Историко-правовые аспекты деятельности служб охраны и конвоирования

В 1953 году система военизированной охраны в общих лагерях включала: 196 Штабов охраны, 164 отряда, 298 отдельных дивизионов, 626 неотдельных дивизионов, 762 отдельных взводов, 3783 неотдельных взводов, 74 учебных дивизионов по подготовке командиров отделений. В особых лагерях она состояла: из 4-х Отделов, 3-х отдельных отрядов, 12 неотдельных отрядов, 2-х отдельных дивизионов, 52 неотдельных дивизионов, 201 команды (роты), 603 групп (взводов), 4-х учебных дивизионов. Лимит личного состава охраны к общей численности заключенных в общих лагерях составлял 9,62%, в особых лагерях -13,0%.

Пятидесятые годы XX века стали этапом критической переоценки организационных структур исполнения уголовного наказания в виде лишения свободы, содержание их работы, подготовки частичной реализации реформы уголовно-исполнительной системы со всеми ее репрессивными атрибутами.

В 50-х годах осуществляется серьезная реорганизация службы охраны, связанная с измерением правового положения личного состава. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 сентября 1953 года «Об изменении подсудности военных трибуналов» дела о преступлениях по службе личного состава военизированной охраны ИТЛ и колоний передаются в подсудность лагерных судов. В соответствии с постановлением Совета Министров СССР от 25 октября 1956 года за №1443 – 719, объявленным приказом МВД СССР от 27 октября 1956 года за №0500, устанавливается порядок комплектования охраны рядовым и сержантским составом по призыву из числа лиц, ограниченно годных для строевой службы. Военизированная охрана переименовывается в конвойную охрану МВД СССР. В 1958 году постановление Совета Министров СССР от 9 января за №35–17 «О порядке прохождения службы личным составом конвойной охраны ИТУ МВД СССР» установило порядок комплектования личного состава конвойной охраны по призыву; в отношении порядка прохождения службы он приравнивался к личному составу военнослужащих внутренней и конвойной охраны МВД СССР.

ЦК КПСС в Постановлении от 12 марта 1954 года «Об основных задачах МВД СССР» признал работу по исправлению и перевоспитанию заключенных неудовлетворительной. В нем отмечалось, что руководители ГУЛАГа и ИТЛ основное внимание уделяют хозяйственной деятельности и не занимаются вопросами перевоспитания заключенных. В исправительно-трудовых лагерях и колониях должным образом не организовано трудовое использование заключенных, имеются многочисленные случаи нарушения лагерного режима.

Реорганизация работы ИТУ, начавшаяся в соответствии с указанным постановлением, коснулась всех сторон деятельности исправительно-трудовых колоний и лагерей, в том числе организации служб охраны и надзора.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 27 января 1958 года в очередной раз изменяется подсудность лиц рядового и сержантского состава конвойной охраны ИТУ, комплектуемого по призыву. За преступления, направленные против установленного порядка несения службы, они подлежали ответственности согласно Положению о воинских преступлениях и были подсудны по военным трибуналам.

В 1960 году было упразднено общесоюзное Министерство внутренних дел. Его функции передали МВД союзных республик. Части и соединения внутренней и конвойной охраны перешли по месту дислокации в подчинение МВД союзных республик. В том же году в состав войсковой конвойной охраны вошли части и подразделения по охране исправительно-трудовых лагерей (ИТУ).

Конвойная охрана мест заключения обеспечивала надзор за осужденными в жилых зонах и на производственных объектах, конвоировала их к месту работы. К 1960 году конвойная охрана мест заключения организационно включала 21 отдел, 26 отрядов, 42 отдельных дивизиона.

Теперь все задачи, связанные с охраной и конвоированием осужденных осуществлялись войсками. Это повысило надежность охраны объектов.

Во второй половине 60-х гг. стали активно внедрять инженерно-технические средства охраны (ИТСО). Это позволило повысить надежность охраны объектов с одновременным уменьшением количества постов, снизить служебную нагрузку на личный состав. Однако комплексное внедрение ИТСО и переход караулов на несение службы способом оперативного дежурства были еще впереди.

15 октября 1986 утверждается Устав Боевой службы Внутренних войск, который регулирует деятельность многих охранительных служб государства, в том числе и подразделений, осуществляющих охрану исправительных учреждений.

С таким наследием и историческим опытом мы подошли к современному этапу развития службы охраны исправительных учреждений. Как самостоятельной структурной единице уголовно-исполнительной системы государства ей еще предстояло возникнуть и утвердиться.

Распад Советского Союза положил конец единым внутренним войскам МВД СССР. В период с 1991 года по настоящее время были приняты важнейшие нормативные правовые акты в сфере применения уголовных наказаний и обращения с осужденными, что явилось составной частью реформы уголовно-исполнительной системы. Существенные изменения произошли в уголовно-исполнительной политике в связи с коренным изменением политики государства. 12 июля 1990 г. были принята Декларация о государственном суверенитете, в которой провозглашались высшей ценностью интересы человека. Это положение было развито в Декларации прав и свобод человека и гражданина 1991 г., в статье 2, которой было сказано: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены законом только в той мере, какой это необходимо в целях защиты конституционного строя, нравственности, здоровья, законных прав и интересов других людей в демократическом обществе». Отделы охраны исправительных учреждений, решая определенные задачи, в первую очередь руководствуются Конституцией РФ 1993 г. Она провозгласила в статье 2 «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина обязанность государства».

Указанный принцип лег в основу и нового уголовно-исполнительного права. В этих условиях более значимыми стали выглядеть мероприятия по гуманизации исполнения уголовных наказаний и обращения с осужденными, реформирования всей структуры УИС.

12 июня 1992 г. был принят Закон Российской Федерации «О внесении изменений и дополнений в Исправительно-трудовой кодекс РСФСР, Уголовный кодекс РСФСР и Уголовно-процессуальный кодекс РСФСР». Этот закон внес наиболее существенные изменения в нормативную базу функционирования уголовно-исполнительной системы. Этим законом Российское исправительно-трудовое законодательство было приведено в соответствии с международными нормами права. Закон определял правовое положение администрации исправительных учреждений, требования, предъявляемые к персоналу, ответственность сотрудников ИТУ.

Важным шагом в реформировании пенитенциарной системы и всей ее структуры стало принятие 21 июля 1993 года Закона Российской Федерации «Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы». Этим законом определены основы деятельности учреждений и органов, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, составляющих единую уголовно-исполнительную систему.

В процессе реформирования уголовно-исполнительной системы было признано целесообразным функции по охране учреждений и их объектов передать от внутренних войск учреждениям и органам УИС. Правовой основой передачи функции охраны подразделениям УИС являются Указ Президента РФ от 25 апреля 1994 года №805 «О сокращении численности внутренних войск МВД РФ». Во исполнение Указа Президента, Правительство РФ в постановлении от 6 сентября определило норматив численности персонала учреждений и органов УИС, необходимого для выполнения функций по охране осужденных, а также установило конкретный срок (до 01.01.1997 г.) завершения поэтапной передачи внутренними войсками МВД России функций по охране подразделениям УИС. В связи с этим были предприняты организационно-структурные изменения управленческого аппарата УИС. В структуре ГУИН было образовано Управление охраны, в составе которого были созданы отделы ИТСО, спецтехники, транспорта и связи; организации службы; организации розыска и конвоирования; вооружения и специальных средств, а также отделение по организации служебно-розыскного собаководства. В структуре территориальных органов управления УИС были образованы отделы (отделения) охраны. Непосредственные функции по охране учреждений УИС и их объектов выполняют батальоны охраны и конвоирования; роты охраны (конвоирования); взводы охраны (конвоирования); отделения охраны (конвоирования).

Особым Постановлением правительства РФ от 1 января 1997 г. был установлен норматив численности персонала и органов УИС, необходимый для выполнения функций по охране учреждений УИС и их объектов, а также конвоированию осужденных – 16% от среднегодовой численности осужденных, содержащихся в ИТУ. Передача функций охраны от внутренних войск подразделениям и учреждениям УИС завершена в 1998 г.

Особо нужно отметить роль С.В. Степашина. История распорядилась таким образом, что он стоял у истоков реформы, когда находился на посту Министра юстиции. Именно он буквально через несколько месяцев после своего назначения в июле 1997 года убедил Президента России в необходимости передачи из МВД в Минюст уголовно-исполнительной системы. Далее, когда в марте 1998 года его назначат Министром Внутренних дел, не 6 удет преувеличением сказать, что во многом благодаря ему стал возможен «безболезненный» переход пенитенциарной системы в новое подчинение. Было бы неправильным утверждать, что передача ГУИН из МВД в Минюст проходила без проблем. Были и те, кто сопротивлялся осуществлению этой передачи. Кому-то было жаль расставаться с мощной структурой, какую представлял собой ГУИН – ведь его бюджет составлял значительную часть бюджета МВД. Кто-то просто испугался перемен, предпочитая оставить все по-старому. Ситуация резко упростилась после того, как С.В. Степашин был назначен Министром внутренних дел. Именно он сумел придать мощный импульс этому процессу, что и позволило, осуществить его в короткие сроки. И, наконец, будучи уже премьер-министром. С.В. Степашин способствовал принятию решений, позволявших сделать новые серьезные шаги по реформированию УИС после ее передачи в Минюст России.

Для выполнения задачи по реорганизации УИС и передаче ее в ведение из МВД в Минюст России была создана временная рабочая группа из числа квалифицированных работников, ранее работавших в УИС МВД РФ: В.У. Ялунина, С.Х. Шамсунова, И.Г. Гравина, А.И. Филимонова и других. Возглавил работу Юрий Иванович Калинин. В кратчайщие сроки были организованы подготовка и прохождение в инстанциях нормативно-правовых актов.

В соответствии с Указом Президента РФ от 8 октября 1997 года №1100 «О реформировании уголовно-исполнительной системы МВД РФ» в целях совершенствования системы исполнения уголовных наказаний РФ, в соответствии с рекомендациями Комитета Министров Совета Европы о единых европейских пенитенциарных правилах и впредь до принятия соответствующих федеральных законов было принято решение осуществить поэтапное реформирование уголовно – исполнительной системы Министерства внутренних дел Российской Федерации, предусмотрев ее передачу в ведение Министерства юстиции Российской Федерации.

С 22 июля 2002 года организация служб охраны ИУ строго регламентируется нормативно-правовыми актами, в частности Приказом МЮ РФ №205 «Об утверждении Инструкции по охране исправительных учреждений и СИЗО УИС МЮ РФ», а приоритетным направлением при организации деятельности службы охраны являются гуманность и демократизм.

Данный приказ определил порядок организации и осуществления охраны исправительных колоний общего, строгого, особого видов режима, производственных объектов, на которых работают осужденные указанных категорий, лечебных исправительных учреждений, следственных изоляторов и тюрем уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, а также действий караулов, служебных нарядов при введении режима особых условий в учреждениях и при чрезвычайных обстоятельствах.

Страницы: 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 10, 11, 12



Реклама
В соцсетях
скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты скачать рефераты