8 апреля 1997г., которым утверждено Положение об организации закупки товаров, работ и услуг для государственных нужд.

Законодательная компетенция Правительства РФ определена в Федеральном конституционном законе о нем от 17 декабря 1997г.,достаточно широко и предусматривает осуществление регулирования в социально-экономической сфере (ст.13), управление федеральной собственностью (ст.14), обеспечение свободы экономической деятельности (ст.14). Акты Правительства, имеющие

 нормативный характер, издаются в форме постановлений, акты по

 оперативным и текущим вопросам принимаются в форме распоряжений.

В числе постановлений Правительства РФ по вопросам гражданского права общего характера необходимо назвать Типовой устав казенного предприятия и Порядок деятельности казенных предприятий соответственно от 12 августа и 6 октября 1994г. Основные положения  порядка  заключения и исполнения государственных контрактов (договоров подряда) на строительство объектов для  федеральных государственных нужд в Российской Федерации от 14 августа 1993г. Правила поставки газа  в РФ от 5 февраля 1998г. Правила бытового обслуживания населения в РФ от 15 августа 1997г. правила продажи отдельных видов товаров от 19 января 1998г.

Министерства и иные федеральные органы исполнительной власти могут согласно п.7 ст.3 ГК издавать акты, содержащие нормы гражданского права, в случаях и пределах, предусмотренных ГК, другими законами, решениями Президента РФ и Правительства РФ. Правительством РФ утверждены 13 августа 1997г. Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов власти и их государственной регистрации, которые предусматривают, что такие акты издаются виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкции и положений: форма писем и телеграмм не допускается.


10

Более полно предмет и рамки ведомственных и нормативных актов определяют соответствующие законы РФ и положения о министерствах и ведомствах, утвержденные правительством России. Для некоторых институтов гражданского права такие нормативные акты имеют большое практическое значение, например приказы Минимущества РФ ( по вопросам использования федеральной собственности), транспортных министерств ( об условиях перевозов грузов и пассажиров). По вопросам кредитования и расчетов изданы важные инструкции Центрального банка России.    

Конституция РФ и ГК 1994 не предусматривают принятия актов гражданского права субъектами  Федерации. Между тем особенности и локальный характер некоторых групп  гражданско-правовых отношений обуславливают целесообразность их регулирования именно на уровне

 субъектов Федерации (например, коммунально-бытового хозяйства и

регионального транспорта). По этим  и некоторым другим вопросам действуют  решения органов власти субъектов Федерации, которые сохраняют силу до их отмены актами последующего законодательства.



2.5. Значение судебной и арбитражной практики.

Во многих современных государствах решения судов признаются одним из источников гражданского права. В странах анго-американского права это обусловлено историческим развитием их правовых систем  и отсутствием законов по ряду институтов гражданского права. В государствах Европы законодательное  регулирование гражданско-правовых отношений  разработано и обширно, но судебная практика считается дополнительным к законодательству источником права при наличии пробелов в актах действующего законодательства.

В РФ этот вопрос не получил четкого и однозначного решения.  Наряду с системой судов,  призванных решать прежде всего споры между предпринимателями.   

 В силу ст.58 (п.1)Закона от 8 июля 1981г. «О судоустройстве  РСФСР». Пленум Верховного Суда РФ дает судам  руководящие разъяснения  по


11

 вопросам применения российского  законодательства. Аналогичной является формулировка ст.13 Федерального закона от 28 апреля 1995г. «Об арбитражных судах в Российской Федерации», согласно которой Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ дает разъяснения по вопросам судебной практики, которые обязательны для  арбитражных судов в Российской Федерации.

На основании приведенных норм высшими судебными инстанциями РФ был издан ряд разъяснений. Особое значение имеет постановление Пленумов ВС РФ и ВАС РФ от 1 июля 1996г. №6/8 «О некоторых вопроса, связанных с применением части первой Гражданского  кодекса Российской Федерации». О других разъяснениях высших судов РФ говорится в соответствующих разделах настоящей работы. Каково значение таких разъяснений?

Ранее в теории и практике преобладало мнение о том, что правовые нормы могут создаваться только уполномоченными органами, а задача суда и арбитража- применять действующие правовые нормы, и их решения источником права не являются, а представляют собой акты толкования закона. В случае неполноты или несогласованности правовых норм должен ставиться вопрос о дополнении действующего законодательства.

Однако ввиду неизбежных в законодательстве пробелов в процессе применения правовых норм суд и арбитраж для урегулирования возникающих споров бывают вынуждены в некоторых случаях выходить за формальные рамки действующего гражданского законодательства, не дожидаясь внесения в него изменений. Со ссылкой на этот практический опыт в юридической литературе было высказано мнение о том, что решения судов и арбитражей, формулированные в общей форме в постановлениях их высших органов по разъяснению норм законодательства, имеют нормативный характер и их предлагается именовать правоположениями.

По существу это является признание за постановлениями высших судебных органов свойств дополнительного источника гражданского права.

Страницы: 1, 2, 3



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты